Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США внесли изменения в антироссийские санкции
Мир
Путин пообещал Эрдогану посетить Турцию
Мир
СМИ узнали об обсуждении демократами требований снять Байдена с предвыборной гонки
Мир
В Астане начались переговоры Путина и Си Цзиньпина
Наука и техника
Глава «Роскосмоса» подтвердил высадку американцев на Луну
Мир
Экономист Сакс назвал США худшим врагом Украины
Общество
Юрист рассказала об особенностях каждого вида пенсионного обеспечения
Мир
Каждый третий демократ призвал Байдена выйти из президентской гонки
Мир
Токаев отметил вклад Путина в усиление потенциала ШОС
Экономика
Греф сравнил программу льготной ипотеки с приемом стимулирующих препаратов
Мир
Антонов заявил об осознании в Вашингтоне последствий ударов ВСУ по Крыму
Туризм
Саудовцы оформили рекордное количество электронных виз в РФ в июне
Мир
ЦАХАЛ сообщила о ракетном обстреле со стороны «Хезболлы»
Общество
Суд зарегистрировал административный протокол на основателя The Insider
Экономика
В Минэкономразвития сообщили о замедлении инфляции в России
Мир
Во Франции неизвестные украли легендарный меч Дюрандаль
Мир
Google поставил новый рекорд по выбросу парниковых газов

Смерть бесподобна: в «Геликоне» прошла премьера «Императора Атлантиды»

В Москве показали оперу по произведению Виктора Ульмана, погибшего в Освенциме
0
Фото: «Геликон-опера»/Антон Дубровский
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

«Император Атлантиды» — режиссерский дебют Вадима Летунова. Автор оперы со сказочным названием и страшным содержанием — чешский композитор Виктор Ульман. За свое сочинение он погиб в газовой камере концлагеря Освенцим в октябре 1944-го. Туда его отправили вместе с семьей, а также с либреттистом, 25-летним поэтом Петером Кином. Об опере стало известно благодаря библиотекарю гетто. А спустя 80 лет с момента ее написания «Императора Атлантиды» поставили в «Геликон-опере». «Известия» побывали на премьере и оценили спектакль.

Освенцим вместо аплодисментов

Легкая дымка, приглушенное освещение погружали зрителей в обстановку предстоящего спектакля в Белоколонном зале княгини Шаховской «Геликон-оперы». Неофиты от театра ждали от оперы с привлекательным названием какой-то интриги, а может сказочного действа. Но люди сведущие, коих на спектаклях «Геликона» большинство, знали, на что они пришли. Им было интересно, какое режиссерское решение сочинению Виктора Ульмана предложит молодой постановщик.

У известного чешского композитора трагическая судьба. Из-за еврейского происхождения Ульмана вместе с семьей в 1942 году поместили в крепость Терезин, где во время Второй мировой войны было основано «образцовое гетто» Терезиенштадт. Немцы даже ввели здесь в обиход свои деньги, банкноты от 1 до 100 крон. На лицевой стороне изображался Моисей со скрижалями.

За два года нахождения в этом концлагере Виктор Ульман, ученик великого австрийца, композитора Арнольда Шёнберга, написал два десятка произведений, в том числе три фортепианные сонаты, струнный квартет, оркестровые работы и оперу «Император Атлантиды».

В гетто был концертный зал, в котором Ульман представлял свои сочинения. Но оперу показать не успел. Нацистское командование усмотрело в «Императоре» намек на Гитлера, а в мифической Атлантиде — Германию, чье будущее считывалось со страниц партитуры Ульмана. Опера написана на немецком языке. За это смелое произведение, за сатиру и аллюзии на фашизм, в октябре 1944-го сочинителя и его близких перевезли в польский Освенцим. Там вскоре их задушили в газовой камере.

Партитуры «Императора Атлантиды» обнаружили в 1975 году. Ее сохранил библиотекарь гетто Эмиль Утиц. С тех пор ее ставят по всему миру. Впервые — в том же 1975-м, в театре Bellevue в Амстердаме. И теперь ее представили зрителям «Геликон-оперы».

Трагедия дель арте

Художественный руководитель постановки, худрук театра, народный артист России Дмитрий Бертман. Спектакль он доверил двум дебютантам — своему ученику, режиссеру Вадиму Летунову и дирижеру Елене Сосульниковой.

— Дмитрий Александрович знал, что я увлекаюсь историей и предложил найти материал, написанный в ХХ веке, — рассказал «Известиям режиссер Вадим Летунов. — Опера «Император Атлантиды» отражает события, непосредственно, повлиявших на историю нашей страны и на самого композитора. Сюжет у оперы простой: некий Император объявляет тотальную войну на уничтожение всего живого, а смерть отказывается ему служить.

