Смотрите, кто пришел: кто займет второе место на выборах президента
Основная интрига президентских выборов 2024 года по опросам всех социологических служб заключается в том, кто придет вторым после Владимира Путина. Вокруг этого строится аналитика, а каждый из штабов стремится перебить повестку оппонентов в медиа, чтобы перетянуть голоса неопределившихся россиян. Согласно ВЦИОМу, за Владимира Путина могут проголосовать 75%, по ФОМу — 72%, а по Russian Field — почти 82%. Тройка парламентских кандидатов при таком сценарии разыгрывает между собой от 18 до 28%. Подробности и мнения экспертов — в материале «Известий».
Вопрос доверия
Глава «Клуба регионов» Сергей Старовойтов уверен, что в кампании-2024 есть два понятных сценария — референдум о доверии действующему президенту и гонка за второе место. Политолог также отмечает, что от того, кто займет второе место, зависит будущее кандидатов: «Гонка за второе место важна, потому что и Леонид Слуцкий от ЛДПР, и Владислав Даванков из «Новых людей» — претенденты на вхождение в высшую политическую лигу». При этом эксперт считает, что больше шансов в борьбе за второе место у Слуцкого.
Позиции социологов касательно главного претендента на «серебро» разделились. Пересечения можно проследить в замерах ФОМа и ИНСОМАРа. Последние данные Фонда общественного мнения фиксируют вторую строчку за Леонидом Слуцким. Институт социального маркетинга показывает борьбу между продолжателем дела Жириновского и кандидатом от КПРФ Николаем Харитоновым.
«У Леонида Слуцкого, по моей экспертной оценке, есть очень серьезные шансы на второе место», — отмечает Виктор Потуремский, директор по политическому анализу Института социального маркетинга. Причины тому эксперт выделяет следующие: партийный бренд и связка с Владимиром Жириновским, на котором держатся идеология партии и качественная избирательная кампания. «Нет сомнений, что последние несколько дней работы штаба позволят подойти к голосованию с хорошими позициями», — подытожил эксперт.
Идейное наполнение
Кандидаты должны доносить понятные избирателям идеи, уверены эксперты. Сергей Старовойтов, развивая эту мысль, выделяет одну из главных, по его мнению, причин, почему Слуцкий позитивно выделяется на фоне оппонентов: «Во-первых, у ЛДПР четкое идеологическое позиционирование: они дают понять, что идеология партии, заложенная Жириновским, осталась неизменной. В этом и есть сила Слуцкого. Например, Даванков говорит о либерализме, Харитонов оперирует идеологией со своим «поиграли и хватит». И Даванков, и Харитонов загружают избирателя интеллектуальной работой: вроде бы знакомый коммунист, но с новым поворотом; вроде бы либерал, но не такой, как уехавшие либералы. Пойди тут разберись в этих нюансах. У Слуцкого таких оттенков нет, его предложение избирателю предельно прямолинейно: «поддерживал Жириновского — поддержи меня, ничего в партии не меняется». Здесь есть заслуга штаба кандидата: они ведут кандидата в логике «Слуцкий — это новый Жириновский».
Политолог считает, что связка Жириновский—Слуцкий — сильная идеологическая конструкция, которая посылает сигнал сторонникам основателя ЛДПР о новом лидере. Благодаря этой связке и позиционированию в роли харизматика и продолжателя дела Жириновского Слуцкий заберет традиционные голоса ЛДПР и даже сможет претендовать на голоса части бывших сторонников КПРФ, недовольных заменой Зюганова на Харитонова. «ЛДПР аккумулирует протестный электорат, который не готов голосовать за либералов и Николая Харитонова. Это люди, которых не устраивают предложения левых сил, и они ищут альтернативу на ультрапатриотическом фланге», — считает Старовойтов.
Глас народа
По мнению президента фонда «Петербургская политика» Михаила Виноградова, публикация данных ФОМа и ИНСОМАРа подтверждает возможность второго места Леонида Слуцкого. Политолог выделяет три причины, которые могут объяснить возможное второе место Слуцкого: «Первая — ставка на провинцию. Интенсивные поездки по регионам актуализировали образ ЛДПР времен Жириновского с агитационными поездами и выступлениями в больших и малых городах. А лозунг «Россия больше чем Москва» может затронуть тех избирателей, которые хотели бы увидеть в Слуцком антистоличного и даже в чем-то антиистеблишментного кандидата. Этот сигнал был усилен и развернутой полевой работой в регионах — с помощью агитаторов, интенсивного размещения баннеров, рекламных автобусов. Вторая — умение создавать информационные поводы. Даже опрос «Скажи Слуцкому правду!», несмотря на некоторую привычность формата, стал попыткой создания аналога прямой коммуникации с политиком и одновременно способом агитации, поскольку его удалось совместить с популяризацией наиболее радикальных программных инициатив Слуцкого».
Работу штабов кандидатов в регионах эксперты в целом выделяют как одно из главных направлений кампании, от которого во многом зависит результат голосования. По мнению политологов, команда Слуцкого развернула агитационную работу не только в столицах регионов, но и в небольших населенных пунктах. Также партия демонстрирует «сетевой формат работы». В уличной агитации лидирует ЛДПР. Активность КПРФ и «Новых людей» заметна меньше. Сергей Старовойтов отмечает, что фишка партии с размещением агитационных билбордов по всей стране сработает и расскажет электорату партии о преемственности. «Это заодно привлечет новые голоса, так как агитация Слуцкого элементарно заметнее. А кто масштабнее и лучше агитирует, тот и побеждает», — резюмирует глава «Клуба регионов».
Практический подход
Пример как ситуативно отработанного инфоповода, так и последовательного внимания к регионам — списание долгов субъектам России. После послания, где Владимир Путин озвучил ту же интенцию, что содержится в программе Слуцкого, ЛДПР на следующий день разослала по регионам письма с предложениями, куда эти деньги можно направить.
Дебаты же не стали главным агитационным форматом, но их итоги нельзя недооценивать. По мнению политолога Виктора Потуремского, штаб ЛДПР эффективно подготовился к дебатам: «В сравнении с другими партийными кандидатами Слуцкому и его доверенным лицам удалось дальше всех отойти от популизма и остаться в логике реальных политических решений. Программа кандидата собиралась в прямом общении с людьми, отсюда наиболее успешная тема лидера ЛДПР — борьба с бедностью и повышение доходов населения».
Схожую позицию высказывает и Сергей Старовойтов: «Слуцкий хорошо провел дебаты. За счет личной харизмы и напористости он был заметнее других участников. Аккуратный и интеллигентный Даванков на его фоне совсем потерялся. Думский опыт помог донести образ и эмоциональную картинку до зрителя. Картинка важна, ведь дебаты — это не про тезисы, а про восприятие человеком человека».
Коммунисты, назад
Эксперты сошлись во мнении, что ЛДПР может впервые за долгое время обогнать КПРФ во многом из-за просчетов последних. Михаил Виноградов обращает внимание на то, что по ключевым для коммунистов темам более понятно говорит Слуцкий: «Лозунги Харитонова «Долой капитализм» выглядят избыточно общо, в то время как более привычные (и, казалось бы, более уместные) для коммунистов призывы сделать разумные цены на продукты или запретить индексацию тарифов ЖКХ более предметно звучали как раз из уст Слуцкого».
Обобщая прогнозы политологов, можно выделить несколько аспектов, почему вторым по итогам 17 марта, с высокой долей вероятности, может быть Леонид Слуцкий: решение формировать кампанию на основе образа продолжателя дела Жириновского; фиксация предложений, направленных на развитии регионов; политтехнологические ходы штаба кандидата, которые не использовали оппоненты (всероссийский опрос, агитационные автобусы, линейка пикетов и акций по стране); игра на свободной в моменте нише «рассерженных патриотов» и продуманная риторика на дебатах.