Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага

Европейские соломинки

Программный менеджер РСМД Юлия Мельникова — о том, каких результатов добился Си Цзиньпин во время своего турне
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Лидер КНР Си Цзиньпин 5–10 мая 2024 года посетил Францию, Сербию и Венгрию, где встретился с президентом Пятой республики Эммануэлем Макроном и председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен, президентом Сербии Александром Вучичем и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. В турне вошли также встречи на министерском уровне и мероприятия на полях.

Визиты в Белград и Будапешт прошли успешно. Сербия и Китай выпустили совместное заявление о построении сообщества единой судьбы и договорились о формировании зоны свободной торговли. С Венгрией статус отношений был повышен до «всепогодного» (all-weather) всестороннего стратегического партнерства (аналогичный уже имеют, например, Пакистан, Белоруссия, Узбекистан и Венесуэла). Стороны подписали 18 соглашений о сотрудничестве в самых различных отраслях. На контрасте помпезный и приуроченный к 60-летию установления дипломатических отношений саммит во Франции не привел к прорывам ни на двустороннем уровне, ни по линии ЕС – КНР. Стороны ограничились совместным заявлением по Ближнему Востоку. Найти устраивающие и Париж, и Пекин формулировки по этому вопросу оказалось проще, чем добиться изменения позиции Китая по Украине или смягчения политики «снижения рисков» ЕС.

Итоги турне Си Цзиньпина свидетельствуют об углублении трех разделительных линий в европейско-китайском диалоге, формировавшихся на протяжении 2010-х годов: между Западом и Незападом, между институтами и государствами – членами Евросоюза и между странами Западной и Центральной Европы.

Первая линия считается производной от изменения мирового порядка. После перехода конфликта между Россией и Западом в острую фазу в 2022-м ЕС и КНР оказались по разные стороны баррикад. Не сумевший (и не захотевший) добиться «стратегической автономии» от США Евросоюз выступает за сохранение порядка, «основанного на правилах», в то время как КНР — за формирование более справедливого мироустройства. Компромисс не просматривается, и призрачная перспектива отказа ЕС от политики «снижения рисков» не является достаточным аргументом для изменения политической позиции Китая. Попытки западных лидеров убедить КНР отказаться от партнерского взаимодействия с Россией потерпели неудачу и в этот раз. Поддержав идею проведения мирной конференции по Украине, Си Цзиньпин заявил, что Россия тоже должна быть участником процесса.

В основе второй линии лежит новое общеевропейское законодательство, направленное на сокращение доступа для китайских инвесторов на европейские рынки, и, судя по заявлениям Урсулы фон дер Ляйен по итогам переговоров в Париже, пересмотр протекционистской политики не предполагается. За последние несколько лет в ЕС вступили в силу инструмент борьбы с государственными субсидиями, инструмент против принуждения со стороны третьих стран, инструмент проверки иностранных инвестиций и антидемпинговый механизм, затрудняющие работу китайских компаний. Стресс для отрасли вызвало инициированное осенью 2023 года расследование Еврокомиссии в отношении китайских электромобилей. Препятствием для развития южного коридора маршрута Китай – Европа стала запущенная в феврале 2024 года аналогичная процедура в отношении инвестиций в болгарские железные дороги. В этих условиях КНР делает ставку на развитие диалога с заинтересованными европейскими странами, а не с ЕС, приветствует визиты европейских политиков в Пекин, стремится использовать их для смягчения антикитайских тенденций в Евросоюзе. Например, недавно посетивший КНР канцлер Германии Олаф Шольц занимает сдержанную позицию в деле электромобилей, как и Виктор Орбан, добившийся размещения завода компании BYD на своей территории и планирующей открытие также производства Great Wall Motor.

Третья линия проходит, соответственно, между группами государств-членов. Более восприимчивыми к сотрудничеству с КНР остаются страны Центральной Европы и Западных Балкан, в то время как Западная Европа всё больше дистанцируется от КНР. Неудивительно, что именно Венгрия и Сербия принимали китайского лидера в рамках этого турне. Они успешно завершают строительство входящей в ОПОП железной дороги Будапешт – Белград, и с Венгрией был сформирован новый, уже третий, список проектов в рамках инициативы. Пекин также надеется, что председательство Будапешта в Совете ЕС во второй половине 2024-го будет способствовать заморозке антикитайских инициатив, как уже случалось раньше. Сербия не входит в ЕС, но представляет собой ключевой хаб маршрутов Китай – Европа и остается ключевым партнером на Балканах. Создание зоны свободной торговли позволит наполнить поезда большим количеством товаров по их возвращении в Китай, стимулирует дополнительное развитие транспортной инфраструктуры и логистики в регионе.

Вместе с тем по сравнению с предыдущей поездкой Си Цзиньпина в Европу в 2019 году, когда к ОПОП присоединилась Италия, а с Францией были подписаны контракты на сотни миллионов евро, результаты нынешнего турне достаточно скромные. Углубление разделительных линий не позволяет Китаю добиться структурных изменений в характере взаимодействия с Европой. Через призму российского культурного кода сокращение возможностей конструктивного европейско-китайского взаимодействия можно проиллюстрировать, сравнив государства Европы с соломинками: если пять лет назад для Китая просматривалась возможность разобрать на них европейский «веник», сегодня за Венгрию и Сербию остается только хвататься.

Автор — программный менеджер Российского совета по международным делам, эксперт клуба «Валдай»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир