В Алюминиевой ассоциации оценили готовность отрасли к инфраструктурным изменениям
Рост производства российской высокотехнологичной продукции из алюминия позволит увеличить экспортный потенциал и будет способствовать развитию регионов, заявила председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. Она выступила на сессии «Российский автопром: курс на Восток или технологический суверенитет» на ВЭФ.
По словам Казовской, модернизация транспорта, жилых и коммерческих объектов, транспортной и дорожной инфраструктуры «позволяет создать компетенции внутри страны, новые рабочие места и обрести технологическую независимость».
Эксперты отмечают глобальный мировой тренд на алюминизацию всех отраслей промышленности, включая транспорт. Например, за счет алюминиевых конструкций и комплектующих решается вопрос повышения скорости высокоскоростных железнодорожных магистралей, легкости, маневренности и снижения уровня осадки судов, облегчения легкового транспорта. Еще одно направление развития — сопутствующая быстровозводимая транспортная инфраструктура из алюминиевых сплавов. Благодаря использованию алюминия при строительстве вокзалов, остановок и автостанций, срок службы таких объектов составляет десятки лет.
«Алюминиевая ассоциация совместно с «Русалом» и игроками рынка принимали активное участие в работе по локализации компонентной базы, что требовало, как развития производственных компетенций, так и помощи в выстраивании цепочек поставок от сырого металла до производства конечной продукции в промышленных масштабах», — констатировала Казовская. Результатом этой работы, пояснила она, «стало развитие компетенций отечественных производителей: от освоения специальных высокотехнологичных сплавов для автопрома до производства готовых компонентов и агрегатов».
Председатель Алюминиевой ассоциации добавила, что за последние 10 лет были локализованы детали силовой линии: двигатели, головки блока, коробки передач. Практически все детали подвески от систем рычагов, кронштейнов до дисков колес производились на отечественных заводах. Были локализованы компоненты экстерьера и интерьера, теплообменники, термо- и шумозащита. Зона роста — создание собственной производственной базы компонентов для электромобилей.
Эксперты полагают, что существующая научная и технологическая база полностью готова к реализации масштабных инфраструктурных задач и выпуску продукции мирового уровня. Например, в конце 2023 года в стране было открыто движение по первому на континенте автодорожному мосту из алюминиевых сплавов.
Казовская добавила, что производители алюминиевых полуфабрикатов и компонентов готовы к новой локализации и могут обеспечить как объемы, так и необходимое качество компонентов. Проблема заключается в нехватке стимулов для локализации заходящих на рынок китайских производителей. Среди необходимых мер поддержки — программы локализации пассажирского транспорта в новых условиях, которые включают программу финансирования промышленного оборудования для производства компонентов пассажирского автотранспорта, развитие программы СПИК, программа утилизации ТС, а также программы финансирования и кредитования. Следует рассмотреть возможность изменения требований к закупочным процедурам, сделав упор на увеличенный жизненный цикл и сниженную стоимость владения, экономическую эффективность, экологичность и безопасность для граждан, считает глава ассоциации.