Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин назвал главным вопрос безопасности для Донбасса и новых регионов РФ
Мир
Друг Байдена назвал душераздирающим его выступление на дебатах с Трампом
Мир
WP обвинила модераторов дебатов Трампа и Байдена в плохой подготовке к ним
Происшествия
Водитель электросамоката сбил пятилетнего мальчика на Красной площади
Мир
Эрдоган заявил о готовности Турции к нормализации отношений с Сирией
Мир
В Польше лишили иммунитета экс-замглаву минюста из-за уголовного дела
Мир
В Дании сообщили об окончании обучения первых 50 украинцев обслуживанию F-16
Мир
Экс-советник Клинтонов исключил способность Байдена пробыть у власти еще один срок
Мир
В Верховной раде заявили о проблемах с пополнением действующих бригад ВСУ
Общество
Чернышенко заявил о планах отменить роуминг между РФ и Белоруссией до конца года
Мир
Экономист назвал госдолг США угрозой для мировой экономики
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Раздоловка в ДНР
Армия
Расчет САУ снарядом «Краснополь» уничтожил американский танк Abrams ВСУ
Общество
Уголовное дело о халатности должностных лиц возбуждено после пожара во Фрязино
Мир
Ле Пен упрекнула Макрона в неподобающем для президента Франции поведении
Армия
Силы ПВО уничтожили малоразмерный воздушный шар ВСУ над Белгородской областью
Политика
Путин поздравил выпускников школ и пожелал им реализовать свое призвание

Мировой контрапункт

Председатель совета фонда «Валдай» Андрей Быстрицкий — о том, что причины современных конфликтов в наследии прошлого и делении Западом на своих и чужих
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мелодия современного мира разладилась. Какофония конфликтов только усиливается, глобальный военно-политический кризис разрастается. И, как представляется, нужны очень серьезные усилия, чтобы преодолеть его.

Совсем недавно на Netflix вышел фильм «Атлас», суть которого в том, что искусственный интеллект решил: единственный способ достичь мира на Земле — избавиться от человечества. Мысль эта не нова, но вполне понятны соображения сценаристов: сегодня массовая публика, особенно в западных странах, глядя на происходящее и слушая кровожадные рассуждения собственных политиков, становится весьма восприимчивой к различного рода апокалиптическим прогнозам.

Вместе с тем не нужно обладать искусственным интеллектом, чтобы понять: что-то делать надо, поскольку есть явная тенденция к эскалации текущих конфликтов и даже к возникновению новых. Тенденция эта опасна, хотя налицо и противоположное движение: большая часть государств мира изо всех сил стремятся не быть втянутыми в конфликты.

Мы видим, как страны Запада стараются консолидировать вокруг себя окружающий мир и буквально втолкнуть его в конфликт на Украине, но также видим, что это не особенно удается. Причем до такой степени, что даже некоторые западные страны прямо указывают на опасное безумие такого подхода. Не менее поучительно в этом отношении и происходящее на Ближнем Востоке. Разжечь пожар большой войны в регионе пока не удалось, хотя происходящее в Израиле и секторе Газа кажется по-настоящему ужасным. И есть, конечно, еще немало мест на Земле, где происходят столкновения и, к величайшему сожалению, гибнут люди.

Безусловно, встает вопрос о причине этих кризисов? Один из возможных ответов: нынешние конфликты — наследие прошлого, результат действий, которые уже не соответствуют современному состоянию мира.

Я неоднократно писал, что мы живем в чрезвычайно взаимозависимом мире и нам всем не хватает инструментов для его регулирования. Причем инструментов транспарентных, таких, чтобы все страны, все участники мирового процесса были уверены, что эти инструменты не превратятся в средства манипуляции, как это получилось, например, с современными платежными системами и коммуникационными платформами.

Безоглядное и даже отчаянное применение санкций Западом показало: ни о каком равенстве и говорить не приходится. Более того, западные страны старательно пытаются усилить свой контроль над всеми мировыми процессами, утверждая, что им принадлежит право определять, что хорошо и что плохо, что есть добро и что есть зло, кого следует наказать, а кого поощрить.

Такая система может работать только при одном условии: Запад контролирует мир, опираясь на военную мощь, а военная мощь позволяет сохранять важнейшие мировые институты подвластными Западу. Прежде всего это мировая платежная система и информационно-коммуникационные технологии. Понятно, что при наличии в мире Китая, Индии, России, Ирана, Пакистана, Турции, арабского мира, стран Африки и Латинской Америки западные государства остаются в меньшинстве и им трудно создать устойчивую иерархию с собой во главе.

Более того, растущая сложность, взаимопереплетенность мира требуют более распределенной, демократичной системы глобального регулирования. Запад старается не допустить ее прихода, опасаясь потери своей исключительности. Между прочим, пандемия COVID-19 в высшей степени наглядно продемонстрировала все недостатки западного лидерства: распределение вакцин, их сертификация оказались явным свидетельством стремления этих элит манипулировать другими странами даже в столь критические времена, когда экзистенциальный вызов должен был способствовать объединению человечества.

Но, повторю, во многом нынешние конфликты — следствие прошлого, его перекосов и ошибок. Западные страны, их элиты, после распада СССР ошибочно решили, что они могут управлять миром по рецептам холодной войны: расширять НАТО или пытаться контролировать передовые технологии. Во многом это было следствием страха перед расширяющимся миром, перед необходимостью вести дела с тем же Китаем или Индией на равных. Опасаясь конкуренции и неизбежности переустройства мира, Запад стал, если хотите, огораживаться, делить мир на своих и чужих, в сущности, порождая конфликты. То же расширение НАТО — не что иное, как новый Адрианов вал против «варваров».

В условиях усложняющегося мира это стало контрпродуктивным. Идея развития и решения проблем через конфликты и обострение противоречий, которая хотя и с трудом, но работала еще лет 50 назад, устарела. Западные политики с упорством, заслуживающим лучшего применения, хотят победить своих воображаемых врагов.

В силу этого они требуют у разных сравнительно малых стран присяги на лояльность. Эта присяга предполагает, по мнению западных деятелей, заявления и действия, направленные, например, против России или Китая, Ирана или Индии, одних африканских стран против других. Например, пусть государства Центральной Азии осудят Россию или Китай. Сами эти страны хотят другого: держаться подальше от конфликтов и следовать своим интересам, но, испытывая те или иные варианты давления, начинают имитировать формы политического поведения, угодные западным партнерам. А это только провоцирует конфликты, причем чаще всего связанные с внутриполитической ситуацией.

Конечно, кризисы будут и в будущем, но, если человечество хочет выжить, разрешать их придется новыми способами. Западная попытка управлять миром после крушения социалистической системы показала свою ущербность и привела к кровопролитию и обострению конфликтов. Именно поэтому большая часть мира — Глобальный Юг и Глобальный Восток — пытается построить более гармоничную систему, так выстроить отношения, чтобы они имманентно предполагали возможность относительно гладкого и спокойного разрешения спорных ситуаций. Безусловно, нельзя идеализировать отношения между незападными странами — и там проблем тоже хватает, но тенденция к формированию нового миропорядка очевидна, процесс идет, хотя очертания будущего пока не ясны.

Зато понятно другое: без сверхусилий, без общемировой ревизии системы отношений между странами, прежде всего в сфере безопасности, устойчивого развития быть не может. К сожалению, элиты стран Запада глухи к голосу времени. Они старательно делят мир на друзей и врагов. И как-то так у них выходит, что в друзьях у них оказывается меньшинство, а это приводит, в свою очередь, к развитию противоречий и конфликтов, разделяющих мир. Более того, правящие силы на Западе даже не пытаются притворяться, что они строят или предлагают общемировую систему безопасности и эффективного регулирования. Напротив, они старательно чертят какие-то магические фигуры: оси зла, треугольники опасности и тому подобные фантазмы.

В общем, создание нового мирового порядка — дело непростое, долгое и в чем-то рискованное. Но стремиться к нему надо, строить новую систему мирового саморегулирования необходимо.

Кстати, фильм «Атлас» заканчивается своего рода гармонией. Оказывается, ИИ бывает разным: есть охваченный жаждой мира любой ценой, готовый в эту цену включить жизнь всего человечества, а есть и другой, готовый спасти людей, пытаясь найти связь с ними. Побеждает ИИ, ищущий гармонию, готовый к синтезу с людьми. Поскольку фильм западный, этот ИИ оказывается вроде услужливого туземца, хорошо запомнившего привычки белого сахиба: например, сколько сахара класть в кофе. Так что мысль о новом мире добирается даже до глухих закоулков Голливуда, правда, в несколько искаженном виде.

Автор — председатель совета Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай», декан факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ. Примет участие в работе сессии Валдайского клуба «Конфликт или гармония. Секрет правильного развития в XXI веке» в рамках ПМЭФ 6 июня

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир