Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Центробанк может повысить нейтральную ставку в 2024 году
Мир
Байден подписал закон о запрете на ввоз в США урана из РФ
Армия
Артиллеристы орудия МТ-12 «Рапира» разгромили укрепрайоны ВСУ
Общество
В Белгороде могут построить новый дом на месте пострадавшего при обстреле ВСУ
Мир
СМИ узнали о разворованных в Польше деньгах на антироссийскую кампанию
Мир
В Белом доме анонсировали выделение Киеву нового пакета помощи
Мир
Маск предсказал сложное противостояние Трампа и Байдена на выборах
Общество
Синоптики пообещали москвичам отсутствие осадков и до +15 градусов во вторник
Мир
В бундестаге рассказали о безуспешности попыток Киева втянуть в конфликт страны мира
Общество
В Москве плановые отключения горячей воды перенесли на 20 мая
Мир
Times рассказала о планах ХАМАС создать секретные базы в Турции
Экономика
Кабмин подготовит закон о регулировании маркетплейсов
Общество
ТАСС сообщил о задержании начальника кадрового главка Минобороны РФ Кузнецова
Культура
В Москве исполнят футуристическую оперу 1913 года с новонайденными эпизодами
Общество
«Известия» рассказали о ситуации в борющейся с паводком Омской области
Мир
В Казахстане суд приговорил Бишимбаева к 24 годам тюрьмы по делу об убийстве жены
Мир
Le Monde заявила о невозможности западных поставок ВСУ переломить ход конфликта

Два по цене одного: участники рынка наружной рекламы не согласны с идеей пролонгации истекающих в 2024 году договоров

В отрасли считают,  что это может создать преференции избранным операторам
0
Фото: ТАСС/Замир Усманов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

13 марта комитет Госдумы по защите конкуренции дал свой отзыв на законопроект, предлагающий возможность продления контрактов на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на срок до 10 лет. Ранее свой отзыв также предоставило правительство Российской Федерации, которое поддержало законопроект при условии его доработки. В то же время эксперты отрасли отмечают, что поправки могут создать преференции для избранных операторов. Подробнее о том, при каких условиях законопроект может поддержать индустрию наружной рекламы, — в материале «Известий».

Защита избранных

В отзыве правительства от 27 февраля были сделаны замечания по предлагаемым срокам пролонгации, отсутствию требований в законопроекте об уплате госпошлины операторами наружной рекламы при пролонгации контрактов. Также отмечено, что предложение дать возможность продления договоров всем операторам вне зависимости от наличия задолженности по платежам представляется необоснованным.

Думский комитет по защите конкуренции со своей стороны указал, что, несмотря на то что поводом для разработки законопроекта стала задача поддержки отрасли, авторы не привели конкретных аналитических данных, подтверждающих эту необходимость. Комитет отметил, что авторы законопроекта пишут о рисках, связанных с возможным банкротством рекламных компаний в сложных экономических условиях вследствие нестабильности. По их утверждению, это вызовет падение налоговых поступлений и доходов бюджета, а также приведет к сокращению рабочих мест

«Представляется, что именно отсутствие новых торгов на рынке наружной рекламы в течение долгосрочного периода объективно приведет к недопущению в указанный период новых участников рынка и создаст те самые риски, которые указаны в пояснительной записке, исходя из чего усматривается, что реализация законопроекта, с высокой степенью вероятности, может повлечь недопущение, ограничение или устранение конкуренции», — говорится в заключении комитета.

Там также отметили, что именно отсутствие новых торгов лишит бюджеты доходов за использование государственного и муниципального имущества, которые могли бы быть получены «на справедливых рыночных условиях в условиях конкуренции». Комитет пояснил, что цены контрактов 2014 года даже при учете ежегодной индексации платежей несоразмерны с рыночной стоимостью новых таких договоров по результатам торгов, которые можно провести в 2024 году.

«Такой подход вопреки концепции законопроекта негативно скажется на доходах соответствующих бюджетов», — пояснили депутаты.

Они заключили, что поддержат законопроект при условии его доработки ко второму чтению, но подчеркнули, что считают возможным допустить 10-летнее продление контрактов только для тех договоров, срок действия которых истекает в 2024 году и при условии отсутствия задолженности по платежам.

Потери регионов

В случае принятия законопроекта и его исполнения с 2024 года значительно ущемляются экономические интересы субъектов РФ, в том числе Москвы. Как ранее писали «Известия», в Нижнем Новгороде в этом году заканчиваются договора на эксплуатацию 200 муниципальных конструкций. При цене за право на каждую около 6,8 млн рублей общие потери для муниципального бюджета составят 1,36 млрд рублей. В Уфе в 2024 году предстоят торги по 50 конструкциям — при их отмене бюджет не получит около 750 млн рублей. Екатеринбург недополучит 245 млн рублей, Челябинск — 400 млн рублей, Красноярск — 240 млн рублей. Бюджет столицы может потерять, по предварительным оценкам, 120–150 млрд рублей.

