Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Танк Leopard привезли на выставку трофейной техники в Москве
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрыве в Днепре
Происшествия
«Известия» показали кадры последствий обстрела ВСУ Донецка
Армия
Минобороны РФ сообщило об уничтожении трех украинских БПЛА над Брянской областью
Армия
Силы ПВО уничтожили еще два украинских дрона над Брянской областью
Мир
Песков назвал предрешенной участь Зеленского
Политика
Захарова указала на временный характер задержек на границах РФ
Наука и техника
В России создали первую в мире космическую станцию для наблюдения за Арктикой
Мир
В Армении два человека погибли и 20 пострадали при падении автобуса в овраг
Экономика
Безработица в РФ в марте обновила исторический минимум в 2,7%
Происшествия
Силы ПВО уничтожили украинский БПЛА над Брянской областью
Мир
В Норвегии туриста оштрафовали на $1,1 тыс. за беспокойство моржа
Авто
Автоэксперт назвал указывающие на поддельную автозапчасть признаки
Общество
В Москве суд арестовал продюсера агентства Reuters Габова
Экономика
Импортозамещенный SJ-100 прилетел в Жуковский для подготовки к испытаниям
Мир
В МИД Германии прокомментировали призыв Китая к расследованию теракта на СП
Общество
В Москве раскрыли совершенное 12 лет назад убийство

Новый бизнес-класс: как маркетплейсы изменили малое предпринимательство в России

Продавцы верят в рост продаж и пользуются готовой логистикой
0
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Опрос компании Ozon среди продавцов показал, что для большинства из них работа с маркетплейсом стала первым опытом предпринимательства. Почти 64% опрошенных раньше работали в найме, учились или занимались домашним хозяйством. Каждый пятый при этом начал свое дело со стартовым капиталом менее 50 тыс. рублей. О том, как маркетплейсы за несколько лет повлияли на российский малый бизнес, — в материале «Известий».

Безбарьерная среда

Сейчас только на площадке Ozon, который активно развивает платформу с 2018 года, представлено более 450 тыс. продавцов, и их количество постоянно растет — за последний год в 2,5 раза. Доля активных продавцов из регионов по итогам 2023 года составила 55% (исключая Москву и Московскую область, Санкт-Петербург и Ленобласть).

По мнению экспертов, такой интерес предпринимателей к маркетплейсам связан с тем, что они помогают снять многие барьеры при запуске собственного бизнеса.

— Во-первых, это небольшие вложения на старте, так как площадка берет на себя вопросы доставки, хранения, приема платежей. Во-вторых, понятные и удобные условия ведения бизнеса. Предприниматель уверен в отлаженных процессах логистики и инструментах продвижения. То есть даже начинающий, неопытный предприниматель может начать свое дело без серьезных рисков, а также найти новую аудиторию по всей стране, — считает председатель правления Национального агентства развития предпринимательства «Мой бизнес — мои возможности» Лев Кузнецов.

Маркетплейсы заинтересованы в развитии начинающих предпринимателей: площадки создают и проводят обучающие программы, вебинары, конференции — в том числе в регионах. Одну из обучающих программ запустил вместе с Ozon в 2022 году Минэкономразвития на базе центров «Мой бизнес» Программы дополнительной поддержки начинающих предпринимателей также помогают выстраивать доверительные взаимоотношения между платформами и продавцами и развивать малый бизнес.

Удобство отражается на результате

Привлекательность маркетплейсов для малого и среднего бизнеса объясняется еще и тем, что они предоставляют продавцам уже готовую систему инструментов аналитики и продвижения. У продавцов, использующих инструменты продвижения и рекламы, количество заказов в среднем больше почти в девять раз, а оборот — почти в шесть раз.

Маркетплейсы берут на себя большую часть операционных задач предпринимателей, благодаря этому у них остается больше времени для стратегического планирования и масштабирования магазина. Так продавцы активно используют логистическую инфраструктуру маркетплейса. По данным Ozon, большинство предпринимателей размещают товар на складе маркетплейса и распределяют поставки по регионам — это позволяет сократить срок доставки товаров до одного дня и повышает интерес для покупателя. Только 18% предпринимателей по-прежнему организуют логистику и доставку собственными силами.

По прогнозам экспертов, сектор электронной коммерции продолжит расти темпом более 25% в год, а задавать темп будут маркетплейсы. Поэтому продавцы в оптимизмом смотрят в будущее. Опрос Ozon показал, что около четверти продавцов уже считают свой бизнес успешным, еще 53% предпринимателей уверены, что способны достичь лучших результатов. При этом около 70% предпринимателей прогнозируют, что в течение года их бизнес будет расти и развиваться.

Ставка на развитие

По сути, маркетплейсы растят новый класс онлайн-предпринимателей: стать его представителями могут люди совершенно разных возрастов и специальностей из любых регионов. Для запуска своего бизнеса на маркетплейсе не нужны обширный опыт, специальные знания или глобальные финансовые вложения. Такие условия уравнивают возможности и предоставляют каждому одинаковый и быстрый выход на покупателей. Фактически можно зарегистрироваться и начать продавать в один день.

Это подтверждает президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.

— Сегодня на российских маркетплейсах ведут свою деятельность около 1,2 млн предпринимателей. В начале 2020 года их было всего около 100 тыс. Самый высокий темп прироста селлеров приходится именно на индивидуальных предпринимателей, для которых витрины маркетплейсов — это доступ к 70-миллионной аудитории покупателей по всей стране, — подчеркивает эксперт.

Партнерские программы площадок стимулируют жителей регионов и небольших городов начинать свое дело. Например, открывать пункты выдачи заказов по франшизе — они есть даже в самых небольших населенных пунктах, а пункт можно организовать даже в частном доме или сельском магазине. Количество ПВЗ Ozon в малых населенных пунктах выросло за 2023 год в 3,3 раза, сейчас их больше 12 тыс.

— Мы работаем по модели маркетплейса всего пять лет, но уже сейчас очевидно, что наша ставка на развитие возможностей для малого и среднего бизнеса была верной, — рассказывает управляющий директор Ozon Сергей Беляков. — Развитие маркетплейсов сформировало новый класс онлайн-предпринимателей, которые, с одной стороны, стимулируют российскую экономику, с другой — обеспечивают равный доступ населения к широкому выбору товаров в любых регионах нашей страны.

Новая почва для бизнеса

Эксперты говорят о тенденции значительного роста количества субъектов МСП в сфере электронной торговли: с 2019 по 2022 год зафиксирован 13-кратный рост. А в 2022 году число продавцов на площадках Wildberries и Ozon выросло более чем на 85%.

— По исследованиям мы также видим, что доля малого и среднего бизнеса в России начала расти, в том числе с развитием маркетплейсов. Безусловно, толчком стал 2020 год: именно на этот период зафиксирован наибольший рост сферы интернет-торговли, — отмечает Лев Кузнецов.

Эту мысль продолжает и президент АКИТ.

— Развитие этой бизнес-модели стало стимулом для появления новых, не существовавших ранее видов предпринимательской деятельности: контент-хабы, студии для подготовки контента, сервисы по созданию карточек товаров, по сопровождению личных кабинетов, сервисы аналитики, ведения учетов товаров для селлеров и пункты выдачи заказов, — подчеркивает Артем Соколов.

Прямой эфир