Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Российские танкисты продолжили вытеснять ВСУ под Старомайорским
Мир
Кабмин Украины выделил более $390 млн на закупку БПЛА
Мир
Страны G7 договорились продолжить работу в направлении отказа от российского газа
Политика
Лавров и глава МИД Таджикистана обсудили меры по профилактике терроризма
Мир
Глава МИД Венгрии обвинил западных политиков в одержимости ядерной войной
Происшествия
В ДНР сообщили о минировании ВСУ окраин Донецка немецкими минами
Мир
WSJ узнала об оценке НАТО вероятности нападения России на соседей
Интернет и технологии
В России кибератаки на сервисы покупки билетов выросли в два раза с начала апреля
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемых в поджоге вертолета на московском аэродроме
Общество
В Херсонской области задержали участницу украинского нацбатальона
Армия
Средства ПВО уничтожили три беспилотника ВСУ над Курской и Белгородской областями
Мир
Bloomberg сообщило о желании Макрона углубить связи с главой КНР
Армия
ВС России поразили ангар для сборки ударных беспилотных самолетов ВСУ
Мир
Конгрессмен Биггс призвал не давать больше денег Украине
Общество
Аксенов предупредил о несдетонировавших суббоеприпасах ракет ATACMS
Мир
Политолог объяснил снос памятников на Украине желанием переписать историю
Мир
Власти Дании отменили авиашоу Danish Air Show из соображений экономии

Новый мир — новые цели

Эксперт по космосу Дмитрий Струговец — о том, какие технологии позволят России справиться с системным кризисом в космонавтике
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Советская ракетная программа, достижениями которой более 60 лет назад стали запуск первого искусственного спутника и космический полет Юрия Гагарина, по факту решала прежде всего военную задачу. Причем она имела наивысший приоритет для нашей страны.

Дело в том, что в начальный период холодной войны, когда угроза массированной ядерной бомбардировки городов Советского Союза была совершенно реальной, именно успехи в создании межконтинентальных баллистических ракет создали необратимое оружие возмездия, которое на десятилетия вперед сняло с народов нашей страны экзистенциальную угрозу — быть или умереть.

Напомню, что ракета, на которой Юрий Гагарин совершил первый в истории человечества космический полет, изначально создавалась и испытывалась как такое оружие. И только после принятия на вооружение и постановки на боевое дежурство межконтинентальной баллистической Р-7 Королеву разрешили реализовать свою мечту — открыть с ее помощью дорогу в космос. Вместе с тем для этих целей руководство СССР разрешило Королеву использовать несколько ракет. Возможно, чтобы утереть нос американцам, но не придавав этому особо значения.

Однако судьбу космонавтики решили не военные. Оказалось, что запуск первого спутника породил медийное цунами, неожиданное для информационно закрытого тогда СССР. В США оно спровоцировало явление, известное, как Sputnik crisis, что и положило начало гонке в мировой космонавтике. На этой волне было создано NASA (Аэрокосмическое агентство) и DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США).

На этой волне мечты энтузиастов в СССР и США получили статус национальных программ, а эти программы — почти неограниченный доступ к финансовым, промышленным и административным ресурсам. Так началась Космическая эра!

Однако, когда главные задачи первого этапа космонавтики были выполнены (ядерный зонтик развернут, а все возможные космические рекорды установлены), на Западе появилось понимание, что дальнейшее движение способна генерировать только частная инициатива. Поэтому в 1998 году в США был принят закон о коммерческом космосе. Это позволило для выполнения госзаказа привлекать частные компании. Именно из него выросли SpaceX, Blue Origin и сотни других.

Следом появилось несколько законодательных инициатив по коммерциализации космических услуг. В том числе в сфере дистанционного зондирования Земли, предоставлении навигационного сигнала GPS, космических грузоперевозок и доставки экипажей на МКС.

Американские законодатели словно в воду глядели. Мы видим сейчас, как монополист Boeing не может доделать Starliner, сорвав все сроки и многократно превысив выделенные бюджеты, а Crew Dragon от SpaceX много лет успешно возит экипажи в космос. Сверхтяжелая ракета SLS от того же Boeing по всем фронтам проигрывает Starship SpaceX.

