Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Шойгу заслушал доклады в рамках совещания в штабе Объединенной группировки войск
Мир
Глава ВОЗ назвал возможную операцию Израиля в Рафахе гуманитарной катастрофой
Армия
Российские Су-34 нанесли удар авиабомбами ОФАБ-250 по опорному пункту ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачную погоду и до +19 градусов в Москве 1 мая
Армия
На выставку военной техники на Поклонной горе привезли трофейный танк Abrams
Мир
Трамп раскритиковал Байдена в связи с пропалестинскими протестами в Нью-Йорке
Общество
Путин 1 мая присвоил ряду граждан звания Героев Труда
Мир
СМИ сообщили об обысках СБУ у митрополита УПЦ Запорожского и Мелитопольского Луки
Мир
В конгрессе заявили об отказе ряда поставщиков работать с США по помощи ВСУ
Армия
Снайперы из Бурятии ликвидировали группу пехоты ВСУ и сорвали их ротацию у Часова Яра
Мир
СБУ заявила о проведении контрразведывательных мероприятий в Киеве
Мир
В Колумбии обнаружили пропажу со складов более 1 млн патронов и других боеприпасов
Политика
Захарова возмутилась намерением ЕС передать Киеву украинцев-призывников
Мир
ЦАХАЛ расследует гибель двух военных в результате дружественного огня в Газе
Мир
Сенат США одобрил запрет импорта урана из России
Армия
Расчеты гаубиц Д-20 уничтожили блиндажи украинских боевиков в приграничном районе
Происшествия
Три полувагона с углем сошли с рельсов в Улан-Удэ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Фэнтези-хит Netflix «Девица», он же «Дева и дракон», должен был доказать, что Милли Бобби Браун из «Очень странных дел» и «Энолы Холмс» может больше, чем все привыкли от нее ждать. Суперзвезда и секс-символ не только сыграла «диснеевскую принцессу», но и выступила в проекте в качестве одного из продюсеров. Бюджет онлайн-релиза составил внушительные $70 млн, и фанаты актрисы в полном восторге, но разделить их радость до конца не получается: фэнтези получилось слишком скомканным и вторичным, а Браун так и не смогла продемонстрировать высокий класс.

Книжное дитя

В некотором царстве-государстве, где-то в районе земель викингов, жила-была принцесса Элоди, дочь овдовевшего короля Байфорда. Пока Байфорд устраивал второй брак с темнокожей простолюдинкой, Элоди читала книги, а заодно училась скакать верхом, колоть дрова и даже чуть-чуть фехтовать. Дела королевства зашли в тупик, и Элоди решили выдать замуж за принца богатых южных земель, напоминающих Британию. Королевство получило огромный выкуп за принцессу, а саму Элоди довольно быстро принесли в жертву древнему дракону: ему традиционно поставляют девушек местного королевского рода, а таковыми они становятся в результате брачного обряда кровосмешения.

Попав в пещеру к дракону, Элоди пытается не погибнуть любым способом. Все предыдущие слова были кратким прологом, а процесс выживания — это и есть, собственно, полтора часа повествования. Собственно, у Элоди три задачи: не умереть, объясниться с драконом (ошибка ведь вышла!) и расквитаться, если получится, с подставившей ее британской семьей.

Кадр из фильма «Дева и дракон»
Фото: PCMA Productions

В этом, пожалуй, главная проблема фильма, потому что больше авторам сценария сообщить нам не о чем. При этом, кажется, поводы для расширения и усложнения сюжета есть, но ими никто не пользуется. Так, начитанность Элоди, о которой нам много говорят поначалу, ровным счетом ни в чем не выражена. Мы, правда, видим, что она может читать карту или расставлять ловушки, но вряд ли она у себя в поместье читала исключительно специальные пособия на этот счет, нон-фикшн в Средневековье у принцесс был не очень в моде.

Сценарий писал соавтор «Гнева титанов» и десятого «Форсажа» Дэн Мазо, и, наверное, глупо требовать от него особенных откровений. Но разве объяснишь это зрителю, который везде видит не столько цитаты, сколько заимствования у «Властелина колец», «Игры престолов», «Ведьмака» и многих других фэнтези-блокбастеров, правда, почти всегда не в пользу «Девы и дракона», где слишком бросается в глаза «нарисованность» декораций: похоже, существенная часть бюджета ушла на гонорары Браун и ее коллегам Рэю Уинстону и Робин Райт, а также на много дублей с каскадерами.

Она пошла искать

Единственный драматургический прием, к которому в течение всего фильма прибегают создатели «Девы и дракона», — обыгрывание ключевых образов волшебной сказки. Уже с самого начала нам сообщают, что «есть много историй о благородстве и отваге, когда рыцарь без страха и упрека спасает деву в беде, но эта история — не об этом». И становится ясно, что принцесса здесь будет сильной, как это случается в каждом первом фэнтези за последние пару десятилетий. Не слишком оригинально, но Милли Бобби Браун любит такие образы, что поделать.

кадр из фильма дева и дракон
Фото: PCMA Productions

Потом специально для нас будет разрушено еще несколько шаблонов. Например, мачеха Элоди здесь не просто положительный персонаж, но даже больше: только она и может сравниться с самой Элоди в мужестве, прямоте и бескомпромиссности. Прекрасный принц, за которого сватают Элоди, — часть зловещей секты, что тоже отсылает к миллиону кинохитов, в том числе к «Прочь!», который авторы «Девы» точно смотрели не раз.

Дракон — на самом деле дракониха, которая тяжело страдает много веков, обиженная людьми. А в душе она — друг человека, возможно, когда-нибудь даже сможет это доказать на деле. В фильме фигурируют яйца с маленькими дракончиками, многовековой преступный сговор и много прошлых жертв драконихи, которые в пещере, испуганные, затравленные, обожженные, занимались тем, что кропотливо размечали для будущих принцесс варианты побега: чертили карты, выписывали по-английски предупреждения, расписывались на стенах и пр.

Когда такая же травестия сказочного сюжета становилась ходом в «Я иду искать», она имела ярко выраженный комедийный оттенок. Там тоже невеста сразу после свадьбы должна была стать жертвой, но отказывалась помирать и наказывала своих мучителей так, как им и не снилось. Самара Уивинг великолепно балансировала на грани гротеска и слэшера, и хотя бюджет там был ниже, чем у «Девы», примерно в 10 раз, та картина попала во все топы фильмов ужасов 2019 года. За свежесть, хулиганство и талант.

Кадр из фильма «Дева и дракон»
Фото: PCMA Productions

В случае с «Девой и драконом» всё сложнее. Это хоть и пародия на истории про красавиц и чудовищ, но совсем не комедия. Это не хоррор, хотя элементы «выживания» тут разбросаны то тут, то там. Не политическая метафора, как «Викинги», хотя параллели со Скандинавией и Англией тут очень напрашиваются. Не сказка совсем уж для детей, потому что тут много жестокости в кадре, например, люди сгорают заживо. И это, наконец, не совсем фэнтези, потому что этот жанр отличается особенным вниманием к деталям, а в «Деве» мы практически ничего не узнаем ни о коварной королеве-убийце, ни о психологии принца, швыряющего невест из-под венца в пропасть, ни о матери главной героини, к которой та регулярно взывает и старается поддерживать некую духовную взаимосвязь.

Каждый раз, когда нас что-то заинтересовывает в этом сюжете, авторы машут рукой: некогда, некогда — и бегут дальше. А дальше, в общем, ничего, просто Милли Бобби Браун превращается из средневековой аристократки в Миллу Йовович из «Обители зла»: в оборванном платье, эффектно обнажающем ноги, в крови, с суровой гримасой валькирии-истребительницы на лице. Этого нужно было ждать 100 минут? Пожалуй, что именно этого, ведь у актрисы культовый статус, и она как-то должна же развлекать армию своих фанатов, пока братья Даффер готовят пятый сезон «Очень странных дел». Там со сценарием точно всё будет в порядке.

Прямой эфир