Как считает режиссер, опера Ульмана — некий творческий протест композитора против происходящего в Европе и мире, против фашизма.

Как писал о своем сочинении Виктор Ульман, эта опера о жизни, которая разучилась смеяться. И о смерти, которая разучилась плакать в мире, разучившемся радоваться жизни и умирать от смерти. Вадим Летунов настолько проникся любовью к этой музыке и поверил в важность послания, что процесс создания спектакля стал для него удовольствием. Произведение непростое для постановки. В нем пересекаются несколько жанров сразу: тут и эпическая опера, и мелодрама, и даже кабаре. Постановщик решил взять за основу комедию дель арте. Сюжет оперы вне времени.

— «Император Атлантиды» напоминает нам о темных сторонах человеческой природы и призывает к сочувствию и солидарности со всеми, кто сталкивается с насилием и несправедливостью, при этом наполняет нас верой в любовь и победу добра над злом, — считает режиссер Вадим Летунов. — Для меня было очень важно, чтобы артисты могли не только петь и играть, но и проникнуть в суть оперы. Актеры должны понять исторический и эмоциональный контекст произведения, чтобы передать послание автора зрителям.

Красивая, даже кинематографичная музыка где-то напоминала позднего Рихарда Штрауса. Чувствовалось влияние на Ульмана его кумира Густава Малера.

— Изначально опера была написана для ансамбля из 14 человек, поскольку она создавалась в концлагере и предполагала инструменты, которые были доступны для использования, — рассказывает дирижер Елена Сосульникова. — Нечасто встретишь в оркестровой музыке банджо, гитару, саксофон, а к партии фортепиано добавлены клавесин и фисгармония.

А начинается опера с пролога, где Громкоговоритель (Николай Пацюк) представляет всех героев оперы, и во время этого представления звучит лейтмотив каждого. Интересно, что у Ульмана инструменты становятся персонажами оперы, каждый выступает альтер эго конкретного героя. Император — это гобой, Смерть — фортепиано, Громкоговоритель — труба, Барабанщица — малый барабан, Солдат — клавесин.

По сюжету, Арлекин (Виталий Фокин) и Смерть (Дмитрий Скориков) скитаются по миру. Появляется Барабанщик (Ольга Спицына). Он оглашает Указ Императора (Константин Бржинский) о войне на всеобщее уничтожение, в котором самовольно назначил Смерть своим союзником. Та, возмущенная этой дерзостью, отказывается выполнять свои функции…

Смерть в черно-белых тонах

Над оформлением спектакля работала опытная команда. Художник-постановщик Ростислав Протасов создал уже не один оперный хит в «Геликоне». Основным цветом в костюмах и гриме он сделал черный. Грим актеров сделан — зловещие маски смерти. В костюме весельчака Арлекина нет привычных ярких оттенков. Он одет в робу, поверх которой блестящая жилетка в черно-белые ромбы.

Жилет присутствует и в наряде Смерти. Художник одел артиста в строгий деловой костюм. Зато Барабанщик, которого сыграла Ольга Спицына, похожа на эсесовку в кожаном плаще. Ее глаза густо подкрашены черными полосами, а на шее ее шрам с сочащейся черной кровью.

Только Император похож на человека. Но это лишь маска. Сидящий в глубине сцены на фоне блестящего гонга, он настоящий Доктор Зло. Звонит по старинному телефону, нервно раздает приказы и держится за корону. В его мечтах всех уничтожить. Но в какой-то момент Смерть играет с ним злую шутку и перестает принимать мертвых. Люди перестают умирать и восстают против Императора.

И Смерть ставит злодею условие: если он хочет, чтобы все продолжили умирать, то монарх должен сделать это первым. Осознание собственного конца переворачивает его мировосприятие. Из властелина он превращается в обычного человека.

Красок в эту Атлантиду добавляет художник по свету Владислав Александров. Всё, что касается войны и смерти он подсвечивает красным, а проблески здравомыслия, человечности и любви, которая случается между Солдатом (Сергей Абабкин) и Девушкой (Александра Соколова), подсветил синим.

В спектакле три состава. Как говорит один из «Императоров» Михаил Никаноров, несмотря на его обширный репертуар, исполнение опер Верди и Чайковского, музыка Ульмана ему поддалась не сразу. Партия Императора сложна вокально. Она написана для баритона, но при этом в высокой тесситуре. Одна из арий по продолжительности семь минут. Непростая задача для исполнителей.

Как говорят создатели, композитор своими средствами как бы говорил: «Люди одумайтесь! Что вы творите?!» Спектакль — повод задуматься потомкам.

Прямой эфир