Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Происшествия
При столкновении грузовика и автобуса в Ленинградской области пострадали 11 человек
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
В Ростовской области задержаны замгубернатора и замминистра транспорта региона
Общество
В ГД рассказали о большом количестве обращений о нагрузке школьников
Общество
Гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева» покинут посты
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА

Устаревающая классика: в России не хватает водителей-дальнобойщиков

Молодые люди не хотят идти в профессию из-за тяжелых условий и «низкой престижности»
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Молодые люди не хотят становиться водителями-дальнобойщиками, даже несмотря на высокие зарплаты, а уже работающие — начинают стареть, что усугубляет проблему дефицита кадров в отрасли, выяснили «Известия». Сейчас нехватка шоферов составляет около 25%, считают представители крупных компаний-грузоперевозчиков. Доля возрастных водителей составляет порядка 40%, и большая часть из них жалуется на здоровье. Такая ситуация может привести не только к ухудшению дефицита кадров, но и к росту числа дорожно-транспортных происшествий. О том, почему молодые люди не идут в профессию и с какими болезнями сталкиваются возрастные шоферы — в материале «Известий».

Взросление парка

Доля водителей-дальнобойщиков в возрасте 40–50 лет в России достигла 42%, подсчитал Институт социально-политических исследований Федерального центра РАН и Национального автомобильного союза (НАС).

Проблему старения работников отрасли подтвердили и крупные организации-грузоперевозчики.

— Средний возраст кандидатов увеличивается примерно на 10% год к году, — рассказала «Известиям» директор по персоналу транспортной компании Delko. — Несмотря на достойные заработные платы и улучшение условий труда, молодежь не стремится в эту профессию.

Эксперт добавила, что люди отказываются от работы из-за сложности и длительности процедуры получения водительского удостоверения категории «Е», а также из-за низкого, по их мнению, престижа профессии.

Обучение на права занимает от трех до шести месяцев, напомнила директор по персоналу «Курьер Сервис Экспресс» Галина Кезикова. Но люди не идут в профессию даже из-за высоких зарплат — 150–250 тыс. рублей в зависимости от региона.

— Но только повышение зарплат не поможет справиться с проблемой дефицита водителей, — отметила она в разговоре с «Известиями». — К ее решению необходимо подходить комплексно, начиная с реформирования системы среднего и специального образования, увеличения количества автошкол, готовящих кадры.

Из-за непопулярности профессии и старения водителей дефицит кадров в этой отрасли по итогам 2023 года достиг 25%, подчеркнул директор по развитию бизнеса SOTA Logistic Игорь Чернышев.

Как решить проблему нехватки водителей

Чем больше будет доля возрастных водителей грузовиков, тем острее станет проблема их нехватки, считает вице-президент НАС Антон Шапарин.

— Уже сейчас мы наблюдаем острую нехватку водителей, и в ближайшие несколько лет ситуация может усугубиться, — сказал он «Известиям». — Бездействие повышает риск вымывания из отрасли профессиональных дальнобойщиков — не только по причине старения, но и в том числе за-за смены профессии.

Проблема в том, что водители не готовы идти на те условия, которые им предлагают перевозчики, а компании не готовы их менять, отметил в разговоре с «Известиями» президент Ассоциации транспортных экспертов и специалистов Тарас Коваль.

— И дело даже не в размере заработной платы. Люди согласны работать, например, с понедельника по пятницу и проводить выходные с семьей, а не находиться в рейсе неделями, — отметил он.

В России не хватает автошкол, которые специализируются на обучении водителей категории «CE», — менее половины площадок по всей стране. Кроме того, большая часть действующих учреждений готовят учеников на устаревших тягачах с прицепами, считает президент Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов, совладелец и замдиректора ПЭК Вадим Филатов.

— Бизнес нацелен на то, чтобы автошколы проводили подготовку водителей на современной технике, а также обучались основам профессии «водитель-экспедитор, — рассказал он «Известиям». — Необходимо сократить время обучения водителей категории «СЕ» с полутора лет до трех месяцев, внедрив в программу подготовки сквозные модули. Это позволит снизить временные и финансовые затраты на подготовку водителей.

Характерные болячки

Большинство водителей-дальнобойщиков (66%) жалуются на здоровье из-за тяжелых условий работы, отметила замдиректора по научной работе ИСПИ ФНИСЦ РАН Наталья Великая.

— Водители фактически ведут кочевой образ жизни вдали от своих семей, с ночевками в кабине фуры, нерегулярным и зачастую некачественным питанием, — рассказала она «Известиям».

Основные факторы риска для здоровья дальнобойщиков — малоподвижный образ жизни, неполноценное и нерегулярное питание, стресс, воздействие вибрации и вредных веществ, напомнила врач-кардиолог, медицинский эксперт ИНВИТРО Полина Концедайло.

— Одно из распространенных заболеваний у дальнобойщиков — остеохондроз, — рассказала она «Известиям». — Длительное нахождение в сидячем положении приводит к повышенной нагрузке на позвоночник, что может спровоцировать дегенеративно-дистрофичексие изменения межпозвонковых дисков, в результате которых диск теряет эластичность и может легко травмироваться. В дальнейшем это может привести к формированию межпозвонковой грыжи.

Дальнобойщики подвержены также набору избыточной массы тела из-за нерегулярного и несбалансированного питания, подчеркнула Полина Концедайло.

Еще они часто страдают от простатита, уретрита, цистита, запоров, которые приводят к возникновению геморроя, остеохондроза, воспаленного копчикового свища и болезни Альцгеймера, рассказал «Известиям» врач Павел Хорошев.

Он отметил, что все эти заболевания хоть и прогрессируют с разной скоростью, но отражаются на внимательности водителей-дальнобойщиков на дороге.

Рост количества возрастных водителей может привести к росту ДТП на дорогах, считает майор ГИБДД в отставке, автомобильный эксперт Виктор Кондрашин.

— Надо понимать, что водить грузовик с прицепом — это не то же самое, что и легковой автомобиль, — пояснил он «Известиям». — С возрастом реакция ухудшается, плюс организм быстрее устает. К сожалению, история о том, как водитель большегруза уснул и погиб, — не редкость. Безусловно, 40 лет — это не какой-то предел, но при отсутствии нормального сна и питания в этом возрасте управлять грузовиком сложно.

Эксперты, опрошенные «Известиями», считают, что для решения проблемы возраста и дефицита кадров необходимо кардинально пересмотреть подход как к обучению водителей, так и к условиям работы.

Читайте также
Прямой эфир