Не правда ли, «старая» американская космическая промышленность зеркально отражает и наши «успехи» в тянущемся 15 лет создании нового космического корабля и 30-летнем сроке создания ракеты «Ангара»?

Именно привлечение частной инициативы вдохнуло новую жизнь в американскую космонавтику. И сейчас мы можем видеть эффективность таких компаний. Это и спутниковый интернет Starlink, и онлайн-наблюдение за военными объектами со стороны ВСУ посредством сотен зарубежных спутников от коммерческих операторов.

Единственная возможность быстро реагировать на постоянные изменения технологического поля в космической отрасли — это привлечение бизнеса к реализации текущих и перспективных программ. В том числе для нужд Вооруженных сил России. Крупные бюрократические структуры с длительным сроком согласований своих действий не могут так же оперативно реагировать на внешние раздражители.

К примеру, российские негосударственные компании, такие, например, как Sputnix, еще в прошлом году приступили к серийной сборке спутников, а «Роскосмос» только с 2025 года переходит к этой технологии. Сейчас у частной компании в ожидании запусков хранится 100 космических аппаратов. Это сопоставимо с половиной численности действующей российской орбитальной группировки.

Другая частная компания — «Бюро 1440» в 2027 году планирует начать предоставлять услуги космического интернета широкому кругу пользователей. Пожелаем, чтобы эти планы не остались лишь планами! В это же время «Роскосмос» планирует только начать развертывать аналогичную систему.

В быстро меняющемся мире задачу коммерциализации космической деятельности с госорганизации нужно снять. Опыт с момента формирования госкорпорации не показал ее эффективности. Ожидать, что там вмиг научатся, не стоит.

Государственным структурам следует сосредоточиться на выполнении национальных задач: обороноспособности, международном сотрудничестве, обеспечении технологического прорыва. Также они должны оказывать помощь частным компаниям, выступая в роли заказчика услуг и разработчика нормативно-технической документации как экспертного центра.

Обеспечение обороноспособности заключается в создания межконтинентальных баллистических ракет, спутников связи, системы предупреждения о ракетном нападении и комплекса аппаратов наблюдения Земли. Но создание крупных орбитальных группировок для предоставления коммерческих услуг не может числиться в числе задач госкорпорации. Она этого не умеет.

Международное сотрудничество подразумевает участие в проектах по исследованию дальнего космоса в партнерстве с дружественными странами. В первую очередь с Китаем и Индией. Это позволит подтянуть наш уровень до общемирового, а также защитит космический бюджет от секвестров на национальном уровне и переноса сроков из-за созависимости с партнерами.

В свою очередь, технологический прорыв даст возможность сосредоточить усилия на новых разработках, а не на повторении предыдущих, как это зачастую осуществляется сейчас. Например, воссоздание ракеты-носителя «Зенит» в лице «Союза-5», повторение орбитальной станции «Мир» в виде РОС и так далее.

Только передовые прорывные проекты в интересах всего человечества способны перезапустить промышленность и придать новый импульс общественной поддержке космической деятельности. Какие цели при этом ставить (полеты на Луну, Марс, газовые гиганты, Проксима Центавру и тому подобное), должно решаться на уровне Совета безопасности России, а не втихую на корпоративном уровне самими предприятиями космической отрасли.

При этом, помогая частным компаниям, важно соблюдать главный принцип: не мешать! «Роскосмос» обладает рядом компетенций, воссоздавать которые или дублировать коммерческим компаниям ни к чему. Среди них — создание с нуля ракетных двигателей или выстраивание широкой кооперации для сборки ракет. Дублирование здесь — лишняя потеря времени и средств.

Но производство крупных спутниковых группировок, предоставление космических сервисов и услуг потребителям должны быть в сфере деятельности коммерческих компаний.

То есть требуется совместить лучшие советские практики и лучшие американские наработки. Так победим.

Автор — эксперт по космосу

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир