Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Экс-телеведущий Би-би-си Эдвардс признался в создании непристойных фото детей
Происшествия
В Москве безбилетница избила контролера в автобусе
Общество
В Минздраве опровергли связь между микропластиком и онкозаболеваниями
Общество
Москву накрыл сильный ливень
Мир
Польша разместит механизированную бригаду на границе с Белоруссией
Мир
В МИД РФ назвали военные учения в Финляндии провокацией НАТО
Армия
В МО РФ сообщили о потере ВСУ танка Leopard и более 700 военных в ДНР
Мир
Президент Ирана пообещал наказать убийц главы политбюро ХАМАС Хании
Спорт
СКА подписал контракт с обладателем Кубка Стэнли Евгением Кузнецовым
Общество
Суд в Петербурге приступил к рассмотрению по существу дела об убийстве Талькова
Политика
В МИД РФ призвали МОК отказаться от деструктивной антироссийской линии
Экономика
Мишустин сообщил о дополнительных мерах поддержки многодетным семьям
Мир
ХАМАС назвало убийство Хании терактом и нарушением суверенитета Ирана
Мир
Песков подтвердил готовность России к переговорам с Украиной
Экономика
Минтранс РФ заявил о контроле стоимости авиабилетов со стороны ФАС
Мир
Захарова назвала события на ОИ-2024 кризисом либеральной демократии
Мир
В Кремле осудили атаку, при которой погиб глава политбюро ХАМАС Хания
Мир
Politico сообщила о наложении Венгрией вето на заявление ЕС о выборах в Венесуэле

Нащупать мир

Аналитик ВШЭ Тигран Мелоян — о том, когда Баку и Ереван окончательно решат противоречия и почему Запад может сорвать урегулирование
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С момента подписания трехстороннего соглашения о прекращении огня в Нагорном Карабахе переговоры Азербайджана и Армении о мире продолжаются с относительным успехом, несмотря на некоторые препятствия, периодически встающие перед ними. Ключевые проблемы, с которыми сталкиваются стороны, в первую очередь связаны с анклавами и их принадлежностью. Следующий очень сложный вопрос упирается в процесс делимитации границ.

Южнокавказские республики долгое время не могли прийти к единому мнению относительно того, какие карты им следует использовать. Ереван хотел бы, чтобы делимитация проводилась на основе карт Генштаба СССР 1970-х годов, тогда как Баку настаивает на ином подходе — прочертить линию отталкиваясь от ситуации на земле. Третий важный вопрос связан с коммуникациями — в частности, с открытием транспортного коридора (так называемый Зангезурский коридор), соединяющего Азербайджан и анклав Нахичевань через территорию Армении. Разблокировка маршрута вызывает у армян ничего, кроме страха потерять контроль над Сюникской областью (юг Армении). Наконец, существует «конституционный вопрос», на который указывает Азербайджан в отношении Армении. Его суть состоит в том, что в основном законе Республики Армения есть отсылка к Декларации независимости, в которой прописана территориальная претензия на Нагорный Карабах. Это, в свою очередь, в глазах Баку не дает гарантий, что в будущем после подписания мирного договора Ереван не изменит свой политический курс. Но изменение основного закона способно стать слишком тяжелым испытанием для текущего правительства Армении, в результате чего Никол Пашинян может лишиться власти.

Между тем не следует упускать из виду те успехи, которые были достигнуты с 2020 года по нескольким группам вопросов. Во-первых, Баку и Ереван проявили политическую волю и дали старт процессу урегулирования конфликта, что уже стало значимым шагом. С тех пор как в мае 2022 года стартовало первое заседание государственных комиссий по вопросам делимитации и демаркации, Азербайджану и Армении удалось провести не меньше девяти совместных встреч, на которых были предварительно согласованы отдельные участки границы между населенными пунктами.

Кроме того, Пашинян продемонстрировал достаточно убедительный жест стремления к миру, передав четыре анклава Азербайджану и признав его территориальную целостность. Это еще раз подтверждает, что стороны научились разрешать спорные вопросы путем диалога. О существенном прогрессе на переговорном треке свидетельствует и то, что в рамках работ по уточнению координат по состоянию на май 2024 года Азербайджан и Армения установили 40 пограничных столбов. Более того, удалось согласовать и провести обмен задержанными в разные периоды военнослужащими. Отдельного упоминания определенно заслуживает то, что встречи между Азербайджаном и Арменией, как это было продемонстрировано в Алма-Ате в мае этого года, могут проходить на двусторонней основе без посредничества третьей стороны — России, ЕС или США.

