Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Врач сообщил о почти 40 пострадавших при сходе вагонов поезда в Коми
Мир
Bloomberg указало на разворот Азии от Запада к России и Китаю
Общество
Суд заочно арестовал журналистку Фариду Курбангалееву на два месяца
Мир
Хуситы заявили об ударе гиперзвуковой ракетой по израильскому судну в Аравийском море
Мир
Белый дом заявил о своей непричастности к делу Ассанжа и его сделке с минюстом США
Мир
КНР выступила против включения китайских компаний в антироссийские санкции ЕС
Общество
После схода вагонов пассажирского поезда в Коми возбуждено уголовное дело
Общество
Состав из уцелевших вагонов поезда в Коми направится с пассажирами в Инту
Мир
В МИД Казахстана обвинили Кэмерона в дезинформации об Астане
Авто
В Хорватии представили роботакси без руля
Происшествия
Три человека погибли в массовом ДТП в Пензенской области
Мир
Пурмохаммади пообещал улучшать отношения с РФ в случае избрания президентом Ирана
Экономика
Более 1 млрд рублей компенсаций выплатили аграриям в РФ за погибшие посевы
Мир
В США пару обвинили в содержании в рабстве пятерых приемных темнокожих детей
Политика
В Госдуме предложили внести изменения в выплатах пенсий для инвалидов
Мир
В Еврокомиссии заявили о неготовности новых стран ЕС вступить в еврозону
Мир
Мэр Парижа обвинила Макрона в испорченном олимпийском празднике

Во весь голос

Доцент РГГУ Вадим Трухачев — о том, как итоги выборов продемонстрировали раскол в Чехии и Словакии из-за украинского кризиса
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Выборы евродепутатов в Чехии закончились тяжелым поражением для правительства Петра Фиалы, входящего в число самых горячих сторонников поддержки Украины и борьбы с Россией изо всех сил. Чешский избиратель этого явно не оценил — тем более на фоне покушения на премьера близкородственной Словакии Роберта Фицо. С ним чешские власти демонстративно прервали отношения из-за разногласий по России. И теперь по-хорошему президент Петр Павел должен распустить парламент, как это сделал его коллега из Франции Эммануэль Макрон.

Но сейчас подробнее о том, что же произошло в этих чрезвычайно близких друг другу странах.

Покушение на Фицо встряхнуло как Словакию, так и Чехию, ведь культурное, экономическое и даже политическое пространство двух стран во многом остается единым. Накануне начала голосования словацкий премьер впервые показался на публике и заявил, что не верит в покушение на него фанатика-одиночки. Это явно был камень в огород как словацкой «атлантической» оппозиции, так и чешского руководства, поскольку преступник разделял его идеологию и видение того, как себя надо вести с Россией, Украиной, ЕС и НАТО.

Но, несмотря на весь шум, итоговый расклад в Словакии почти повторил то, что было на президентских выборах в марте-апреле. Хотя либеральная «Прогрессивная Словакия» получила почти 28% и на три пункта опередила сторонников Фицо из «Направления — социал-демократии», общий расклад остался тем же. Как получил «атлантический» кандидат Иван Корчок 47%, так и на сей раз сумма голосов за поддержавшие его партии составила 47%. Как набрал поддержанный Фицо президент Петер Пеллегрини 53% — столько же осталось и у партий, которые стояли за ним.

Разве что откровенно пророссийская партия «Республика», выступающая за выход из ЕС и НАТО, получила сразу 12,5% и заняла третье место. Однако примерно столько же имели пророссийские кандидаты на выборах президента в первом туре. Только некоторая часть сторонников Фицо ушла в сторону больших евроскептиков, как и его противники стали больше предпочитать «своих» радикалов. Прошли в Европарламент с 7% еще сторонники Пеллегрини из «Голоса социал-демократии» и проевропейские консерваторы из Христианско-демократического движения.

Так что выборы в очередной раз зафиксировали имеющийся в Словакии раскол на сторонников четкого следования курсу Евросоюза и НАТО и поборников независимой линии с некоторым преобладанием вторых. Никуда не делось и то, что «атлантисты» получили больше всего голосов в крупнейших городах страны — Братиславе и Кошице. Напротив, глубинка оказала наибольшую поддержку Фицо и «Республике», причем больше всего голосов им дал наиболее бедный восток Словакии, где живут много этнических русин.

Парадоксально, но злоключения словацкого премьера даже больше повлияли не на его соотечественников, а на чехов. И тому есть очевидное объяснение. Фицо с момента возвращения к власти демонстрировал принципиально иной курс, нежели Чехия. А тут еще в него стрелял человек, идейно близкий… как раз чешской «атлантической» власти. Между тем тяга к независимой линии у чехов в силу куда более долгой истории государственности и прочного национального самосознания даже выше, чем у словаков.

