Политика
Владимир Путин провел встречу с президентом Узбекистана в Москве
В конгрессе потребовали от Байдена объяснения задержкам поставок оружия Израилю
Путин поздравил участников парада на Красной площади с Днем Победы
Американские конгрессмены проголосовали против отстранения спикера Джонсона
Силы ПВО сбили 15 снарядов РСЗО Vampire и один БПЛА над Белгородской областью
Захарова заявила, что Россия никому не даст исказить смысл Дня Победы
Столтенберг заявил об отсутствии просьбы Киева о вводе войск НАТО в зону конфликта
Путин закончил выступление на параде Победы словами «За Россию! За Победу!»
Штурмовики Су-25 пролетели над Красной площадью в ходе парада Победы
Посол России в Японии назвал претензии Токио к Москве нелегитимными
Байден предупредил американцев о веских причинах беспокоиться о ценах на жилье
Захарова сравнила политику президента Молдавии с экспериментами Третьего рейха
Си Цзиньпин прибыл в Венгрию для переговоров с Орбаном
Политика
Товарооборот Китая и России вырос на 4,7%, до $76,58 млрд
Синоптики предупредили москвичей о холодной погоде и порывистом ветре 9 мая
Военнослужащие Южной группировки войск поздравили ветеранов в ДНР с Днем Победы
Путин назвал участников СВО героями России

Над уровнем ДНК: как развиваются генетические технологии в России

На Форуме будущих технологий обсудили одну из ведущих научно-технических программ страны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

На Форуме будущих технологий прошло публичное заседание совета по реализации Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий, головной научной организацией которой выступает Курчатовский институт. Новые лекарства и вакцины, бактерии, продуцирующие необходимые промышленности соединения, расшифровка ДНК отечественных сортов пшеницы и крупного рогатого скота — это только некоторые из направлений работы, которая продолжается уже более пяти лет. О том, каких результатов позволила добиться одна из самых успешных российских госпрограмм, — в материале «Известий».

Открытое заседание

13 февраля в Москве в рамках Форума будущих технологий прошло открытое заседание совета по реализации Федеральной научно-технической программы (ФНТП) развития генетических технологий на 2019–2030 годы. Модератором встречи выступила сопредседатель совета, заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.

— К концу ХХ столетия мы имели серьезную научную школу, которая в впоследствии и привела нас к необходимости выделить генетику в качестве абсолютного приоритета. Не нужно рассказывать, насколько важно это для развития медицины, сельского хозяйства, промышленности и биобезопасности. И ровно по этим четырем направлениям мы и пошли, создавая эту программу, — сказала она.

По ее словам, за прошедшие пять лет реализации программы государство в лице федерального бюджета направило на нее 64 млрд рублей. Несмотря на санкционное давление, генетические технологии и их дальнейшее продвижение служат залогом того, что Россия способна развиваться и преодолевать те вызовы, которые стоят перед страной, отметила Татьяна Голикова.

Роль головной научной организации программы выполняет НИЦ «Курчатовский институт». Как рассказал его президент Михаил Ковальчук, Курчатовский геномный центр мирового уровня отвечает за сельское хозяйство и промышленную биотехнологию и микробиологию. В области биотехнологий созданы новые продуценты невосполнимых аминокислот и ферментов, что необходимо для пищевой промышленности и животноводства. Для сельского хозяйства проведено генотипирование и молекулярный анализ почти 15 тыс. голов крупного рогатого скота в Краснодарском крае, а вскоре будет сделано то же самое в Ставропольском крае.

— В чем роль головной научной организации программы? Первое — это научные цели и задачи, которые мы ставим перед собой. Второе — координация и консолидация исполнителей. Третье — это экспертиза того, что нам предлагают. Еще одна важная вещь — это популяризация. Мы провели первый геномный конгресс в этом году и третий раз проходит Конгресс молодых ученых на площадке «Сириуса», где большая часть программы отведена генетике, — сказал Михаил Ковальчук.

Ученый напомнил, что в Курчатовском институте первыми в России расшифровали геном человека. Здесь построена геномная фабрика, где большое количество высокопроизводительных секвенаторов круглые сутки расшифровывают геномы отечественных коллекций, что очень важно для их изучения и сохранения. В частности, сейчас ведется работа с одной из крупнейших коллекций штаммов промышленных микроорганизмов, также завершена расшифровка геномов собрания российских сортов винограда.

Первая инициатива

Как рассказал заместитель министра науки и высшего образования Денис Секеринский, ФНТП стала одной из первых стратегических инициатив президента в научно-технической сфере. Ее цель — решение задач ускоренного развития генетических технологий.

Программа направлена не только на формирование научных заделов, но и на получение практических результатов. Таких как производство лекарственных средств и вакцин для людей и животных, создание новых сортов растений с повышенной урожайностью и микроорганизмов-продуцентов для промышленных биотехнологий. Ключевая роль в управлении программой отведена совету и ее президиуму, который координирует всех участников. Технологическим партнером выступает компания «Роснефть», рассказал Денис Секеринский

— За неполные пять лет реализации программы нам удалось вовлечь в нее практически все организации, которые занимаются исследованиями в области генетики. Их более 150. В рамках программы ведется поддержка фундаментальных и поисковых исследований через государственные задания и гранты Российского научного фонда. Ежегодно на эти цели направляют свыше 10 млрд рублей. Также помощь получают прикладные технологические работы. Прежде всего их выполняют три центра геномных исследований мирового уровня. А с 2021 года ведется целевая поддержка 22 исследовательских программ, в которых участвует 90 учреждений, — сказал он.

Отдельно о результатах работы Центра геномных исследований мирового уровня по обеспечению биологической безопасности и технологической независимости рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова. Она подчеркнула, что страна должна обладать собственными возможностями для выявления и реагирования на биологические угрозы.

— За прошедшие пять лет нами впервые создан национальный интерактивный электронный каталог патогенных микроорганизмов и биотоксинов. Еще недавно, если что-то случалось в какой-то части страны или мира, чтобы нам сравнить полный геном, приходилось поднимать коллекцию и проводить исследование. Сегодня у нас есть в цифре информация о 23 тыс. уникальных микроорганизмов. Мы практически цифровизировали все свои коллекции, и к концу этого года каталог будет содержать информацию более чем о 40 тыс. патогенов, — сказала Анна Попова.

По ее словам, на данный момент обнаружены геномы 47 новых для России вирусов, не описанных ни в стране, ни в мире. Эти данные имеют мировое значение. Также проделан огромный объем работы по созданию вирусной карты страны под общим названием «Виром России».

Заканчивая заседание, сопредседатель совета, помощник президента РФ Андрей Фурсенко напомнил, что 8 февраля на совете при президенте Федеральная научно-техническая программа развития генетических технологий была приведена как один из самых успешных примеров реализации научно-технической политики.

— Мы завершаем первый этап программы. И нам удалось добиться, что базовая часть, когда страна всерьез занимается генетикой, достигнута. Программа стала катализатором этого процесса, — сказал он.

Помимо этого, крупный бизнес стал более серьезно относится к генетическим технологиям. А в медицине переключились с изучения дженериков на создание собственных молекул и оригинальных решений, добавил помощник президента.