Параллельно с этим интересно посмотреть, что сейчас происходит в регионе в целом. Постепенная нормализация отношений с Азербайджаном помимо уверенности дала Армении и окно возможностей, а именно вариант сменить курс на Запад, параллельно отворачиваясь от России и не исключая будущий выход из ОДКБ. Отрезать себя от основного гаранта безопасности в надежде обменять его на другого, не проверенного ни временем, ни ситуацией, — достаточно смелый поступок. В глазах Запада именно так это и воспринимается, поэтому там будут делать всё возможное, чтобы, с одной стороны, ударить по репутации и позициям России в регионе, с другой — поощрить Армению за ее выбор и стимулировать далее следовать по этому пути, каким бы извилистым и опасным он ни был для республики. Более того, ЕС заинтересован в новых транспортных и энергетических коридорах, которые бы обходили Россию и Иран и соединяли с Китаем. В этом плане ценность Южного Кавказа в глазах европейских стран и их вовлеченность будут только расти.

В то же время мы можем наблюдать, как предпринимаются попытки трансформировать сложившуюся модель региональной безопасности «3+3» (Россия, Турция, Иран и три южнокавказские республики). Путем диверсификации военно-политических контактов Армения приобретает оружие и боеприпасы у третьих стран, а именно у таких внерегиональных игроков, как Индия и Франция, что, естественно, не может не вызывать обеспокоенность у Азербайджана. Вполне понятна и позиция Армении. Она вынуждена поддерживать свою обороноспособность на фоне той помощи, которую Азербайджану оказывает Турция. С учетом того что дата подписания мирного договора до сих пор не определена, нынешние позиции ВС Азербайджана на границе с Арменией создают огромный дисбаланс в результате занятых стратегических высот. Коме того, Россия сосредоточена на украинском направлении, где ведет противостояние с НАТО.

Поэтому диверсификация поставок для Еревана — это один из путей уравновешивания сил в регионе. В какой-то степени углубление такого военно-технического сотрудничества видится спасательным кругом для Армении, который позволит ей не то чтобы добраться до берега, а оставаться на плаву для поддержания своих интересов без необходимости идти на еще большие жертвы и уступки перед Азербайджаном.

Армения стала основным пунктом назначения индийского оружия благодаря сделкам на поставку ракет Pinaka и ракет ПВО Akash. Так, некоторые источники ссылаются на отчет индийского правительства, в котором утверждается, что только за 2024–2025 финансовый год Армения приобрела индийское вооружение на $600 млн. Активно развивается и военно-техническое сотрудничество с Францией, с которой Ереван подписал ряд контрактов на приобретение оборонительного вооружения.

Несмотря на переговоры, обе стороны продолжают активно вооружаться. Таким образом, потребуется еще много времени, чтобы Азербайджан и Армения научились испытывать друг к другу доверие. Его отсутствие будет подталкивать не только к гонке вооружений на Южном Кавказе, но и сбивать фокус внимания с того, к чему стороны изъявили желание двигаться в ноябре 2020 года — прекращение огня, урегулирование конфликта путем переговоров и, как итог, заключение мирного соглашения.

С другой стороны, мир не может исходить только изнутри, он должен проецироваться в том числе извне, чему, в частности, привержены Россия и Иран. Любые попытки западных стран вмешаться и изменить сложившийся комплекс безопасности на Южном Кавказе (3+3) будут лишь отдалять приближение мира и увеличивать риск эскалации. На данном этапе очень важно, чтобы как внерегиональные, так и региональные акторы направили имеющиеся у них потенциал и политические ресурсы на посреднические усилия между Азербайджаном и Арменией, а не на усугубление ситуации, оснащая южнокавказские республики новыми видами вооружений.

Лучшим действием на пути к миру станет посредничество, поиск технических решений, направленных на открытие границ, включая границу между Арменией и Турцией, но таким образом, чтобы это служило безопасности и интересам всех сторон и, что самое важное, не достигалось за счет ослабления суверенитета другого по праву сильного. Во многом мяч сейчас на стороне Баку, именно от его действий будет зависеть то, как скоро можно будет заговорить о достигнутом мире на Южном Кавказе: выставляя Армении еще больше условий, вынуждая Ереван искать помощь на стороне или же подписав соглашение на текущем этапе и повысив свой международный имидж.

Автор — аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир