«Против нашей страны ведется небывалая в истории информационная война»
18 мая вступил в силу запрет на вещание российских СМИ на территории стран Евросоюза. ЕС ввел ограничения в отношении «Известий», «РИА Новости» и «Российской газеты». Они также коснулись и чешского СМИ Voice of Europe. Ранее вице-президент Еврокомиссии Вера Юрова заявила, что ЕС не признает эти издания средствами массовой информации. При этом, в соответствии с Хартией об основных правах, меры не будут препятствовать СМИ и их сотрудникам осуществлять деятельность в ЕС. Стоит отметить, что запрет на вещание ввели в преддверии выборов в Европарламент в июне. Российская сторона назвала происходящее «зачисткой», а эксперты, в том числе европейские, — «нарушением принципов свободы слова». В декабре 2023 года ЕС в рамках санкций против России ограничил деятельность телеканалов «Спас» и «Царьград».
Мнение российской стороны
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова:
«Рассматриваем данный шаг ЕС как продолжение практики политической цензуры, тотальной зачистки информационного пространства от любых альтернативных западным нарративам точек зрения. Это еще одно из многочисленных свидетельств пренебрежения Евросоюзом и входящими в его состав государствами своими международными обязательствами в сфере обеспечения плюрализма СМИ. <…> Если эти меры будут приняты в отношении российских СМИ, то, несмотря на то, что западным корреспондентам не захочется, но им придется также ощутить наши ответные меры. Вот до этого они ощущали нашу любовь, теперь придется ощутить и ответные меры».
Председатель Госдумы Вячеслав Володин:
«Политика двойных стандартов стала неотъемлемой частью европейских структур. <…> Не имея аргументов убедить собственных граждан в своей правоте, как только видят проблемы, блокируют любую альтернативную точку зрения, уничтожают свободу слова, нарушают право на свободное распространение и получение информации».
Гендиректор МИЦ «Известия» Владимир Тюлин:
«Хамство и глупость в комментариях не нуждаются — они и так очевидны».
Сенатор Алексей Пушков:
«Сделано это именно сейчас по той причине, что ход военных действий складывается не в пользу Украины и Запада, а в странах Евросоюза нарастает скептицизм в отношении политики поддержки Украины. Своим решением ограничить деятельность российских СМИ ЕС показывает, какое значение его руководство придает пропагандистской обработке жителей европейских стран, а также косвенно признает информационную шаткость курса ЕС на продолжение поддержки Украины».
Представители ЕС:
Заявление Еврокомиссии:
«Запрет на вещание или содействие трансляции контента подсанкционной организации следует понимать в свете задачи борьбы с пропагандой». <…> Еврокомиссия считает, что выдержки из контента подсанкционных организаций могут использоваться объективным образом для объективного и полного информирования читателей/зрителей. Ипользование этих выдержек не должно вести к обходу санкций, что запрещено».
Вице-президент Еврокомиссии Вера Юрова:
«Мы не признаем их средствами массовой информации, это просто инструменты пропаганды».
Мнения экспертов
Председатель Союза журналистов России Владимир Соловьев:
«Была введена тотальная цензура против российских СМИ, несмотря на декларируемые в конституциях стран Западной Европы права на свободу слова и свободу распространения информации. Они эти права беспрерывно нарушают. <…> Против нашей страны ведется небывалая в истории информационная война».
Руководитель международного отдела Союза журналистов России Тимур Шафир:
«Решение европейских бюрократов, которое касается в том числе и «Известий», — это полное решение, это окончательное решение. Естественно, это беззаконное решение, потому что… это решение не судебное, хотя по европейским нормам здесь должно быть решение суда. И более того, мы не видим, что здесь есть хоть какая-либо консультация с местным регулятором, который определяет как раз таки вещание, в том числе зарубежных СМИ».
Немецкий политолог Александр Рар:
«Информацию из России действительно на Западе стало всё сложнее получать. Жаль, что руководство Запада считает, что российский нарратив всегда ложный, что это всегда дезинформация. Спорить и выяснять истину в столицах Европы не хотят, там действует другой принцип — cancel culture. Это бесспорно нарушение принципов свободы слова, но в случае с Россией, с которой Запад находится в противостоянии, действующие правила отменяются, и объясняется это вынужденными санкциями.
Вероятно, новые запреты в отношении российских СМИ связаны с предстоящими выборами в Европейский парламент, в которых будет принимать участие миллион русскоязычных граждан стран ЕС и которые не должны в решающей предвыборной фазе быть подвержены «антизападному» влиянию. Но при этом Европа должна учитывать, что Россия в свою очередь будет вводить зеркальные санкции, которые могут сильно осложнить работу западных журналистов в России. Почему этот фактор не учитывается?»
Политолог Кирилл Аверьянов:
«Это решение показывает, что свобода слова, свобода прессы для ЕС на самом деле ничего не значит. И брюссельская бюрократия готова заткнуть рот любому СМИ, которое не вписывается в леволиберальную повестку, господствующую сегодня на Западе. Также можно говорить о том, что Брюссель опасается того, что нарративы, которые транслируются российскими СМИ, окажутся востребованными среди жителей ЕС. Прежде всего среди русскоязычных, но не только.
И, наконец, можно сделать вывод, что Запад вводит в отношении граждан России принцип коллективной ответственности, поскольку санкции вводятся не только против руководства нашей страны, но и против СМИ, против простых людей. Выходит, что в глазах западной элиты все мы виноваты, и она готова нас наказывать исключительно исходя из принципа гражданства. Это никак не коррелируется с демократией и правами человека, приверженность которым Запад декларирует».