Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Источник сообщил об одобрении правительством законопроекта о регулировании майнинга
Мир
Боррель сообщил об уничтожении 70% энергомощностей на Украине
Культура
Археологи нашли в Якутске берестяные грамоты XVII века
Общество
В Якутии обнаружены обломки пропавшего вертолета Robinson
Наука и техника
Океанологи обнаружили на дне Тихого океана «темный кислород»
Мир
ЕС продлил санкции против России еще на полгода
Наука и техника
Маск сообщил о производстве человекоподобных роботов для Tesla
Мир
В ФРГ призвали принять поражение Украины и восстановить отношения с РФ
Происшествия
В Северной Осетии спасатели начали поиски заблудившейся туристической группы
Мир
CNN узнал о приведении в повышенную готовность более 500 тыс. военных НАТО
Мир
СМИ назвали возможных кандидатов на пост вице-президента при Харрис
Экономика
Экономист указал на провал антироссийских санкций
Экономика
Эксперт дал советы по открытию вклада и накопительного счета
Армия
Расчеты РСЗО «Град» уничтожили позиции ВСУ на харьковском направлении
Мир
Украинские СМИ сообщили о резком росте цен и спроса на пересечение границы
Общество
В Приморье гендиректора агрохолдинга и экс-главу района обвинили в коррупции
Мир
Венгрия выступила против переноса встреч глав МИД ЕС на Украину
Армия
Группировка войск «Центр» нанесла удары по сотне позиций артиллерии ВСУ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Десятки людей потеряли в общей сложности миллионы рублей, покупая речные круизы у московского турагентства «Волга Лайн», сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. По фактам вероятного мошенничества проводится проверка. В самой компании пострадавшим пообещали вернуть деньги за несостоявшиеся поездки, но затем перестали выходить на связь. Не работает и сайт организации. При этом сбои в работе турагентства фиксируются как минимум с 2022 года, когда оно тоже продавало путевки на несуществующие круизы. В чем заключалась схема обмана и как обезопасить себя при покупке путевок, разбирались «Известия».

«Сделаю себе подарок на 76 лет …»

На Южном речном вокзале Москвы просторно и по-летнему тепло. Отсюда в разные числа мая десятки туристов, купившие путевки у столичного турагентства «Волга Лайн», должны были отправиться в круизы своей мечты. Но зафрахтованное судно так и не пришло.

Путешественницы Вера и Надежда показывают корреспонденту «Известий» место, откуда 14 мая должен был отойти их корабль, билеты на него женщины купили еще год назад. Но в итоге обе так и просидели с чемоданами на лавочке в ожидании лайнера.

— Сегодня мы посмотрели сайт «Волга Лайн» — он уже не открывается, а все три телефона молчат, — разводят руками пенсионерки.

Лайнер
Фото: ТАСС/Владимир Гердо

Для семьи Кузнецовых не состоялось путешествие по Оке. За речную прогулку они заплатили 30 тыс. рублей.

— У меня ребенок-инвалид и дочке 10 лет, — рассказал «Известиям» Антон Кузнецов. — По Волге мы уже ходили, а хотелось попасть в Оку. Она мелкая, живописная, красивая. Мы должны были проплыть по есенинским местам — Коломна, Константиново. Приезжаем на причал — народу много, а теплохода нет. Люди нам сказали, что мы такие уже не первые.

По словам пострадавших, большинство из которых пенсионеры, в мае уже сорвались две поездки, места на которые были давно раскуплены. Например, Владимир Щукин планировал отдых еще в прошлом году, а отойти от причала должен был в день своего рождения.

— В этот раз я решил: никого собирать не буду, а сделаю себе подарок на 76 лет. Круизы на теплоходах — это очень хороший отдых. Я очень хотел съездить в Уфу, посмотреть Оку. Заплатил за путевку 95 тыс., — рассказал пенсионер.

Это далеко не первые сбои в работе «Волга Лайн» — о срывах круизов «Известия» писали еще в 2022 году. Тогда турист Роман Ишбулатов купил на сайте «Волга Лайн» круиз за 100 тыс. руб., в день отплытия с женой и сыном приехал на причал. Но оказалось, что в списках пассажиров Ишбулатовых нет, а каюту на судне «Княжна Анастасия» выкупил другой человек.

деньги
Фото: Getty Images/Oleg Elkov

Капитан «Княжны» тогда на условиях анонимности рассказал «Известиям», что компания «Волга Лайн» не имеет никакого отношения к продаже билетов на этот лайнер. По его словам, владелец теплохода — компания «Мостурфлот» — билеты на круизы продает без посредников.

Представитель «Мостурфлота», с которым также поговорили «Известия», добавил, что экипаж «Княжны Анастасии» уже не раз встречал на причале обманутых клиентов «Волга Лайн», которых приходилось разворачивать прямо на причале.

В то же время юрист Петр Арешев отмечал, что квалифицировать деятельность «Волга Лайн» как мошенническую преждевременно.

— Компания зарегистрирована в реестре туроператоров, имеет требуемую по закону страховку, — сообщил он.

«Известия» направили компании запрос о ее нынешних намерениях — будут ли компенсированы убытки новым пострадавшим.

Уплывшие деньги

В 2022 году «Известия» несколько раз побывали в офисе компании на Лубянском проезде. На каждый визит журналистов сотрудники реагировали агрессивно, а директор агентства Ольга Стексова всеми силами пыталась оправдаться и обещала вернуть людям деньги.

— Мы здесь не скрываемся. Я здесь нахожусь с утра и до вечера. Так что о каком вообще мошенничестве может идти речь? — вопрошала она.

Но пока возвращали деньги бывшим клиентам, приглашали новых и предоставляли возможность заработать другим агентам, оформляя субподряд.

Круиз
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Предпринимательница из Подмосковья Кристина Нефедова купила туры с мая по сентябрь 2024 года, перечислив «Волга Лайн» 754 тыс. рублей. В итоге более 70 ее клиентов остались на суше, а Кристине приходится возвращать «уплывшие» деньги из собственных средств.

— Туры были куплены на суда «Башкортостан» и «Александр Свирский» — это теплоходы, которые они особенно пиарили как свои собственные суда, — рассказала Нефедова. — Первый тур должен был состояться 14 мая, но уже 16 апреля с нами перестали выходить на связь. Телефон был выключен, а сайт не работал.

По словам турагента, люди брали эти туры под выходные и отпуска и таким поворотом событий очень разочарованы и готовят коллективный иск в суд. Аналогичную историю в чате, который создали пострадавшие, рассказала предпринимательница Наталья Савкина.

— У меня была группа на май 2023 года, но якобы «Свирский» сломался, перенесли на август, потом на май-июнь 2024 года. В апреле менеджер перестала выходить на связь, — рассказала Наталья Савкина.

Круиз
Фото: РИА Новости/Илья Питалев

После череды скандалов компания сменила место дислокации, переехав в другой офис. Но и там, по словам охраны, сотрудники компании не появлялись последние полгода. Сейчас по факту десятков обращений проводится проверка, сообщил «Известиям» источник в правоохранительных органах. Пострадавшие массово пишут заявления в прокуратуру на водном транспорте.

Согласно базе данных Руспрофайл, директор «Волга Лайн» Ольга Стексова является учредителем и руководителем шести организаций, некоторые из них находятся в стадии ликвидации либо банкротства. Действующими остаются «Волга Лайн», ТК «Волга Тур», «Речные круизы» и «Волга Тур-М». На их счету почти 350 судебных производств и 16 млн рублей долга.

В начале апреля этого года Сергиево-Посадский городской суд Московской области постановил взыскать с одной из компаний Стексовой, ООО «Волга Тур-М», 417 тыс. рублей в пользу туриста за несостоявшийся круиз, сообщили в территориальном отделе управления Роспотребнадзора по Москве. В эту сумму вошли неустойка, компенсация морального вреда и штраф (сам тур стоил более 100 тыс. рублей).

От Москвы до Енисея

Круизные путешествия на теплоходах в России всегда были популярны, и спрос на них с каждым годом только растет, рассказал «Известиям» вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.

— Раньше в России были теплоходы венгерского, словацкого, югославского производства и ГДР, а в последние годы появились и российского производства, тот же «Мустай Карим», — сказал эксперт. — Но самое главное, что на российский рынок вышло много новых комфортабельных современных теплоходов, которые и раньше работали на реках России, но только с иностранными туристами. Таких теплоходов за последние два года в России появилось более 30, и на них теперь поплыли россияне.

По словам вице-президента альянса, речное направление для агентов — очень благодарное: купив однажды круизный тур, люди стремятся повторить этот опыт снова и снова. Есть туристы, которые покупают туры десятки раз. На рынке их продают более 3 тыс. агентов, но число круизных туроператоров по всей стране меньше десяти.

круиз
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

Направлений, куда можно поплыть на теплоходе, тоже относительно немного, говорит Алексан Мкртчян. Самый популярный рейс — это Москва – Петербург, он занимает около 70% всех речных круизов. Далее следуют круизы из Москвы в Волгоград, Казань, Астрахань и Ростов-на-Дону, чуть менее популярны круизы по Оке, Лене и Енисею через Онежское и Ладожское озера. Раньше еще были туры по Амуру, но теперь их нет.

Сложности наступают тогда, когда круизная компания дает в аренду некой турфирме теплоход. Именно так, со слов эксперта, поступала и «Волга Лайн» — она брала в аренду теплоходы, и в итоге, по всей видимости, не справилась со своими обязательствами.

— Так было несколько лет назад с «Речтурфлотом», когда он не заплатил судоходной компании аренду, и теплоходы «Рылеев» и «Рихард Зорге» не вышли в рейсы, туристы были обмануты, — вспомнил похожий инцидент Алексан Мкртчян. — С «Волгой Лайн» мы не работаем уже несколько лет, поэтому я очень удивлен, что люди узнают об этих проблемах только сейчас. Я не припомню случаев, когда бы круизные компании банкротились, а вот посредники за последние 30 лет банкротились уже несколько раз.

Как обезопасить себя при покупке круиза

По словам Алексана Мкртчяна, в целом сфера круизов прозрачна, и мошенников здесь немного. Несмотря на это, туристам надо быть крайне осторожными, приобретая такой тур.

— Мой совет: пожалуйста, придите в профессиональное агентство, которое много лет занимается круизами и по именам знает директоров всех компаний и даже капитанов судов. И приобретите там тур. Это залог того, что ваш круиз состоится, — отметил он.

круиз
Фото: Global Look Press/Bulkin Sergey

Выбирая речной круиз, прежде всего следует убедиться в том, что пассажирский теплоход или катер включен в публикуемый Росморречфлотом реестр транспортных средств, а оператор указан там в качестве субъекта транспортной инфраструктуры, дал совет председатель Общественной потребительской инициативы Олег Павлов. Для этого достаточно знать наименование оператора и круизного судна.

— Вместе с тем стоит проверить наличие у оператора лицензии на перевозки пассажиров внутренним водным транспортом, она выдается Ространснадзором, — сказал Олег Павлов. — А также свидетельства о внесении сведений в Единый федеральный реестр туроператоров. Дополнительно стоит проверить наличие судовых документов, таких как свидетельство о классификации и пассажирское свидетельство. Они выдаются Российским классификационным обществом, ранее — Российским речным регистром.

Если перечисленные документы не представлены на официальном сайте оператора, есть смысл запросить их у оператора в индивидуальном порядке. Не будет лишним уточнить у оператора и сведения о заключенном им договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров, резюмировал эксперт.

Прямой эфир