Имя в собственности: бизнес стал массово жаловаться на «патентный троллинг»
Малый бизнес в последние несколько месяцев оказался под ударом «патентных троллей», сообщили «Известиям» в общественном движении «Народный фронт». Так называются компании, которые ничего не продают и не производят, но массово регистрируют товарные знаки. Далее они отслеживают рынок и предъявляют претензии к компаниям, которые используют запатентованные троллями фразы, понятия, схожие товарные знаки и доменные имена, совпадающие с названиями реальных организаций. Законодательство предусматривает санкции лишь за использование товарных знаков без согласия правообладателя и не регулирует намеренное злоупотребление правом на их регистрацию, отметили в Роспатенте. О том, как работает «патентный троллинг» и можно ли от него защититься, — в материале «Известий».
Что такое «патентный троллинг»
Жалобы массово поступают с конца прошлого года, сообщила руководитель проекта «Народный фронт. Право», председатель союза юристов-блогеров при МГЮА при поддержке Ассоциации юристов России Елена Гринь. Сейчас, по ее словам, в работе у общественников более 60 таких обращений. Они поступили из Архангельской, Воронежской, Ульяновской, Томской, Кемеровской областей и Москвы.
Компании-тролли массово регистрируют товарные знаки и затем не используют эти обозначения в своей коммерческой деятельности, пояснила руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова. Зарегистрировав общеупотребляемые фразы, они предъявляют претензии к предпринимателям и пытаются взыскать с них денежные средства.
Ущерб для компаний, которых атаковали «патентные тролли», может быть значительным, вплоть до закрытия организации.
— В числе схем, которые используют недобросовестные патентообладатели, например, схема «местного назначения»: ее цель — вывески небольших кафе, салонов красоты, семейных магазинов, — рассказала Елена Гринь. — Также существуют доменные схемы, когда мошенники ищут интернет-магазины с хорошими продажами, и лицензионные схемы, когда они руководствуются списками компаний с лицензией на определенный вид деятельности.
Запатентованное творчество
Хотя схема «патентного троллинга» существует давно, она стала широко использоваться с распространением маркетплейсов, рассказала «Известиям» руководитель частной юридической практики Светлана Основина.
— Сейчас многие товары закупаются в Китае и продаются на маркетплейсах. Когда товар становится популярным, а его наименование — узнаваемым, «патентные тролли» регистрируют соответствующие товарные знаки, а затем массово рассылают требования продавцам, — пояснила она.
Формально любое лицо, использующее чужой товарный знак без заключения лицензионного договора, становится нарушителем, и правообладатель вправе требовать выплаты компенсации в размере от 10 тыс. рублей до 5 млн рублей на свое усмотрение, отметила юрист.
Сейчас компании активно регистрируют в качестве товарных знаков популярные в производстве сувенирной продукции словосочетания: поговорки, присказки, интернет-мемы, строчки из песен и прочее, отметил индивидуальный предприниматель Игорь Павлов.
— У нас семейный бизнес, мы производим сувениры — бокалы с надписями «шальная императрица», «королевы рождаются в феврале» и другими популярными в интернете фразами, которые используются большим количеством предпринимателей на протяжении многих лет, — поделился он.
Подобные бокалы продавались, по его словам, с 2010 года, и лишь недавно появились претензии от компаний, которые зарегистрировали в качестве товарных знаков популярные словосочетания. После регистрации по формальным признакам они начали в судебном порядке запрещать другим использовать определенные фразы, хотя они не были товарными знаками.
— В большинстве случаев их можно назвать народным творчеством, — пояснил Игорь Павлов.
Сувениры лучше всего продаются зимой, в предпраздничный период, отметил он. И именно в этот момент, в ноябре-декабре, по его словам, производители и столкнулись с троллингом.
— В самый разгар праздничного сезона такие компании начали рассылать досудебные претензии на суммы от 3 млн до 60 млн рублей десяткам предпринимателей с целью устранить конкурентов, — добавил он.
Потом они подали десятки исковых заявлений на суммы от нескольких сотен тысяч до десятков миллионов рублей, добавил предприниматель. Крупная компания с внушительным оборотом, таким образом, пытается отсудить деньги у более мелких предпринимателей.
Работают профессионалы
Уход с российского рынка многих иностранных компаний, которые активно вкладывались в брендирование, также открыл поле для не самых добросовестных игроков, добавил глава комитета по правозащите партии «Новые люди» Александр Хуруджи.
— Правообладатели этих брендов не всегда могли защитить их в России, поскольку закрылись их представительства в стране, — пояснил он «Известиям». — Однако рано или поздно иностранные бренды заканчиваются, и эта машина, которая уже научилась правильно регистрировать созвучные названия, переключается на российских производителей и правообладателей.
Предпринимателям, которые столкнулись с такой проблемой, бывает трудно противостоять этим компаниям, где подобная деятельность поставлена на поток, работают опытные юристы, подчеркнул Александр Хуруджи.
— С одной стороны профессионалы, создавшие из этого бизнес, которые набили руку, а с другой — не специализирующиеся на этом корпоративные юристы, которым, как правило, вменяют в самом начале процесса защищать компанию, — пояснил он.
Действующие нормативно-правовые акты предусматривают санкции лишь в отношении тех, кто использует товарные знаки без согласия правообладателя, и не регулируют намеренное злоупотребление правом на регистрацию товарных знаков и их последующей защиты, заявил на закрытом совещании «Народного фронта» начальник управления организации представления государственных услуг Роспатента Дмитрий Травников. Поэтому защита прав представителей малого бизнеса против недобросовестных монополистов в судебном порядке затруднительна.
В большинстве случаев бизнес вынужден удовлетворять требования, изложенные в досудебных претензиях, чтобы избежать риска еще больших потерь денег и времени в ходе судебных разбирательств, отметили эксперты. Даже если дело дошло до суда, многие обращаются к профильным юристам по патентному праву только тогда, когда уже проиграли в первой инстанции, добавил Александр Хуруджи.
Суды чаще всего принимают сторону правообладателя, поэтому относиться к использованию тех или иных обозначений следует с осторожностью, добавила Светлана Основина.
Что делать предпринимателям в случае троллинга
Не стоит сразу выполнять требования и совершать необдуманные действия, посоветовали опрошенные «Известиями» юристы.
— Самый эффективный способ борьбы с таким троллингом — доказать, что товарный знак используется не для индивидуализации товаров или услуг, а как средство наживы, то есть имеет место злоупотребление правом, — указала Светлана Основина.
Можно обратиться в Роспатент или суд с заявлением о прекращении охраны товарного знака, если основания будут достаточно убедительными, правовая охрана обозначения будет прекращена, отметила она.
С 9 сентября кратно повышаются пошлины за подачу судебных исков, напомнил руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артем Евсеев.
— Поэтому во многих случаях подача исков для троллей станет непривлекательна и они будут ограничиваться лишь претензиями, пытаясь взять компании «на испуг». Это должно защитить компании от таких троллей, — считает он.
Если же иск все-таки подан, важно сразу подключить юристов, которые смогут оценить перспективы дела, напомнил он.
Выплата компенсации не станет основанием для продолжения использования товарного знака, обратила внимание Светлана Основина.
— Конечно, идеальным вариантом будет самостоятельная регистрация товарного знака для закрепления права его использования. Но когда товарный ассортимент обширный, а стоимость единицы товара невысока, зачастую регистрация средства индивидуализации нерентабельна, — отметила она.
Прежде чем использовать то или иное обозначение, она рекомендовала проверять наличие аналогичных или схожих наименований среди зарегистрированных товарных знаков, а также среди заявок на регистрацию.
— Сделать это можно самостоятельно, поискав в сети Интернет, в патентной библиотеке или обратившись к специалистам, — подчеркнула юрист.
Полностью исключить проблему злоупотребления правом интеллектуальной собственности нельзя, считает Дмитрий Травников.
— Ведется борьба с массовым вбросом заявок на товарные знаки: внесен проект по сокращению сроков на уплату пошлины за регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы на товарный знак, — заверил он.
Ограничениях в регистрации товарных знаков не нужны, считает Наталья Золотых. Усложнение процедуры регистрации, по ее словам, станет бременем для добросовестных предпринимателей. Стоит идти по пути жесткого отношения судов к размерам компенсаций, которые заявляются компаниями, не имеющими своего производства и использующими товарные знаки только для предъявления претензии, резюмировала она.