Политолог Дмитрий Фетисов также подтвердил «Известиям», что могут быть потеряны значительные суммы.

— Это очень серьезные выпадающие доходы региональных и муниципальных бюджетов, — отметил он.

Отмена торгов в 2024 году и пролонгация действующих договоров по ценам 2013–2014 годов нарушает модели запланированных доходов и расходов бюджетов — регионы недополучат значительную сумму, на которую многие из них рассчитывали при планировании бюджета.

— Странно, что сам комитет предлагает решение, которое коснется одного-двух операторов. Их идея в том, чтобы продлить только те договоры, что заканчиваются в 2024 году, а это коснется в первую очередь Москвы, в регионах это только 7%. При этом по объему Москва составляет примерно половину бюджетов рынка наружной рекламы. И по сути комитет по защите конкуренции своим заявлением эту самую конкуренцию уничтожает, — подчеркнул политолог.

За равенство и справедливость

В отрасли также раскрыли свое видение проблемы. Так, Союз операторов наружной рекламы (СОНР) отметил, что не согласен с предложенным в заключении вариантом продления договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

«Заключение комитета Госдумы по защите конкуренции ограничивает применение этой инициативы лишь договорами, срок действия которых истекает в 2024 году, фактически ограничивая ее рамки столичным регионом и избранными операторами. Это приведет к необоснованному предоставлению преференций узкому кругу операторов, исключая подавляющее большинство федеральных и региональных игроков рынка», — говорится в заявлении союза.

Президент СОНР Дмитрий Стрельников пояснил «Известиям», что доля рекламных конструкций, контракты по которым истекают в этом году, не превышает 7% по стране, а есть города, которые это и вовсе не затронет. Лишь в Москве эта доля значительно больше и достигает 90%.

— Таким образом, предложение комитета Госдумы о распространении положений законопроекта только на договоры, срок по которым истекает в 2024 году, затронет лишь Москву, и незначительно участников рынка в других городах, что в свою очередь создаст преференции в отношении определенного круга операторов, — заявил он.

При этом сам законопроект о пролонгации договоров он оценил положительно в части оказания поддержки отрасли.

— В целом эта инициатива положительным образом отразится на операторах наружной рекламы России. Учитывая более длительные контракты, она позволит привлечь дополнительные инвестиции в индустрию на модернизацию, на использование и развитие новых технологий, — рассказал Дмитрий Стрельников.

Он пояснил, что это никак не будет ущемлять права новых участников рынка, так как в настоящее время города быстро растут, строятся новые микрорайоны и потребность в новых рекламных конструкциях растет.

Президент СОНР подчеркнул, что условия должны быть равноправными и справедливыми для всех, а потому союз будет призывать к тому, чтобы позиция о пролонгации лишь заканчивающихся в 2024 году договоров была пересмотрена.

Гендиректор компании «Дрим» Игорь Лернер также отметил в беседе с «Известиями», что законопроект можно оценить положительно, но только в случае, если пролонгация будет касаться всех договоров вне зависимости от того, когда они заканчиваются.

По его словам, мера, которую предложили авторы законопроекта — ключевая для поддержки отрасли, в том числе и для большинства региональных операторов.

— Те контракты, которые сейчас действуют, заключены уже на конкурентной основе, — подчеркнул Игорь Лернер. — Мировая практика показывает, что сроки размещения рекламных конструкций должны быть больше 10 лет. Дело в том, что срок жизни самих конструкций составляет больше 10 лет.

Он отметил, что сегодня в российских регионах зачастую договоры заключаются на пять лет, что, по его мнению, неразумно: только подготовка конструкции и поиск точки подключения могут занять один-два года.

Он добавил, что в 2024 году заканчивается лишь небольшое число договоров и в основном они приходятся на Москву. Если будет учтено замечание комитета по защите конкуренции, считает эксперт, то законопроект о поддержке целой отрасли может превратиться в законопроект поддержки нескольких операторов.

Также, по мнению ряда экспертов, в целях стабилизации экономической ситуации в России, в том числе в сегменте наружной рекламы, не следует не нарушать процесс поступления в 2024 году доходов в федеральный и муниципальные бюджеты от торгов на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.

Так, об этом «Известиям» заявил политолог Анатолий Баташев.

— Надо в этом году планово провести торги, а продление сделать с 2025 года. Бюджеты регионов на текущий год уже сверстаны с учетом поступлений от торгов. Нельзя правила игры менять на ходу, — сказал он.

Прямой эфир