Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Силы ПВО уничтожили 43 БПЛА ВСУ над регионами России за ночь
Общество
Мошенники стали использовать имена российских звезд для обмана россиян
Мир
«Коалиция желающих» отказалась от идеи разместить сухопутные войска на Украине
Армия
Разведчики Южной группировки войск поразили три пункта управления украинских БПЛА
Мир
Bild узнала о возможности передачи «Северного потока – 2» США для поставок газа в ФРГ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и преимущественно без осадков в Москве 21 марта
Мир
В составе делегации РФ на переговорах с США 24 марта не будет представителей МИДа
Мир
Макрон анонсировал саммит «коалиции желающих» с участием Зеленского 27 марта
Мир
Трамп пообещал до 20 лет тюрьмы участникам саботажей против Tesla
Армия
Бойцы группировки войск «Восток» эвакуировали группу мирных жителей в ДНР
Общество
Синоптик спрогнозировал ночные морозы в Московском регионе до понедельника
Мир
Лидеры ЕС нашли способ противодействовать Орбану и его блокировке помощи Киеву
Мир
СМИ сообщили о планах стран Европы встретиться в Париже для обсуждения по Украине
Мир
NYT сообщила о планах Пентагона открыть Маску планы США на случай войны с Китаем
Мир
Трамп поручил составить список земель с месторождениями полезных ископаемых
Армия
Бойцы ВС РФ рассказали о попытке переодетого в бабушку боевика ВСУ выехать из Суджи
Мир
Reuters узнало об одобрении США продажи высокоточных ракет Саудовской Аравии

ЕС вдалеке

Балканист Милан Лазович — о том, как Черногория отдаляется от евроинтеграции и при чем тут Хорватия
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Еще совсем недавно Черногория была самым успешным кандидатом от региона Западных Балкан на евроинтеграционном пути. Республика, начав переговоры о вступлении в ЕС в далеком 2012 году, сумела добиться значительных успехов. Был проведен ряд реформ: начиная с принципов государственного устройства, которое стало более либеральным и максимально приближенным к стандартам Евросоюза, преобразований в налоговой, судебной, полицейской системах, внедрения и модернизации зеленой повестки в черногорскую политику и заканчивая приведением внешней политики Подгорицы к общееэсовским стандартам.

Особенно ярко это проявилось в полной консолидации черногорских властей по вопросу «российской агрессии на Украине» и присоединения к антироссийским санкциям. Еще в апреле канцлер Германии Олаф Шольц заявил о большой вероятности принятия Черногории, которая с 2017 года стала членом НАТО, в ряды Евросоюза к 2028-му.

Однако ситуация стала резко меняться в июле. Здесь следует сразу сделать оговорку, что в случае с Черногорией это происходит уже не в первый раз. Специфика ее внутриполитической борьбы такова, что обстановка в стране остается турбулентной на протяжении длительного времени. По большому счету, в стране сохраняется противостояние условно прозападных и просербских сил. Первые выступают за полную евроинтеграцию и консолидацию с Западом со всеми вытекающими отсюда последствиями, а вторые — за дружеские отношения с Сербией и Россией, выход республики из НАТО, приостановку европейского пути с целью членства в ЕС, больший крен на Восток. В итоге в Черногории происходят внутри- и внешнеполитические события с резким реверансом в сторону Запада или наоборот — с резким отворотом от него.

В конце позапрошлой недели серьезно обострились отношения Черногории с соседней Хорватией. Загреб имеет тесные отношения с «локомотивом» ЕС — Германией и Францией. Хорватия вступила в ЕС в 2013 году и условно считается своего рода «куратором» от Брюсселя по вопросам евроинтеграции Западных Балкан.

Во многом причиной охлаждения отношений Подгорицы и Загреба стало недавнее принятие Черногорией нашумевшей резолюции о геноциде в Ясеноваце — концлагере, устроенном в годы Второй мировой войны усташами — хорватскими нацистами. Отдельно стоит отметить, что такой шаг властей Черногории был спровоцирован принятой ранее Генассамблей ООН резолюцией о геноциде в Сребренице, целью которой была, в большей степени, демонизация сербов. А в Черногории проживает большое количество сербов, по разным данным, их число составляет от 45 до 50%, то есть почти половина населения республики. Поэтому подобная резолюция ООН крайне возмутила сербов Черногории, часть из которых теперь представлены в кабмине и ряде правительственных структур.

В Загребе между тем расценили принятие резолюции о геноциде в Ясеноваце как явный антихорватский выпад, который способствует деградации двусторонних отношений. Более того, хорватские власти не упустили возможности связать всё с пресловутым деструктивным имперским влиянием Сербии, что вполне укладывается в актуальную риторику ЕС: дескать, это Белград оказывал политическое давление и заставил Черногорию принять такое решение, а также «протолкнул» сербов в правительство и вообще играет на сербской теме, пользуясь тем, что внушительное количество жителей Черногории самоидентифицируют себя как сербов.

В результате Хорватия объявила персонами нон грата трех членов черногорского руководства, выдвинув против них обвинения в «систематической деятельности по нарушению двусторонних отношений». Речь идет о первом вице-премьере Алексе Бечиче, председателе скупщины (парламента) Черногории Андрии Мандиче и одном из лидеров партии «Демократический фронт», депутате Милане Кнежевиче. Более того, в Хорватии также пригрозили дополнительными мерами, способными заблокировать дальнейший путь Черногории в Евросоюз. Впрочем, об этом уже говорят довольно открыто. Так, член Европарламента от Хорватии Тонино Пицула заявил, что «Черногория столкнется с серьезными проблемами на своем пути к членству в ЕС».

Таким образом, налицо не только острый кризис двусторонних отношений между соседними натовскими странами (их уровень на сегодня между Подгорицей и Загребом самый низкий с момента обретения странами независимости в ходе распада Югославии), но и кризис региональный. Дальнейшая евроинтеграция Черногории находится под вопросом, внутриполитические противоречия в республике усиливаются. Растут также и попытки демонизировать и изолировать Сербию за то, что она противостоит попыткам фальсификации истории, не присоединяется к санкциям против России, не признает независимость Косово и отчасти за то, что сохраняет политику многовекторности с восточным креном, поддерживая контакты с такими «нежелательными» для Запада государствами, как Россия, Китай и Иран.

Автор — программный координатор Российского совета по международным делам

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир