Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Дело бывшего главного психиатра-нарколога Минздрава Евгения Брюна 4 марта начал рассматривать Кузьминский суд столицы. Его и еще четырех человек обвиняют в мошенничестве — следствие считает, что фигуранты дела вступили в картельный сговор и закупали дорогостоящие реагенты и оборудование через аффилированные с ними компании. При этом цены на медизделия, поставляемые по госконтрактам, завышались в несколько раз. Ущерб по делу изначально оценивался в 20 млн рублей, но в ходе расследования повысился до 100 млн. Сами госконтракты заключались под не менее скандальные и отмененные впоследствии планы Минздрава проводить обязательные тесты на выявление хронического алкоголизма у водителей. Такую практику тоже лоббировал Евгений Брюн.

Вне конкуренции

Кузьминский райсуд Москвы 4 марта начал рассматривать дело о махинациях с госзакупками, главным фигурантом которого стал бывший главный внештатный психиатр-нарколог Минздрава Евгений Брюн. Дело возбудили в 2022 году, но вопросы к нему у правоохранительных органов и ФАС возникли еще в 2020-м.

В 2019 году Минздрав собирался ввести новые тесты на выявление хронического алкоголизма у водителей. Согласно планам, для получения медсправки ГИБДД водители должны были сдавать анализ крови на наличие соответствующего маркера — CDT (карбогидрат-дефицитный трансферрин). Для таких анализов нужны дорогостоящие реагенты — наборы белковых фракций для автоматических систем капиллярного электрофореза, а также тест-контейнеры.

В 2020 году «Известия» провели расследование и выяснили, что Брюн еще с 2011 года рекомендовал использовать CDT-анализ как основной способ определения алкогольной зависимости.

пробирка
Фото: РИА Новости/Валерий Мельников

Из обвинительного заключения, которое озвучили на первом заседании суда, следует, что Брюн курировал закупку реагентов и контейнеров и тендеры выигрывали аффилированные с ним компании. Предлагаемые им цены следствие посчитало завышенными. В августе 2022 года проверка Федеральной антимонопольной службы выявила, что несколько таких компаний в 2017–2019 годах вступили в картельный сговор с целью ограничения конкуренции. Совладельцем трех из них («МедиаТрейд», «Импульсмед» и «Нарколаб») был еще один фигурант дела — бывший вице-президент Ассоциации наркологов и Российской наркологической лиги Владимир Якушев, а возглавлял ассоциацию Брюн.

Также, по версии следствия, в схеме закупок участвовали экс-глава Московского научно-практического центра наркологии Сергей Копоров, начальник отдела торгов Людмила Еременкина и гендиректор ООО «Микротехнологии» Сергей Васильев.

Одна из партий реагентов обошлась департаменту здравоохранения Москвы в 19 млн рублей, хотя, согласно обвинительному заключению, фигуранты дела через аффилированную фирму приобрели их у сторонней компании всего за 2 млн.

Та же ситуация сложилась и с тест-контейнерами: государство только в рамках одной из закупок переплатило в 2,5 раза. На момент задержания ущерб от действий наркологов и коммерсантов оценивался в 20 млн рублей, но в ходе расследования превысил 100 млн.

Директор Московского научно-практического центра наркологии Сергей Копоров, задержанный по делу главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава Евгения Брюна и обвиняемый в особо крупном мошенничестве, в Тверском районном суде Москвы

Директор Московского научно-практического центра наркологии Сергей Копоров, задержанный по делу главного внештатного психиатра-нарколога Минздрава Евгения Брюна и обвиняемый в особо крупном мошенничестве, в Тверском районном суде Москвы

Фото: РИА Новости/пресс-служба Тверского суда

Мошенничество или передел рынка

Брюна задержали в сентябре 2022 года и предъявили обвинение в мошенничестве в особо крупном размере, как и остальным фигурантам, кроме Васильева — ему вменили лишь легализацию преступных средств. Представители СКР на заседании отметили, что преступная группа действовала еще с 2015 года.

Никто из фигурантов вину не признал, а на первом заседании адвокаты ходатайствовали о возврате дела в прокуратуру для дополнительного расследования. По их словам, оглашенное в суде обвинительное заключение и предъявленные подсудимым ранее обвинения существенно различаются.

«При заключении каждого из шести договоров Брюн не знал, у кого приобретались медицинские изделия и по какой цене. Ему также не было известно, как на стадии торгов определялась начальная цена контракта, а также о фактах ее возможного завышения», — заявил в суде адвокат Евгения Брюна Сергей Севрук.

Эксперт по госзакупкам, гендиректор юридической компании «Контрактные системы» Евгений Ландо в разговоре с «Известиями» отметил, что за последнее десятилетие законодательство в сфере госзакупок совершило «большой прыжок к открытости».

пробирки
Фото: ТАСС/Роман Пименов

— Проблема с завышением цен существует в основном тогда, когда есть договоренности между заказчиком и поставщиком. Тогда можно поставить высокую цену, ожидая, что определенный участник закупки «заберет» контракт за скромное спасибо. В таком случае заказчик должен быть уверен, что победа не достанется «чужим» людям, — описал схему эксперт. — С этими целями составляется закупочная документация, которая ограничивает конкуренцию до одного поставщика определенного товара.

Он также подчеркнул, что ФАС ежедневно рассматривает тысячи жалоб от участников закупок и жестко реагирует на выявленные нарушения, а общественные организации и общественный контроль тоже не «дают коррупционерам дышать спокойно».

Председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов допустил, что дело Брюна могло стать и результатом передела сфер влияния на рынке медицинских услуг.

— Согласно моим источникам, возможно, кому-то надо было влезть в эту сферу и поставлять эти тесты, — рассказал «Известиям» эксперт.

Он также отметил, что проверки антимонопольной службы порой бывают избирательными и нередко механизмы ведомства могут использоваться недобросовестными игроками на рынке, чтобы «сносить абсолютно легальные закупочные процедуры».

дпс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

При этом дело наркологов укладывается в общий тренд — в последние годы всё чаще правоохранительные органы устанавливают недобросовестных организаторов госзакупок. Так, в феврале 2023 года бывший заместитель министра здравоохранения Челябинской области Александр Кузнецов получил шесть лет условного срока за злоупотребление должностными полномочиями. Суд установил, что в 2020 году он согласовал закупку томографов по завышенной стоимости и причинил ущерб бюджету в размере более 85 млн рублей.

А уже через месяц челябинское управление ФАС обнаружило признаки картельного сговора при поставках медицинского оборудования в семи регионах России. Представители ведомства заподозрили 19 компаний из Челябинска, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Ижевска, Екатеринбурга и Оренбурга в сговоре на 77 торгах по закупкам медицинского оборудования на общую сумму 737 млн рублей.

Читайте также
Прямой эфир