Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Зеленский сообщил о прибытии ЗРК Patriot на Украину из Германии
Общество
В Бурятии после обрушения моста возбудили уголовное дело
Общество
Синоптики спрогнозировали дожди и до +23 градусов в Москве 22 июля
Экономика
В Минфине не ждут сюрпризов по неучтенным доходам в 2024 году
Мир
В бундестаге рассказали о критическом отношении к Зеленскому
Мир
Индия эвакуировала 4,5 тыс. студентов из охваченной протестами Бангладеш
Мир
Маск назвал вице-президента США Харрис марионеткой Сороса
Мир
После покушения рейтинг одобрения Трампа достиг максимума
Мир
В бундестаге заявили об усталости немцев от конфликта на Украине
Мир
CNN узнал о приведении в повышенную готовность более 500 тыс. военных НАТО
Мир
Республиканцы назвали Камалу Харрис катастрофой для США
Экономика
Применение цифрового рубля сочли актуальным для отслеживания расходов бюджета
Мир
Вучич заявил о подготовке Запада к военному конфликту с Россией
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили позиции ВСУ на харьковском направлении
Мир
Медведчук рассказал об охватившем Запад политическом безумии
Общество
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
Мир
Медведчук объяснил, почему Западу невыгодна влиятельная Украина
Происшествия
Мирный житель пострадал при обстреле Шебекино со стороны ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

От донастройки налоговой системы выиграют как федеральный, так и региональные бюджеты. Впрочем, гораздо важнее — чтобы не было выпадающих доходов. Об этом рассказала директор департамента доходов Минфина Елена Лебединская. Она подчеркнула: сейчас стоит много приоритетных задач, требующих расходов. Поэтому основная работа ведомства направлена на достижение максимальной прозрачности и привлечение дополнительных средств. По словам Елены Лебединской, значимых рисков недостижения прогноза по доходам нет, хотя оценивать нефтегазовые поступления всегда сложно. Как возможное повышение ключевой ставки будет влиять на бюджет, а введение туристического налога отразится на субъектах РФ — в интервью «Известиям».

«Поправки в бюджет предусматривают рост прогноза по внутреннему НДС почти на 5%»

— Как вы оцениваете уровень исполнения доходов федерального и консолидированного бюджетов за первое полугодие 2024-го?

— В целом итоги первых шести месяцев достаточно позитивные. У нас хорошее исполнение как по федеральному, так и по региональным бюджетам, фиксируем рост по всем ключевым видам поступлений. Ситуация выглядит позитивно и устойчиво. Так, доходы федеральной казны за полгода составили 17,1 трлн рублей — это на 38% больше показателя января–июня 2023 года, при этом дефицит по сравнению с прошлым годом снизился с 2,4 трлн до 929 млрд.

— Счетная палата в отзыве на бюджет на эту трехлетку отмечала риск непоступления 84 млрд рублей в этом году, в основном из-за недостачи по внутреннему налогу на добавленную стоимость (НДС). Видите ли вы такие риски? И по каким еще статьям может быть недостача?

На данный момент мы не видим таких рисков. Более того, поправки в бюджет предусматривают рост прогноза по внутреннему НДС почти на 5% (с 7,7 трлн до 8,1 трлн рублей). Это связано с изменениями темпов роста и номинального выражения ВВП в макроэкономическом прогнозе. Исполнение идет уверенно, в рамках наших ожиданий.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Что касается других статей, то в целом всё сбалансировано. Было некоторое перераспределение ожидаемых поступлений. Однако значимых рисков недопоступления доходов нет.

— Говоря о поправках в бюджет на этот год, с чем связано незначительное понижение доходов в прогнозе на конец года на 3 млрд рублей — с 35,065 трлн до 35,062 трлн?

— Это связано с изменением структуры доходов. В поправках мы повысили прогноз ненефтегазовых поступлений (на 516,2 млрд, до 24,1 трлн) и несколько снизили ожидания по сырьевым (на 519 млрд, до 11,0 трлн). Величины, на которые они меняются, очень похожи — это случайное совпадение.

При составлении бюджета в прогнозе закладывались более оптимистичные предпосылки по нефтегазовым доходам, в первую очередь по ценам, теперь учитывается фактическая динамика. Несмотря на снижение прогноза, сырьевые поступления всё равно остаются выше базовых — Фонд национального благосостояния пополняется. При этом по ненефтегазовым статьям наблюдается положительная динамика, в том числе по НДС и по налогу на прибыль.

За счет такого перераспределения общее изменение доходов в поправках небольшое, но структура поменялась.

— В прошлом году бюджет получил 884 млрд неучтенных в прогнозе поступлений. Есть ли вероятность, что в 2024-м казна получит сопоставимые или даже большие доходы, которые не вошли в план?

— Таких поступлений мы не ожидаем. Ситуация прошлого года была уникальной: часть неучтенных средств составил налог на сверхприбыль, решение о котором было принято в середине года и который принес казне более 315 млрд рублей в 2023 году. Кроме того, поступали и безвозмездные платежи от возвратов неиспользованных средств прошлых лет. К тому же в 2023 году поправок в бюджет не было.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

В этом году ситуация принципиально другая: изменения ожиданий уже отражены в финансовом плане. Учтены также поступления в части прибыли Центрального банка, которые не вошли в прогноз. Сюрпризов по части неучтенных доходов в этом году не будет.

И еще технический момент — есть ряд доходов, не учитываемых в плане. Это безвозмездные поступления, которые расходуются через резервный фонд правительства. Их невозможно спрогнозировать заранее.

«Изменение ставки в июле не повлияет на доходы бюджета от налога на вклады в этом году»

— Минфин прогнозирует, что объем поступлений в бюджет от повышенной ставки налога на доходы физлиц (НДФЛ) для состоятельных граждан в этом году составит 181 млрд. Ожидаете ли вы превышения прогноза по этой статье, учитывая растущие доходы населения?

— Существенного превышения в этом году не ожидается. Оценка достаточно свежая — она вошла в поправки бюджета, которые учли обновленный прогноз социально-экономического развития Минэкономразвития России. Согласно ему, реальные располагаемые доходы населения вырастут на 5,2% в 2024-м (изначально ожидалось 2,8%).

Если посмотреть динамику прошлых лет, значимых отклонений по повышенной ставке НДФЛ не возникает.

— Многие аналитики ожидают, что Центробанк в скором времени повысит ключевую ставку. Как это может отразиться на доходах бюджета от налога на вклады?

— НДФЛ с депозитов в этом году будет поступать впервые. Доход от процентов по вкладам облагается налогом сверх фиксированной величины, зависящей от ключевой ставки. (Так, для расчета необлагаемой налогом суммы нужно умножить 1 млн рублей на максимальное значение ключевой ставки в течение года, когда были получены проценты. Однако учитывается максимальная величина ставки ЦБ лишь на начало каждого месяца. В этом году с дохода выше этого уровня придется заплатить НДФЛ 13%, если же поступления окажутся более 5 млн рублей — 15%. Сбор за прошедший год нужно заплатить до 1 декабря 2024-го. — «Известия»)

Возможное изменение ставки в июле не повлияет на доходы бюджета от налога на вклады в этом году (потому что в этом году россияне заплатят за доходы с депозитов за 2023-й. Тогда максимальный уровень ключевой на начало месяца составлял 15%. — «Известия»). Поэтому оценка доходов бюджета по этой статье порядка 100 млрд рублей адекватна и достаточно реалистична.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин

— Уже осенью Минфин представит проект бюджета на следующую трехлетку. Как продвигается составление главного финансового плана страны? Какие доходы сложнее всего прогнозировать?

— Значительную часть доходов прогнозировать довольно сложно. Бывают неожиданные факторы и изменения, тем не менее оценка доходов бюджета — это проверенный механизм и четко построенная процедура, в которую вовлечено много лиц. Поэтому серьезных трудностей с прогнозированием сейчас нет.

Наибольшие сложности возникают с оценкой доходов, зависящих от непредсказуемых внешних факторов. Всегда есть дискуссия по нефтегазовым поступлениям, которые связаны с ценами на нефть.

В целом предварительный прогноз на трехлетку уже сформирован, ближе к осени будем его уточнять. Сейчас основную роль играет изменение налогового законодательства, которое мы будем учитывать. Вероятно, будет новый прогноз макроэкономики, и мы, соответственно, на него также отреагируем.

«Поступления от 13% НДФЛ идут в регионы, всё, что сверх этого, — в федеральный бюджет»

— По оценкам Минфина, налоговые поправки принесут бюджетной системе примерно 2,6 трлн рублей в следующем году. Основной прирост придется на увеличение налога на прибыль для организаций. Как эти изменения отразятся на регионах и федеральной казне?

— В части налога на прибыль повышается ставка, зачисляемая в федеральную казну, поэтому федеральный бюджет получит дополнительные средства.

Что касается НДФЛ, то вводится прогрессивная шкала, и доходы от этого будут распределяться так — поступления от 13% НДФЛ идут в регионы, а всё, что сверх этой величины, — в федеральный бюджет. Соответственно, прирост будет только у последнего.

При этом поправки, предусматривающие увеличение порога доходов по упрощенной системе налогообложения (УСН) с 266 млн до 450 млн, обеспечат дополнительные средства по УСН регионам. Изменения также предполагают введение НДС для компаний, которые зарабатывают больше 60 млн в год. Такое нововведение, в свою очередь, повысит поступления федеральной казны.

Фото: ТАСС/Артем Геодакян

Важнейший вопрос при подготовке бюджета с учетом налоговых поправок — чтобы не было выпадающих доходов.

— Как на регионах может отразиться закрепление права вводить туристический налог?

Туристический налог — это местный сбор, поступающий в бюджет непосредственно того населенного пункта, где находится объект размещения отдыхающих. Это дополнительные местные доходы, похожие на курортный сбор, который сейчас действует в некоторых регионах.

Введение туристического налога даст позитивный финансовый результат тем регионам, где есть потенциал для привлечения туристов.

— Какие задачи в части доходов сейчас стоят перед Минфином? Какая ведется работа по совершенствованию системы их администрирования?

— Перед нами стоит много приоритетных задач, обозначенных президентом. Поэтому основная работа с доходами направлена на достижение максимальной прозрачности при администрировании доходов и привлечение дополнительных средств.

Мы работаем над регламентацией и организацией процесса прогнозирования, а также над улучшением собираемости и управления долгами.

«Использование цифрового рубля для отслеживания расходов более актуально»

Готовятся ли новые меры для улучшения администрирования доходов?

— Это постоянный процесс. Например, мы будем совершенствовать управление доходами и задолженностью в том числе на региональном уровне. Это предусмотрено в поправках в Бюджетном кодексе.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Также планируем мероприятия по методологической поддержке администраторов доходов, чтобы система была более единообразной, понятной и прозрачной. Госорганы должны четко понимать свои задачи и приоритеты. И речь идет не только о крупных — налоговой и таможенной службах. Мы хотим охватить все ведомства, чтобы система управления доходами была единой для всех.

Насколько перспективным инструментом вам кажется цифровой рубль для улучшения администрирования доходов? Может ли он помочь в отслеживании поступлений?

— Цифровой рубль — это в первую очередь еще один вид платежа. С точки зрения доходов отслеживание не является остро необходимым. Когда перечисляется какой-то платеж, это, как правило, закреплено в каком-то документе, например налоговые или таможенные декларации, постановления по штрафам. И есть абсолютно четкое понимание, откуда пришли деньги. Использование цифрового рубля для отслеживания расходов более актуально.

Сейчас важный инструмент бюджетного процесса — портал «Электронный бюджет». Мы стремимся к информатизации и цифровому согласованию всех элементов. В ближайшее время мы подгрузим в «Электронный бюджет» методики прогнозирования и весь процесс их согласования. Сейчас это происходит на уровне переписки и ведомственных приказов. В целом будем и дальше развивать эту систему в сторону прозрачности и гибкости.

Прямой эфир