Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
После схода вагонов пассажирского поезда в Коми возбуждено уголовное дело
Мир
Белый дом заявил о своей непричастности к делу Ассанжа и его сделке с минюстом США
Мир
КНР выступила против включения китайских компаний в антироссийские санкции ЕС
Общество
В Дагестане арестовали сыновей экс-главы Сергокалинского района Омарова
Происшествия
Девять вагонов пассажирского поезда Воркута – Новороссийск сошли с рельсов в Коми
Мир
Небензя возложил на Киев ответственность за гибель 192 детей на территории РФ
Спорт
Олимпийский чемпион и двукратный обладатель Кубка Стэнли Дацюк завершил карьеру
Авто
В Хорватии представили роботакси без руля
Происшествия
Три человека погибли в массовом ДТП в Пензенской области
Мир
Пурмохаммади пообещал улучшать отношения с РФ в случае избрания президентом Ирана
Экономика
Более 1 млрд рублей компенсаций выплатили аграриям в РФ за погибшие посевы
Мир
В США пару обвинили в содержании в рабстве пятерых приемных темнокожих детей
Политика
В Госдуме предложили внести изменения в выплатах пенсий для инвалидов
Мир
В Еврокомиссии заявили о неготовности новых стран ЕС вступить в еврозону
Мир
Мэр Парижа обвинила Макрона в испорченном олимпийском празднике
Мир
МИД РФ предписал шеф-корреспонденту австрийского ORF в Москве покинуть Россию
Наука и техника
В Южной Корее начали расследование после падения робота с лестницы
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Авдеевка продолжает оставаться одним из горячих участков на прифронтовой линии: ВСУ стоят от нее в каких-то 15 км, днем небо над кварталами трещит от беспилотников, не прекращаются обстрелы. Между тем в городе живут мирные люди — почти 600 человек. О том, как обстоят здесь дела с водой, светом, подвозом продуктов, восстановлением жилья, транспортом и работой, — в специальном репортаже «Известий».

Два города

Выезжаем мы из Ясиноватой — до Авдеевки отсюда около 5 км. Города-братья. Или сестры. Оба страдали все эти 10 лет, и бомбежки продолжаются: накануне на ясиноватскую подстанцию украинский ударный дрон «Баба-яга» сбросил сразу шесть снарядов, света в городе второй день нет. Нет его и в Авдеевке... третий год.

Едем вместе с Мариной Тимофеевной Асеевой — последние семь лет она в ясиноватской администрации отвечает за прифронтовые поселки Спартак, Минеральное, Яковлевка. По этой же причине ее назначили ответственной и за Авдеевку — есть опыт. Плюс сама она родом из Авдеевки.

Марина Асеева

Марина Асеева

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Ожидаю увидеть Марину Асееву в бронежилете — дорога опасная. Но женщина предстает в летнем платье.

— Только первые две недели ездила в бронике, а потом перестала, — объясняет она. — Да, пару раз попадали под обстрелы. Но в целом обстановка терпимая.

Асеева сама за рулем. Включает на максимальную громкость магнитолу — лихой саундтрек к фильмам Тарантино, и мы, рванув с места, отправляемся в путь.

В Авдеевку я еду в первый раз. Представляю себе выжженную территорию, где не осталось ничего живого. Минуем участок «промки» — знаменитой промзоны, которая неприступной крепостью, с всяческими бетонными укреплениями и ходами, столько лет стояла на пути сначала воинов ДНР, а потом объединенных сил России. Мелькают редкие разрушенные здания — склад, автобаза, контейнерная площадка. Обычный непримечательный пригород. Взлетаем на взгорок, и с него открывается утопающая в пышной зелени, широкая, раскинувшаяся в разные стороны, безграничная Авдеевка. Мне она представлялась значительно меньше.

Вертолет
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Первые ласточки

— Когда заехала сюда в феврале, — говорит Марина, крутя баранку, — то испытала такую радость… Родина! Дышала здешним воздухом и надышаться не могла. Огорчила, конечно, общая картина, пострадало 100% жилого фонда. Но знаю — восстановим.

Задача на сегодня у Асеевой с коллегами — определить степень разрушения нескольких (первых четырех) домов в так называемом старом городе, состоящем из частного сектора. Завтра сюда завезут стройматериалы, а послезавтра застучат молотки.

Авдеевка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Да, — говорит Марина Асеева. — С чего-то надо начинать. И когда-то. Пусть опасно, но можно вечно ждать удобного случая и откладывать.

Над нашими головами в этот момент проплывает тройка боевых вертолетов. Земля без перерыва вздрагивает от артиллерийских канонад, в основном залпов наших орудий. Но дважды, совсем близко, рассыпаются украинские кассетные боезаряды — звук их, похожий на шуршание фейерверка, не спутаешь ни с чем. Трещат автоматы, значит, замечен беспилотник. В воздухе сплошная какофония.

С нами в соседней машине начальник отдела капитального строительства и восстановления Ясиноватского муниципального округа Артем Поликарпов. Вместе мы обходим четыре выбранных дома. Поликарпов с рулеткой забирается на крыши, исчезает в чердаках, записывает в блокнот цифры замеров.

Артем Поликарпов

Начальник отдела капитального строительства и восстановления Ясиноватского муниципального округа Артем Поликарпов

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

— Всего в утвержденном плане 300 домов, — рассказывает он. — Бригады мы уже набрали, все из местных жителей. Зарплата будет достойная — минимум 70 тыс. рублей. Также решено приступить к ремонту многоквартирных объектов. Шесть пятиэтажек в этом году реконструируют наши шефы — Челябинск и Ямал.

Хлеб, транспорт, медицина

Каждая администрация, берясь курировать новую территорию, вносит свои, присущие только ей, новшества. Так, для Ясиноватской характерно введение так называемых уличкомов — уличных комитетов (я встречал такие в Спартаке, Верхнеторецком, Новобахмутовке). Назначается старший на несколько улиц, и его двор становится своеобразным административным центром. То же самое наладили и в Авдеевке, всего здесь 10 таких комитетов с охватом от 30 до 180 человек.

Вместе с Мариной Асеевой объезжаем некоторые из них. В нескольких раздают хлеб — по буханке на брата, его привозят из Макеевки по понедельникам и четвергам. На одной из досок листок: «В понедельник будет парикмахер. Есть желающие?» — и ниже три фамилии желающих. Еще одно объявление вопрошает: «Нужны очки? Обращайтесь в «Народный фронт»!» Тут же указан график работы медпунктов — пациентов принимают по часу в трех точках. И расписание общественного транспорта: между Донецком и Авдеевкой с мая курсирует микроавтобус, первый рейс в 05:30, последний — в 17:00, въезд и выезд по паспортам.

Раздача хлеба
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Один из «уличкомов» располагается в пятиэтажке: часть дома разрушена, часть — относительно целая, внутри, в квартирах, живут 24 человека. Во дворе — очажок мирной жизни: клумбы, фарфоровые гномы, металлические велосипедные парковки, беседки. Женщина чинно выгуливает собаку на поводке.

Рядом магазин, единственный в городе. Имя его «Купец». Торговля идет бойко, очередь не заканчивается. Ассортимент: колбаса, паштеты, газировка и энергетики, молочка, овощи, табак и всё для бритья. Цены среднестатистические российские или чуть выше: помидоры — 180 рублей, молоко — 130, сметана — 120–145, яйцо — 111, картофель молодой — 60. Внутри только ребята в форме. Местные наведываются сюда редко, объясняют — к российским деньгам пока привыкают, да и не шибко много их, денег, а продуктами обходятся в основном пока из гуманитарных наборов.

Уборка, стирка, помывка

Отличительными знаками современной Авдеевки являются надписи на воротах: «Проверено, мин нет!» Компактные солнечные батареи в каждом дворе — для зарядки телефонов и фонариков. Велосипеды — основное средство передвижения. Триколоры на зданиях и столбах. И цветы — город просто утопает в растительности и ярких бутонах, нигде в Донбассе я не видел такого зеленого (а еще бесспорно уютного, даже несмотря на разрушения) населенного пункта.

Ворота
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

В Химике, районе панельных кварталов (прилегающем к коксохимическому комбинату), встречаем на улице бригаду коммунальщиков. Восемь человек, спрятавшись от жары под кронами тополей, обедают: пьют чай, едят гречневую кашу с мясом — ее только что подвез один из гуманитарных фондов. Это первые авдеевцы, кто официально устроился на работу, всего в городе организовано три таких бригады. Они расчищают землю от мусора, освобождают для проезда дороги, недавно привели центральный парк в порядок. Зарплата — 20 тыс. рублей.

Тут же, в Химике, при одном из «уличкомов» знакомлюсь с местным активистом Павлом, бывшим шахтером. Он отвечает за раздачу продуктов, за работу медпункта, даже за прачечную — единственную на весь город. В прачечной две машинки, их привезли гуманитарщики из Краснодара. Прийти сюда может каждый: стирка, а также порошок — бесплатно. Тут же налажена раздача технической воды — водопровод в Авдеевке не функционирует с февраля 2022-го.

Раздача технической, а также питьевой очищенной воды

Раздача технической, а также питьевой очищенной воды

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

В этом самом доме, с обратной стороны, в брошенной квартире на 1-м этаже оборудована помывочная. В одной из комнат постелен деревянный полок, стены уложены теплоизоляцией, у окна установлена настоящая печка с каменкой. С посетителя — собственные дровишки, и — «милости просим!» Как объяснил Павел, это ноу-хау он подсмотрел у военных, которые оборудуют такие баньки для себя повсеместно. Если пройтись по тому же Химику, обязательно встретишь торчащую из стены коптящую трубу. Все свои обязанности Павел выполняет на добровольных началах, как говорится, безвозмездно. На таких людях, по сути, и держится жизнь в периоды безвременья на освобожденных территориях, пока окончательно не вступит в свои права гражданская власть.

Обратно в Ясиноватую вместе с Мариной Асеевой мы отправляемся ближе к вечеру. Над дорогой растянуты баннеры — «Авдеевка — русский город», поздравления с прошедшим 12 июня, плакаты с портретами героев Великой Отечественной — уроженцев Авдеевки. В салоне играет уже другая музыка — трогательная и лиричная. Снаружи ей привычно вторят залпы артиллерии.

Авдеевка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Прямой эфир