Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поручил кабмину с 2025 года выделить денежные выплаты членам РАН
Армия
Минобороны РФ рассказало о подвигах военнослужащих ВС РФ в зоне СВО
Общество
Система теплоснабжения Москвы переходит на зимний режим за два–три дня
Мир
Коалиция США восемь раз за сутки нарушила воздушное пространство Сирии
Экономика
Общий объем кредитов россиян впервые превысил 36 трлн рублей
Происшествия
В Луганске в результате взрывов в промышленном районе города начался пожар
Общество
Уровень воды в реке Ишим снизился на всех гидропостах в Тюменской области
Мир
В Пентагоне заявили об отсутствии признаков подготовки Россией ядерного удара
Мир
Регулятор США начал расследование по вопросу проверок Boeing 787 Dreamliner
Мир
В Белом доме выразили беспокойство по поводу попытки покушения на Зеленского
Экономика
От банков потребуют согласовывать финансовые операции с родственниками
Мир
СМИ сообщили об обстреле ХАМАС израильских военных ракетами малой дальности
Политика
Путин поручил вывести РФ на четвертое место в мире по объему ВВП
Общество
Мошенники стали в полтора раза чаще обзванивать россиян в начале 2024 года
Мир
Фракция АдГ в Гамбурге исключила депутата Петерсен после поездки в РФ
Происшествия
В Белгородской области пожарные ликвидировали открытое горение
Интернет и технологии
Apple представила новые планшеты iPad Air и iPad Pro
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) возбудила дело против Почта Банка из-за того, что тот не указал полную стоимость кредита в рекламе займа, выяснили «Известия». Это первый случай, когда финансовую организацию планируют привлечь к ответственности за нарушение новых требований. С 23 октября банки обязаны в рекламе рядом с привлекательной ставкой по ссуде указывать и диапазон ее полной стоимости с учетом дополнительных расходов (например, страховки). Штраф по этой статье сегодня доходит до 800 тыс. рублей. Но эксперты опасаются, что некоторым финансовым организациям выгоднее его заплатить и именно поэтому власти обсуждают увеличение взысканий.

Как появилось первое дело о неуказании ПСК в рекламе кредита

История началась с того, что в ФАС поступила жалоба гражданина на рекламу Почта Банка, в которой крупным шрифтом указывалась привлекательная информация о ставке по кредиту от 4%, сообщил «Известиям» представитель службы. Данные о диапазоне полной стоимости кредита (ПСК), который должен быть указан до процентной ставки, в объявлении отсутствовали. Реклама распространялась на экранах в общественном транспорте Москвы и Московской области, уточнили в ФАС.

— Служба возбудила дело в отношении АО «Почта Банк» по признакам нарушения закона о рекламе. В случае установления нарушения банк будет привлечен к административной ответственности, — сообщили в ФАС.

почта банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Стоит отметить, что это первый случай, когда кредитную организацию намерены привлечь к ответственности за нарушение новых требований, которые вступили в силу с октября прошлого года.

С 1 октября 2023-го, еще до вступления в действие нового закона, организация полностью исключила упоминание процентных ставок по кредитам в своих новых рекламных кампаниях, уточнили в пресс-службе Почта Банка. Реклама с указанием процентной ставки по кредиту «4%» проходила до вступления в действие закона о ПСК — она завершилась 30 сентября 2023 года.

— Почта Банк выясняет, почему данное единичное размещение не было прекращено своевременно, — подчеркнули в кредитной организации.

Справка «Известий»

С 23 октября 2023 года банки обязаны отображать сведения о ПСК в рекламе займов. Полная стоимость кредита, помимо годового процента, включает в себя любые платежи в пользу финансовой организации, которые предусмотрены договором, — страховка, платные СМС-оповещения и любые другие дополнительные услуги. Теперь ставка должна упоминаться в тексте тем же шрифтом, что и ПСК, и только после нее. Заемщики должны сразу видеть, какие дополнительные товары и услуги им нужно приобрести, чтобы получить наилучшие условия по ссуде.

Сегодня штрафы за некорректное отображение данных о ПСК в рекламе банковских продуктов составляют от 20 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 300 тыс. до 800 тыс. рублей для юрлиц.

Ранее Почта Банк уже привлекался к ответственности за ненадлежащую рекламу кредита — в октябре его оштрафовали на 500 тыс. рублей, напомнил партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Никита Суклин. При этом организация не выполнила предписания антимонопольного органа в установленный срок, за что вскоре получила второй штраф в размере 400 тыс. рублей.

Как новый закон о рекламе кредитов повлияет на рынок

ФАС и раньше штрафовала банки за нарушения в рекламе, например за мелкий шрифт, отметила директор департамента коммуникационной политики финансового маркетплейса «Выберу.ру» Анна Романенко. В результате игроки рынка, которых привлекали к ответственности, на время отказывались от подобных практик, но впоследствии всё равно к ним возвращались.

банк
Фото: ТАСС/Ведомости/Максим Стулов

Сейчас требования стали строже и банки начали указывать ПСК, но пока нельзя сказать, что этому правилу следуют абсолютно все и во всех случаях, добавила эксперт. Полная стоимость кредита чаще всего выглядит устрашающе. Финансовые организации, указывающие ее так же крупно, как и рекламную ставку, рискуют растерять клиентов.

Как писали «Известия» в конце декабря, перед новым годом средний размер полной стоимости кредита составил 26%. При этом максимальное значение на рынке доходило до 67%, сообщали в «Финуслугах». Теперь в рекламе требуется указывать именно диапазон ПСК, то есть и наибольшее значение тоже.

Тем не менее требования к рекламе займов могут не так заметно отразиться на их выдачах, уверен основатель Anderida Financial Group Алексей Тараповский. По его словам, кредитные продукты популярны среди россиян и будут востребованы в любом случае.

Однако практика показывает, что банки способны нарушать действующее законодательство, несмотря на замечания властей, добавил адвокат Игорь Апостол. Сумма взысканий ничтожна для них по сравнению с потенциальной прибылью, пояснил он.

банк
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Законопроект о двукратном увеличении штрафов за некорректное отображение данных о полной стоимости кредита уже рассматривался в начале февраля на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности, писали ранее «Известия». В случае его принятия наказание может вырасти до диапазона от 40 тыс. до 100 тыс. рублей для должностных лиц и от 600 тыс. до 1,6 млн рублей для самих банков.

— ФАС выступает за увеличение штрафов банков за нарушения рекламного законодательства, — сообщили в службе.

С января 2024-го требование указывать ПСК рядом с привлекательной ставкой распространяется и на сайты финансовых организаций. В ЦБ считают этот закон социально важным.

— Из позитивного — исчезла реклама кредитов под фантастические, реально не существующие 0%. Мы с этим боролись. Теперь внимательно смотрим за тем, чтобы банки корректно раскрывали информацию о кредитах на сайтах и в мобильных приложениях, — заявляла глава ЦБ Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече Ассоциации банков России, прошедшей 1 марта.

процент
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

В перспективе потребители привыкнут к пугающим цифрам ПСК, но их отношение к кредитам станет более осторожным и осознанным, заключила Анна Романенко из «Выберу.ру». А маркетологи найдут способ привлечь внимание и произвести впечатление на потенциального клиента и без рекламы процентов. Например, добавил Алексей Тараповский из Anderida Financial Group, указывая в объявлениях другие параметры кредита — ежемесячный платеж или максимальный объем.

Прямой эфир