До февраля все будущие выпускники школ решали, какие предметы будут сдавать на едином государственном экзамене. То есть они окончательно определили направление своего высшего образования. И приемная кампания этого года, я уверен, продолжит несколько сложившихся трендов, в том числе огромный конкурс на бюджетные места по юридическим и экономическим направлениям и недобор на инженерные специальности.
В прошлом году около 200 из 360 тыс. бюджетных мест первого курса бакалавриата и специалитета было выделено на технические, физико-математические направления и связанные с IT. А доля выпускников школ, выбирающих профильную математику, физику (основные предметы для поступления на эти направления и специальности), несколько лет подряд снижается. За последние пять лет доля детей, сдающих ЕГЭ по профильной математике, сократилась примерно на 14%, выбирающих физику — на 8%, химию и биологию — примерно на 2%.
Увеличение доли выпускников, сдающих информатику и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), компенсирует это снижение не в полной мере. В прошлом году ИКТ сдавало около 18% выпускников школ, и рост за пять лет составил около 8%.
Поэтому я уверен, что в 2024 году доля сдающих ЕГЭ по естественно-научным предметам должна немного увеличиться. Причин этому я вижу несколько. Последние годы ведется активная работа по естественно-научному образованию в школах. Например, открываются «Точки роста» — это федеральная сеть центров образования. Кроме того, предприятия начали активно говорить о необходимости привлечения инженерных кадров, в обществе широко обсуждается дефицит IT-специалистов.
Всё это, на мой взгляд, приведет к тому, что профильную математику будут выбирать около 45% от общего числа сдающих. А из предметов по выбору физику — 15%, химию — 12,5%, то есть примерно на 1% больше, чем в прошлом году. Доля же ребят, сдающих информатику и ИКТ, должна вырасти до 20% или даже превысить этот показатель. Неизменной останется доля участников ЕГЭ по биологии и обществознанию (около 18% и 46%).
В результате при почти неизменном количестве выпускников это, как и в прошлом, приведет к недобору на инженерные специальности в некоторых региональных вузах. Впрочем, возможно, и не только региональных.
И школьники, выбирающие и успешно сдающие ЕГЭ по математике, физике, информатике и ИКТ, по-прежнему будут иметь намного больше шансов поступить на бюджет, нежели их сверстники, сдававшие историю и обществознание.
Наши исследования показывают, что дети, выбирающие в девятом классе экзамен по физике или химии, потом с гораздо большей вероятностью идут в десятый класс и затем выбирают эти же предметы на ЕГЭ. А вот их сверстники, выбравшие в девятом классе обществознание, географию, биологию, потом выбирают и совсем иные предметы.
Более того, баллы детей, которые сдавали физику или химию в девятом классе и потом сдавали ЕГЭ по этим предметам, значительно выше, чем результаты детей, которые выбрали экзамены по этим предметам только в одиннадцатом классе. Это означает, что изучение школьником физики и химии оказывает наибольшее влияние на успешность его образовательного маршрута.
На этом фоне сохранится высокий конкурс на гуманитарные и экономические специальности, обычно ЕГЭ по обществознанию выбирают более 300 тыс. школьников, а бюджетных мест — около 70 тыс. В моем понимании обществознание — это один из самых сложных предметов с точки зрения построения образовательной траектории, так как большое число сдающих в сочетании с малым количеством бюджетных мест в вузах создают высокую конкуренцию на них. А в случае непрохождения на бюджет далеко не все семьи готовы оплачивать обучение детей.
Таким образом, если на технических специальностях любой школьник в случае получения баллов ЕГЭ выше пороговых практически гарантирует себе бюджетное место в вузе, то многих абитуриентов экономических и юридических специальностей ждет год дополнительной подготовки или обучение в колледжах. И далеко не всегда по выбранным специальностям.
Автор — старший научный сотрудник Института прикладных экономических исследований Президентской академии РАНХиГС
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора