Вне зоны доступа: нужно ли в пять раз снижать порог беспошлинного ввоза из-за рубежа
Власти РФ снова заговорили о необходимости снизить порог беспошлинного ввоза иностранных товаров для личных нужд с €1 тыс. до €200, либо вовсе его обнулить. Эту антикризисную меру ввели в 2022 году, и Минфин убежден, что в ней больше нет необходимости. Однако предприниматели и представители маркетплейсов не согласны с ведомством: по их словам, такое решение кратно увеличит стоимость зарубежной продукции, а продажи заметно сократятся, что окажет негативное влияние на рынок ритейла и навредит потребителям. ВЦИОМ второй год подряд провел большое исследование на эту тему (есть в распоряжении «Известий»). К каким последствиям приведет уменьшение беспошлинного порога — в материале.
Почему россияне заказывают товары из-за рубежа
Сейчас россияне могут заказать в интернете и получить из-за границы товары стоимостью до €1 тыс. (примерно 100 тыс. рублей) и весом до 31 кг. Если лимит превышен, придется доплатить 15%. Эту меру ввели в апреле 2022 года, когда из России и других стран СНГ стали уходить западные бренды. Совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) тогда повысил беспошлинный порог ввоза товаров для личного пользования в Россию, Белоруссию, Казахстан и Киргизию.
Отмечалось, что это временная мера, но ЕЭК несколько раз ее продлевал. В последний раз — в сентябре 2023 года (до 1 апреля 2024-го).
20 февраля Минфин выступил против сохранения потолка беспошлинного ввоза на уровне €1 тыс., однако последнее исследование ВЦИОМ показывает, что снижение до €200 может отразиться на рынке и обычных потребителях крайне негативно. 68% опрошенных поддерживают тезис о том, что сохранение беспошлинного порога размером в 1000 евро поможет поддержать россиян в сложный период после ухода западных брендов и сервисов. Особенно это подчеркивают пользователи маркетплейсов с доставкой товаров из-за границы (77%).
По данным опроса, почти половина пользователей маркетплейсов заказывают на них товары из-за рубежа; 14% российских пользователей маркетплейсов заказывают с доставкой из-за границы товары стоимостью выше 20 тысяч рублей (эквивалент 200 евро).Лидеры в категории дорогостоящих покупок — бытовая техника и электроника, ее приобретают 51% опрошенных. Второе место занимают аксессуары и комплектующие для гаджетов и авто (40%).
Большинство респондентов отмечают, что покупки из-за рубежа выгоднее (59%), к тому же это единственный способ получить некоторые товары, которые недоступны в России или в их населенных пунктах (43%). Треть считает, что в импорте более широкий ассортимент (34%).
При этом значительная часть опрошенных (40%) чувствует ухудшение своего материального положения, а большинство (72%) ожидают в ближайшие пару месяцев роста цен на товары и услуги.
62% россиян считают, что им доступны не все товары. Сильнее всего не хватает аксессуаров и комплектующих для гаджетов и авто (32%), бытовой техники и электроники (27%), а также обуви, одежды и аксессуаров (20%). Треть (31%) отмечают, что за последние два года привычные вещи стали менее доступными. Чтобы компенсировать это, 32% покупают те товары, которые есть в наличии «здесь и сейчас», 29% пользуются сервисами и маркетплейсами с доставкой из-за границы, а 25% ищут аналоги в других регионах России.
38% участников исследования уверены, что снижение порога с €1000 до €200 ухудшит положение российских покупателей. Среди тех, кто за последний год совершал покупки на сумму свыше €200, эта доля выше — 68%.
Если беспошлинный порог снизится до €200, то 32% россиян, которые делали дорогостоящие покупки за прошедший год, будут заказывать меньше, а 26% таких пользователей и вовсе перестанут. Эксперты поддерживают это опасение.
— Многие люди могут отказаться от покупки, если с учетом пошлины стоимость нужного товара окажется выше, чем они могут себе позволить. Поэтому мы рассчитываем на взвешенное решение регуляторов в этом вопросе, — рассказали «Известиям» в Ozon. Маркетплейс поддерживает сохранение порога в €1 тыс.
С этим согласны в Wildberries. Снижение порога или отказ от его применения существенно снизит товарный ассортимент для покупателей из России, подчеркнули в компании.
К чему приведет снижение порога беспошлинного ввоза
Эксперты, участвовавшие в опросе ВЦИОМ, считают, что россиянам важно иметь доступ к зарубежным товарам, так как в большинстве случаев они редкие или уникальные и не импортируются в Россию. Такая продукция при заказе из-за границы стоит на 20% дешевле.
Специалисты также отмечают, что если количество заказов снизится, то ритейлерам придется сокращать штат сотрудников, в том числе логистических и таможенных операторов. Это уменьшит налоговые поступления в бюджет. При этом при снижении беспошлинного порога до 200 евро сумма отчислений в казну будет незначительной (по оценкам, 0,002% от размера бюджета 2024 года), а Федеральная таможенная служба (ФТС) начнет затрачивать намного больше ресурсов на администрирование сборов.
Повышенный порог беспошлинной онлайн-торговли остается актуальным, поскольку Россия всё еще испытывает проблемы из-за ухода зарубежных компаний и сокращения ассортимента, в том числе в сфере электроники и бытовой техники, сказала «Известиям» глава Института развития предпринимательства и экономики Наталья Назарова. Также остаются трудности при проведении международных расчетов, что отражается на конечной цене товара, который россияне покупают в Сети.
Обычному покупателю заказы в зарубежных онлайн-магазинах почти недоступны: против РФ ввели санкции, а россиян отключили от международных платежных систем, сказал «Известиям» представитель ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники РАТЭК. «Прямые покупки товаров потребителями за рубежом стали практически невозможными», — подчеркнул он.
Примечательно, что поддерживавшая ранее идею снижения порога беспошлинного ввоза и даже его обнуления Ассоциация компаний интернет торговли (АКИТ) уже год не предоставляет свою нынешнюю позицию в госорганы, ссылаясь на разногласия внутри ассоциации (письмо есть в распоряжении Известий)
Окончательное решение по порогу беспошлинного ввоза должно принять правительство, но нормы утверждены на уровне Евразийской экономической комиссии. Поэтому изменения должны согласовать все государства — члены ЕАЭС. Однако эксперты и бизнес сходятся в одном: снижать или обнулять лимит еще слишком рано.