Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В Кремле усомнились в изменении линии НАТО после назначения Рютте генсеком альянса
Политика
Путин указал на вклад атомной отрасли в обеспечение ядерного паритета России
Общество
Минздрав выдал разрешение на исследование нового препарата от ботулизма
Экономика
Госдума приняла закон об индексации пенсий работающим пенсионерам
Мир
Лавров назвал курс США на удержание гегемонии обреченным на неудачу
Мир
Марк Рютте утвержден на пост генсека НАТО
Армия
Борт с освобожденными из плена российскими военнослужащими прибыл в Москву
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и порывистый ветер в Москве 26 июня
Мир
США по условиям сделки обязались не предъявлять Ассанжу новых обвинений
Армия
На Камчатке расчеты ТОФ отработали нанесение ракетного удара по противнику
Общество
Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову
Происшествия
Силы ПВО сбили украинскую ракету над Дмитриевским районом Курской области
Происшествия
В Башкирии пятеро детей госпитализированы из-за пищевого отравления
Мир
В Южной Корее пуск баллистической ракеты КНДР назвали неудачным
Экономика
БРИКС готовит платформу для расчетов в цифровых национальных валютах
Мир
Захарова назвала санкции в отношении ряда СМИ ЕС ответными мерами
Мир
Политолог связал освобождение Ассанжа с предвыборной кампанией Байдена

Несостоявшиеся планы

Аналитик МГИМО Ирина Киселева — о провале конференции в Швейцарии по урегулированию украинского кризиса
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

С 15 по 16 июня в швейцарском Бюргенштоке проходила конференция по вопросу украинского урегулирования с амбициозными целями и пафосным названием «саммит мира». Однако ряд параметров, сформировавших формат конференции, определили несостоятельность первоначальных планов ее проведения.

Во-первых, состав участников встречи в Швейцарии демонстрирует провал попытки организации диалога с участием стран Глобального Юга. Отсутствие на саммите представителей России предопределило невозможность конструктивного обсуждения вопросов урегулирования конфликта в силу полного игнорирования интересов Москвы. На конференции присутствовало порядка 100 представителей различных стран мира и международных организаций, чиновников ЕС.

Однако статус участия заметно различается: наиболее высокий уровень продемонстрировали государства Запада, составившие около половины всех участников, что говорит о том, что Швейцарии не удалось организовать действенный формат дискуссии с привлечением Глобального Юга, а формирование контуров обсуждаемых вопросов и параметров их наполнения фактически проходило под руководством Запада. Практически аналогичный характер носили и предыдущие встречи в Копенгагене, Джидде, Давосе и на Мальте, в рамках которых проводились консультации по «формуле Зеленского».

Отказ от участия в конференции Китая — одного из крупнейших центров политического и экономического влияния — в силу несоответствия «швейцарского формата» видению Пекина возможных путей урегулирования существенно снизил значимость саммита. Большинство стран незападного мира направили в Швейцарию не глав государств, а лишь министров, таким образом подчеркнув, что не уделяют данным консультациям первостепенного внимания. Подобный формат участия говорит о том, что незападные страны присутствовали на конференции скорее в роли наблюдателей, чем активных участников.

При этом и страны Запада продемонстрировали различную степень заинтересованности в обсуждениях в «швейцарском формате». Многие европейские государства были представлены на высшем уровне: президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц, премьер-министр Италии Джорджа Мелони и премьер Великобритании Риши Сунак после окончания саммита Группы семи, проходившего в соседней Италии, направились в Швейцарию для участия в конференции. С ними прибыли премьер-министры Канады и Японии, а также главы Еврокомиссии и Евросовета.

А вот президент США Джо Байден продемонстрировал незаинтересованность в бесперспективном саммите и вместо себя в Швейцарию направил вице-президента Камалу Харрис и помощника по национальной безопасности Джейка Салливана. При этом ряд представителей, включая Харрис и Шольца, предпочли покинуть конференцию после завершения первого дня консультаций, не дожидаясь итогов.

Во-вторых, узость круга вопросов, включенных в официальную повестку конференции, продемонстрировала несостоятельность идей Зеленского о продвижении его формулы урегулирования. Первоначально предполагалось, что одним из предметов обсуждения станет план президента Украины, однако в силу объективной невозможности обсуждения большинства из этих вопросов с целью предотвращения полной несостоятельности конференции было принято решение сосредоточить внимание в рамках консультаций лишь на трех пунктах: продовольственной и энергетической безопасности, а также на гуманитарных вопросах. Соответственно, обсуждение трех вопросов, не имеющих первостепенного значения для урегулирования конфликта, также предопределили фактическую безрезультативность его итогов.

При этом, несмотря на отсутствие представителей Москвы, Россия оставалась в поле внимания участников. Большинство представителей, в том числе стран Запада — Германии, Венгрии и других государств, твердо заявили о необходимости организации формата консультаций, в котором бы участвовала Россия. Более того, оглашение российского плана урегулирования накануне проведения конференции в Швейцарии фактически представляло собой представление официальной позиции Москвы и стало явным сигналом для участников саммита о том, какие условия готов обсуждать Кремль. И если не на официальных встречах, то в кулуарах в Бюргенштоке участники наверняка обсудили озвученные РФ планы, что не позволило сосредоточить внимание исключительно на формуле урегулирования Зеленского.

Итоги конференции в Швейцарии ожидаемо продемонстрировали бесперспективность ее первоначальной повестки. Во-первых, отказ ряда государств, в числе которых Армения, Бразилия, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР и ОАЭ, от подписания итогового заявления означает провал попыток формулирования общей позиции на основе продвигаемых Западом нарративов.

Во-вторых, итоговый документ конференции содержит лишь пункты о процедурах контроля в процессе эксплуатации атомных объектов, обеспечении глобальной продовольственной безопасности, гуманитарных аспектах и ряде других вопросов не первостепенного значения.

В-третьих, вероятно, в мировом сообществе укрепляется осознание необходимости включения в процесс обсуждения России и учета ее интересов.

Автор — аналитик Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир