Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
СМИ РФ направили обращения гендиректору ЮНЕСКО о замалчивании преступлений Киева
Общество
Путин наградил композитора Крутого орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени
Экономика
Госдума утвердила федеральный бюджет на 2025-2027 годы
Мир
В Китае нашли запасы золота стоимостью около $82,8 млрд
Мир
В Верховной раде Украины допустили заморозку конфликта в обмен на членство в НАТО
Экономика
Старовойт исключил влияние ситуации с Airbus на транспортную логистику РФ
Мир
В Дубае представили крупнейший в мире золотой слиток весом более 300 кг
Наука и техника
Алиханов сообщил о планах провести полеты импортозамещенного МС-21 весной
Мир
В США заявили о неспособности ракет ATACMS обеспечить Киеву победу
Мир
Трамп анонсировал продажу гитар со своим предвыборным лозунгом и личной подписью
Армия
ВС РФ боеприпасом «Ланцет» уничтожили украинскую САУ в курском приграничье
Общество
Синоптик спрогнозировал пятибалльный шторм в Москве 21 ноября
Общество
В ГД приняли обращение к правительству по вопросу незаконной миграции
Мир
Офис Нетаньяху обвинил МУС в изоляции Израиля и «содействии терактам»
Наука и техника
Ракета «Союз-2.1а» с грузовым кораблем «Прогресс МС-29» стартовала с Байконура
Спорт
ФТАР выдвинула на пост президента ОКР министра спорта РФ Дегтярева
Происшествия
В Горловке в результате обстрела ВСУ пострадали 12 жителей, включая главу района
Общество
Мошенники обманули актера Субботина на 12 тыс. рублей
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Самый успешный создатель фильмов ужасов в России, сооснователь студии QS Films Святослав Подгаевский признает, что без продаж на внешнем рынке продолжать заниматься хоррорами не слишком рентабельно и вообще рискованно. Сейчас он попробовал себя в еще более рискованном жанре — мюзикле. В фильме «Подростки. Первая любовь» герои поют шлягеры 90-х и под эту музыку воруют магнитолы, устраивают «махачи», ссорятся с родителями и, конечно, влюбляются в тех, в кого влюбляться ни за что нельзя. Картина только что открыла 32-й кинофестиваль «Окно в Европу» в Выборге, но уже 29 августа она выйдет в широкий национальный прокат. «Известия» обсудили со Святославом Подгаевским и хорроры, и мюзикл, но не только их.

«Не думаю, что сейчас возможно получить господдержку на хоррор»

— Ваше имя — символ отечественного хоррора. Но сейчас вы как будто приостановили их производство. Решили снять мюзикл. Почему?

— Что касается нашей кинокомпании, мы производство хорроров не останавливали. А жанр мюзикла осваиваю я. Пришел я к этому как-то внутренне. Давно уже хотел попробовать, история придумалась достаточно давно, сейчас просто появилась возможность ее сделать.

— Раньше наши хорроры очень хорошо продавались на всех мировых рынках. Что происходит сейчас?

— Сейчас, конечно, с рынками стало гораздо сложнее. Внутреннего рынка не очень достаточно. Поэтому кинематографисты больше не могут производить столько фильмов в этом жанре, сколько делали совсем недавно. Но мы надеемся, что всё равно интерес у зрителя есть. И, в конце концов, всё в мире меняется. Не думаю, что русский хоррор забыли.

— Netflix «выпилил» вашу «Русалку» из своей подписки?

— Честно говоря, не знаю: с тех пор, как Netflix ушел из России, я в него больше не заходил.

фильм

Кадр из фильма «Русалка. Озеро мертвых»

Фото: Централ Партнершип, режиссер Святослав Подгаевский

— Какие территории остались у вас сейчас по продажам?

— Юго-Восточная Азия и Латинская Америка остаются. Правда, Латинскую Америку сейчас сильно поджимают, потому что там очень много американских кинотеатров и прокатчиков, которые доступными им средствами пытаются понемногу сужать наше присутствие там.

— Какие-то новые территории открылись? Например, наш контент сейчас очень востребован на Ближнем Востоке, но смотрят ли там вообще хорроры?

— Это для нас не очень большой рынок, так было всегда. Больше всего всегда нас смотрела Латинская Америка. И очень много Европа, но сейчас этого рынка для нас практически нет. Были Япония, Вьетнам. Китай есть, но там проблема с законодательством: они не разрешают фильмы, где есть сильная мистическая составляющая. Не каждый наш фильм может попасть на их рынок, хотя прецеденты были.

— На сколько примерно упали зарубежные сборы ваших картин?

— Сложно сказать точно, но падение в среднем более чем в два раза.

— Славянский фолк-хоррор — это же не только российское явление. Тренд казался золотой жилой, плюс «Ведьмак» стимулировал этот интерес. Сейчас это направление как-то развивается?

— Сейчас его сдерживают искусственно, мне кажется. Но само по себе это направление развивается, людям оно интересно. Никаких реальных препятствий для наших хорроров с точки зрения аудитории я не вижу.

фильм

Кадр из фильма «Невеста»

Фото: КарроПрокат, режиссер Святослав Подгаевский

— Что происходит на внутреннем рынке? У нас дефицит контента, значит, и заказ должен быть выше?

— Рынок у нас не такой большой. Его мало, чтобы делать полноценные хорроры. Государственной поддержки этот жанр почти не получает.

— А вы запрашивали?

— Да, но сейчас всё же фокус немного на другое кино, другие жанры. Не думаю, что сейчас возможно получить господдержку на хоррор. Остаются частные деньги. Но и тут проблема. Нам доступны кинотеатральный прокат, VOD (Video on Demand, видео по запросу. — «Известия») и ТВ, но всё это в нашем случае приносит слишком маленький доход. Поэтому если хорроры сегодня делаются, то это либо что-то с низким бюджетом, который реально отбить, либо это очень и очень рисковые вложения частных инвесторов.

— Вы же знаете об успехе в наших кинотеатрах «Собирателя душ» с Николасом Кейджем? И наверняка думаете: «Ребята, на его месте должны были быть мы!»

— Абсолютно! Я сразу своим ребятам сказал, что то ли люди сильно соскучились по хоррору, то ли по Кейджу. Но я за этот фильм рад. Вообще, кино — рискованный бизнес, и чтобы в него поверили инвесторы, чтобы на рынок пришли люди с деньгами, нужны внушительные, сильные победы в прокате.

— Почему вы ни разу не запустили коллаборации с производителями видеоигр? Хорроры — один из самых востребованных жанров там.

— Нам это несколько раз предлагали. Но это довольно сложное производство. Чтобы хорошо сделать игру, нужно, чтобы производитель был очень профессиональный. И нужно выделить на это большие деньги. Хорошая видеоигра стоит гораздо дороже фильма. Поэтому, я бы сказал, мы пока не понимаем, как войти в этот бизнес. Если бы мы были не маленькой компанией, а большим холдингом, мы бы наняли людей и рискнули, наверное.

фильм

Кадр из фильма «Яга. Кошмар темного леса»

Фото: Централ Партнершип, режиссер Святослав Подгаевский

— Вы повезете какие-то проекты на международные кинорынки в ближайшее время?

— Этим летом мы сняли один серьезный проект, режиссер там Иван Капитонов. Только что начался монтаж. У нас есть план выпустить его максимально широко в мире. К этому есть предпосылки — впервые за всё время после обрушения рынка. Попробуем это сделать. Если отклик будет, двинемся дальше. Но никаких подробностей не буду пока давать. Позже.

— Как называется хотя бы?

— Всё позже!

«Я боялся, что получится настолько странно и неловко, что мы не сможем это показывать»

— Перейдем к «Подросткам». Фильм явно претендует на статус новых «Стиляг». А вы какие референсы использовали для себя?

— У меня была задача снять кино о юности. Такое немного «Сто дней после детства». А мюзиклом история стала потому, что именно в то время музыкальная составляющая жизни подростка была очень сильной. Я сам в то время был подростком и хорошо это помню. Было много новых групп, новых звучаний. И вот мне захотелось соединить изначальный визуально-драматургический стиль и музыкальный — чтобы подчеркнуть эпоху.

— Меня очень удивил выбор музыки. В то время мальчики делились на тех, кто слушает рэп, и тех, кто слушает рок. А у вас главные герои — юноши, а музыка вся большей частью «девочковая», поп-хиты, которые даже не на каждой школьной дискотеке включили бы.

фильм

Кадр из фильма «Подростки. Первая любовь»

Фото: НМГ Кинопрокат, режиссер Святослав Подгаевский

— Мы с творческой группой заперлись на несколько дней и выбирали треки, которые мы возьмем. Они должны были подходить драматургически, и при этом не должно было быть сложностей с получением прав на использование. У некоторых из них просто невозможно было найти правообладателей. Мы в итоге остановились на некой золотой середине. И каждую песню мы протестировали на людях: знаешь — не знаешь, что у тебя на нее откликается внутри, подойдет ли она вот здесь. На момент выбора не было ощущения, что мы оставляем песни для девочек. Они были действительно популярны у всех.

— Как вы поняли, что это должны быть каверы, а не оригинальные треки, как в «Брате»?

— Тогда бы это был просто фильм с музыкой, а мы хотели именно мюзикл. При этом я боялся, что в итоге всё получится настолько странно и неловко, что мы не сможем это показывать. Как это — герой шел-шел и вдруг запел? Но это надо просто преодолеть. Мне результат нравится.

— Как искать актеров для такого фильма, чтобы они казались как бы оттуда, из 90-х? Сейчас ведь совсем другие лица, другая пластика.

— Только интуитивно. Действительно, люди отличаются сильно. Хотелось найти простых, но очень таких конкретных ребят, которые могли бы вписаться в эту историю. Алеша Онежен, например, как выяснилось, был у меня раньше на кастингах других моих фильмов. Но он был тогда маленький, я его совсем не помню. Сейчас он вырос, взрослый парень совсем. Он меня поразил тем, что он не просто артистичный и вдумчивый, а честный. Есть в нем что-то такое, что сразу всех цепляет.

студия записи
Фото: Global Look Press/studio recording microphone

— Что просили сделать на пробах?

— Это было очень сложно. Потому что у наших главных героев есть драматическая задача и есть музыкальная. Нужно было, чтобы получалось и там и там. Я боялся, что те, кого я выбрал, прекрасно всё сыграют, но не смогут почувствовать себя на сцене. К счастью, оказалось, что Леша занимается танцами, у него абсолютный слух, вокал очень неплохой — даже отличный для артиста. Поэтому звезды сошлись. Симпатичный, высокий, яркий герой, про него можно сказать, что — да, этот парень мог жить 30 лет назад и испытывать эти эмоции.

— Я не знал, что Елена Лядова поет…

— Я тоже не знал! В фильме у нее не очень большая роль, но почему-то, когда я писал, она у меня сразу возникла в голове. Я просто отправил ей сценарий. Мы встретились. Она мне сразу сказала: «Я боюсь. Я все-таки драматическая актриса, а не певица, и это всё мне в новинку». Как-то получилось ее уговорить. Она порепетировала несколько раз с преподавателем и великолепно спела. У нее есть слух и голос, так что всё оказалось вполне быстро.

— Когда были съемки фильма?

— В августе прошлого года.

фильм

Актриса Елена Лядова в фильме «Подростки. Первая любовь»

Фото: НМГ Кинопрокат, режиссер Святослав Подгаевский

— О чем вы подумали, когда посмотрели «Слово пацана»?

— Естественно, я слышал, что параллельно с нами снимается эта картина и что она вроде тоже про 90-е. Но всё же там чуть более ранний период, конец 80-х, серьезная бандитская история, в то время как у нас она более романтическая. Но наши прокатчики даже обрадовались, что есть эта параллель: будет больше интереса к тому, что сделали мы.

— Вы скучаете по 90-м?

— Трудно сказать. Если говорить о сложностях, которые тогда были, — наверное, нет. Люди скучают по своей молодости, по ощущению свежести, чего-то нового. В стране появилось много возможностей — особенно для тех, у кого были деньги. Не знаю, может ли такое время повториться, но, наверное, не дай бог, чтобы это случилось.

— У вас на площадке не было кухонных споров на этот счет? «Это были свобода, надежды, шансы» — «нет, это были бандиты, кровь, бесправие, нищета», в таком духе?

— У нас, конечно, важна была правда жизни, достоверную среду нужно было воссоздать — это, кстати, было трудно, пришлось долго искать весь этот быт. А споров не было.

— Что планируете к выпуску фильма? Саундтрек? Концерт с песнями из фильма?

— Саундтрек — очень надеемся, только надо все правовые моменты утрясти. А вот концерт — идея отличная, спасибо! Предложу прокатчикам. У нас будет коллаборация с брендом одежды SelSovet, создана капсульная коллекция к выходу фильма. Хорошую поддержку дает «ВКонтакте». Конечно, разные планируются пиар-активности. Возможно, и еще что-то, я не про всё знаю.

Читайте также
Прямой эфир