А что предъявляли чешские власти? Лишь махровую русофобию. Они не просто следовали линии Евросоюза и НАТО в отношении России и Украины, а неоднократно «забегали впереди паровоза». Премьер Фиала лично расписывался на снарядах, которые летели в сторону Белгорода. Собственно, по нему бьют в том числе и чешскими «Вампирами». Чехия превратилась не только в заметного поставщика оружия, но и едва ли не в главную ремонтную базу для ВСУ, а также в крупный транзитный узел их снабжения.

В страну запретили въезжать гражданам России. Под патронажем МИД в Чехии год проходила конференция, где беглая российская несистемная оппозиция делила Россию на 34 части. А в программе партии ТОП09, к которой принадлежит председатель парламента Маркета Пекарова-Адамова, которая призывала даже разорвать с нами дипломатические отношения, прямо пишется о необходимости свержения власти в России. И всё это сопровождалось разговорами о том, что «ценности превыше денег».

А тем временем инфляция в Чехии достигала рекордных 18%. Промышленность, дающая почти 40% ВВП, из-за отказа (пусть и неполного) от российских энергоносителей стала съеживаться не хуже, чем в соседней Германии. Чешские цены на еду местами превысили немецкие, хотя раньше такого представить себе было нельзя. Вдобавок ко всему 11-миллионная страна приняла порядка 400 тыс. беженцев с Украины, заняв по этому показателю в относительных цифрах первое место в Европе. А ведь это и расходы, и рост социальной напряженнности.

Но вместо того, чтобы заняться экономикой, в марте 2024 года Фиала демонстративно отменил совместное заседание чешского и словацкого правительств. Мол, с «агентом Кремля» Фицо он за один стол не сядет. За это на него обрушились многие чешские политики, включая бывших президентов Вацлава Клауса и Милоша Земана. А буквально вся чешская оппозиция открыто приняла сторону словацкого премьера. И? когда в того стреляли, политическая тень от преступления опустилась и на чешское правительство.

Незадолго до выборов опросы показывали, что правительству Фиалы полностью доверяют 16%. Оставалось проверить, каковы будут итоги выборы в Европарламент. И они оказались для нынешнего правительства ушатом холодной воды. За либерально-консервативную коалицию «Вместе», ведомую Фиалой и включающую упомянутых выше ТОП09, проголосовали только 22,3% избирателей. Кстати говоря, социологи давали примерно такую же цифру, говоря о тех, кто поддерживает Украину безоговорочно. Тут так и хочется сказать, что Чехия не Польша, и крайняя русофобия здесь находит пусть и заметное, но ограниченное число почитателей.

За более умеренных «атлантистов» из числа входящих в правительство либерально-консервативной партии «Старосты и независимые» и леволиберальных «пиратов» проголосовали 8,7 и 6,2% соответственно. За других последователей того же курса — еще менее 4%. За «мягко» критиковавших подобную линию социал-демократов — 2%. Собственно говоря, опросы показывали, что вооружение Украины поддерживают 43% чехов. Вот они на выходе в виде итогов выборов. И это явное поражение. После которого президент Петр Павел должен поступить так же, как его французский коллега Эммануэль Макрон, — распустить парламент.

Победителем выборов стала партия бывшего премьера Андрея Бабиша (кстати, словака) с 26,1%. Его пророссийским не назовешь, но против вооружения Украины он выступал ясно. Прошли в Европарламент и левая коалиция во главе с коммунистами «Хватит!» (9,6%) и правые евроскептики из «Свободы, прямой демократии и «Триколора» (5,7%). Вот этих уже можно считать вполне лояльными России силами. Еще несколько партий подобного рода набрали неполные 3%. Итого: 46% — у противников вооружения Украины. Чешские социологи снова оказались точны — столько против него по опросам и выступали.

Настоящей сенсацией стало третье место блока левых евроскептиков из «Присяги» и их правых коллег из партии «Мотоциклисты». Этот аналог графы «против всех» набрал аж 10,3%. Вот здесь социологи промахнулись примерно вдвое. Тут прямого недовольства вооружением Украины нет, однако прописывается необходимость национальной внешней политики, дистанцирование от ЕС и забота о чехах «прежде украинцев». И голосование за эту силу — тоже явно не из серии поддержки крайней русофобии.

Отметим, что чешское общество тоже расколото по тому же признаку, что и словацкое. Прага, Брно и Пльзень поддержали правящую коалицию, в то время как глубинка отдала предпочтение более национально ориентированным силам. И разрыв в пользу последних вышел даже более ощутимым, чем в Словакии, при всём том, что народ в Чехии в целом относится к России несколько хуже словаков. Вероятно, потому, что чешское правительство показало себя не просто евроатлантистами, а фанатиками-русофобами, которым плевать на свой народ.

Но получается, что заочно Фицо отомстил своему чешскому коллеге. И бывшие соотечественники выразили его курсу даже большую поддержку, чем земляки. А для России поражение чешского правительства — одна из лучших новостей по итогам выборов в Европарламент.

Автор — политолог, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир