Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров прокомментировал намерения Байдена помочь Украине
Мир
Медведев объяснил причину предупреждения США о применении «Орешника» Россией
Политика
В Кремле назвали притеснение российских журналистов в Европе четкой линией
Мир
Новак заявил о заинтересованности Казахстана в новом газопроводе в КНР через республику
Общество
В Госдуме хотят отнести заражение радиацией к военной травме
Мир
В офисе президента ЮАР заявили о контактах с Путиным и Зеленским по Украине
Мир
Послы ЕС поддержали завершение вхождения Румынии и Болгарии в Шенгенскую зону
Экономика
Контейнерные перевозки по Каспию решили нарастить с 2025 года
Экономика
Депутат Госдумы заявил о кадровом дефиците в военно-промышленном комплексе
Мир
Советник Трампа Уолтц предложил прекращение огня на Украине на время переговоров
Общество
Госдуме предложат повысить страховое возмещение по вкладам
Мир
WSJ сообщила о неспособности Байдена потратить все выделенные Киеву средства
Мир
Евродепутат от Чехии назвал повод для введения новых антироссийских санкций
Общество
В пяти регионах возникла нехватка препаратов от рассеянного склероза
Спорт
«Ливерпуль» впервые за 15 лет победил «Реал» в матче Лиги чемпионов
Экономика
Замглавы Минэка Илюшникова назвала факторы роста сектора МСП
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 28 ноября
Мир
В раде обвинили Зеленского в утрате веры украинцев в родину

Несостоявшиеся планы

Аналитик МГИМО Ирина Киселева — о провале конференции в Швейцарии по урегулированию украинского кризиса
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

С 15 по 16 июня в швейцарском Бюргенштоке проходила конференция по вопросу украинского урегулирования с амбициозными целями и пафосным названием «саммит мира». Однако ряд параметров, сформировавших формат конференции, определили несостоятельность первоначальных планов ее проведения.

Во-первых, состав участников встречи в Швейцарии демонстрирует провал попытки организации диалога с участием стран Глобального Юга. Отсутствие на саммите представителей России предопределило невозможность конструктивного обсуждения вопросов урегулирования конфликта в силу полного игнорирования интересов Москвы. На конференции присутствовало порядка 100 представителей различных стран мира и международных организаций, чиновников ЕС.

Однако статус участия заметно различается: наиболее высокий уровень продемонстрировали государства Запада, составившие около половины всех участников, что говорит о том, что Швейцарии не удалось организовать действенный формат дискуссии с привлечением Глобального Юга, а формирование контуров обсуждаемых вопросов и параметров их наполнения фактически проходило под руководством Запада. Практически аналогичный характер носили и предыдущие встречи в Копенгагене, Джидде, Давосе и на Мальте, в рамках которых проводились консультации по «формуле Зеленского».

Отказ от участия в конференции Китая — одного из крупнейших центров политического и экономического влияния — в силу несоответствия «швейцарского формата» видению Пекина возможных путей урегулирования существенно снизил значимость саммита. Большинство стран незападного мира направили в Швейцарию не глав государств, а лишь министров, таким образом подчеркнув, что не уделяют данным консультациям первостепенного внимания. Подобный формат участия говорит о том, что незападные страны присутствовали на конференции скорее в роли наблюдателей, чем активных участников.

При этом и страны Запада продемонстрировали различную степень заинтересованности в обсуждениях в «швейцарском формате». Многие европейские государства были представлены на высшем уровне: президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Олаф Шольц, премьер-министр Италии Джорджа Мелони и премьер Великобритании Риши Сунак после окончания саммита Группы семи, проходившего в соседней Италии, направились в Швейцарию для участия в конференции. С ними прибыли премьер-министры Канады и Японии, а также главы Еврокомиссии и Евросовета.

А вот президент США Джо Байден продемонстрировал незаинтересованность в бесперспективном саммите и вместо себя в Швейцарию направил вице-президента Камалу Харрис и помощника по национальной безопасности Джейка Салливана. При этом ряд представителей, включая Харрис и Шольца, предпочли покинуть конференцию после завершения первого дня консультаций, не дожидаясь итогов.

Во-вторых, узость круга вопросов, включенных в официальную повестку конференции, продемонстрировала несостоятельность идей Зеленского о продвижении его формулы урегулирования. Первоначально предполагалось, что одним из предметов обсуждения станет план президента Украины, однако в силу объективной невозможности обсуждения большинства из этих вопросов с целью предотвращения полной несостоятельности конференции было принято решение сосредоточить внимание в рамках консультаций лишь на трех пунктах: продовольственной и энергетической безопасности, а также на гуманитарных вопросах. Соответственно, обсуждение трех вопросов, не имеющих первостепенного значения для урегулирования конфликта, также предопределили фактическую безрезультативность его итогов.

При этом, несмотря на отсутствие представителей Москвы, Россия оставалась в поле внимания участников. Большинство представителей, в том числе стран Запада — Германии, Венгрии и других государств, твердо заявили о необходимости организации формата консультаций, в котором бы участвовала Россия. Более того, оглашение российского плана урегулирования накануне проведения конференции в Швейцарии фактически представляло собой представление официальной позиции Москвы и стало явным сигналом для участников саммита о том, какие условия готов обсуждать Кремль. И если не на официальных встречах, то в кулуарах в Бюргенштоке участники наверняка обсудили озвученные РФ планы, что не позволило сосредоточить внимание исключительно на формуле урегулирования Зеленского.

Итоги конференции в Швейцарии ожидаемо продемонстрировали бесперспективность ее первоначальной повестки. Во-первых, отказ ряда государств, в числе которых Армения, Бразилия, Индия, Саудовская Аравия, ЮАР и ОАЭ, от подписания итогового заявления означает провал попыток формулирования общей позиции на основе продвигаемых Западом нарративов.

Во-вторых, итоговый документ конференции содержит лишь пункты о процедурах контроля в процессе эксплуатации атомных объектов, обеспечении глобальной продовольственной безопасности, гуманитарных аспектах и ряде других вопросов не первостепенного значения.

В-третьих, вероятно, в мировом сообществе укрепляется осознание необходимости включения в процесс обсуждения России и учета ее интересов.

Автор — аналитик Центра европейских исследований ИМИ МГИМО МИД России

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир