Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Правительство РФ не поддержало законопроект о депремировании работников
Происшествия
СК предъявил обвинения напавшему на полицейских с ножом в Приморье мужчине
Армия
Силы ПВО уничтожили 23 украинских БПЛА над регионами России
Мир
Аэропорт Антальи возобновил прием рейсов после возгорания самолета «Азимута»
Мир
The Economist сообщил о выполнении плана мобилизации на Украине на две трети
Мир
Генконсульство РФ проработало вопросы помощи пассажирам «Азимута»
Общество
Патрушев назвал Россию ведущим экспортером продовольственных товаров
Мир
Самолет авиакомпании «Азимут» загорелся при посадке в Анталье. Что известно
Происшествия
При столкновении грузовика и автобуса в Ленинградской области пострадали 11 человек
Мир
В результате переворачивания двух судов у Мадагаскара погибли 24 человека
Мир
Более 20 самолетов совершили посадки в других городах из-за пожара в Анталье
Армия
Система РЭБ «Купол Донбасса» сорвала 189 атак БПЛА ВСУ за прошедшую неделю
Происшествия
Четыре ребенка сбежали из социального центра в Забайкалье
Происшествия
Пассажиры загоревшегося в Анталье самолета написали коллективный иск на «Азимут»
Общество
Гендиректор «Яковлева» и управляющий директор «Туполева» покинут посты
Общество
Патрушев рассказал о мерах господдержки аграриев в новых регионах
Мир
Сенатор США предложил уволить всех причастных к преследованию Трампа
Происшествия
В Калуге начался пожар на промышленном предприятии после атаки БПЛА
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников. Союз потребителей РФ раскритиковал предложение депутатов возложить на онлайн-площадки ответственность за проданные товары. Об этом говорится в отзыве организации в адрес Минпромторга — такое обязательство, по мнению общественников, может подтолкнуть цены вверх. Если правило введут, то онлайн-площадки начнут компенсировать свои расходы за счет продавцов товаров через штрафы и увеличение комиссии. Ранее Минпромторг поддержал такую норму — в части случаев маркетплейсы должны отвечать за качество продукции.

Кто в ответе

Общественники раскритиковали намерение депутатов возложить ответственность за товары на маркетплейсы, поскольку они всего лишь представляют продукцию на своей площадке. Это следует из отзыва Союза потребителей РФ в адрес Минпромторга, с которым ознакомились «Известия». Организация уверена, что такая обязанность несправедлива: договоренности с потребителем не исполняет именно продавец, а третье лицо, в данном случае агрегатор, не может отвечать за продукцию.

«Маркетплейсы не являются владельцем товара, также они не имеют законных оснований для предварительной проверки его качеств», — отметил союз в своем письме. Ведь торговые онлайн-площадки не закупают его у производителей, их вообще не связывают никакие отношения — это ключевое значение.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В обычной торговле система немного другая. Продавец по договору поставки закупает товары у производителя, который отвечает за качество продукции перед партнером. Поэтому если покупатели предъявляют рознице претензии, связанные с товаром, ритейлер компенсирует им вред, а затем эти затраты перекладывает на производителя. Это обусловлено договором между партнерами.

Но у маркетплейса и производителя нет таких договоренностей — агрегатор ничего не закупает у поставщика. Поэтому если онлайн-площадки обяжут отвечать за товар, они начнут закладывать компенсацию таких убытков через штрафы для продавцов либо повысят стоимость своих услуг (то есть комиссию) для всех участников продаж. В итоге это отразится на розничных ценах для потребителей, предположили в организации.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Между тем в союзе считают, что внимание следует сконцентрировать на другой проблеме: агрегатор не всегда предоставляет покупателям информацию о контактах продавца. Но именно такая информация нужна людям для того, чтобы предъявить претензию в случае необходимости.

Справка «Известий»

В сентябре 2023 года группа депутатов во главе с Сергеем Мироновым («Справедливая Россия — За правду») внесла в Госдуму законопроект о регулировании маркетплейсов. Речь идет о поправках в закон о торговле и защите прав потребителей. Так, проект устанавливает особенности договоров между агрегаторами и продавцами: документ вводит порядок применения штрафов со стороны торговой онлайн-площадки, а также устанавливает запрет для агрегаторов на продажу собственных товаров, если выручка маркетплейса составляет более 150 млрд рублей, в случае если аналогичная продукция уже есть на площадке. Плюс к этому депутаты предложили обязать агрегаторы отвечать за качество товаров, то есть им можно будет предъявлять претензии, если человек получил продукцию с браком.

Правильный посыл

В пояснительной записке к законопроекту сказано: конфликты между продавцами и маркетплейсами в 2022–2023 годах показали, что сложившаяся система регулирования отрасли электронной коммерции несовершенна. Хотя потенциальные злоупотребления крупнейших агрегаторов так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а также влияют более чем на 3 млн покупателей.

Как пояснил «Известиям» один из соавторов законопроекта Дмитрий Гусев («Справедливая Россия — За правду»), в случае с маркетплейсами речь идет о концессионной торговле. То есть продавцы передают товары на ответственное хранение агрегаторам, продукция переходит на их склады.

— Это значит, что у маркетплейсов есть возможности контролировать качество товаров. Мы уверены, что агрегаторы должны стать своеобразным фильтром для продукции, — отметил парламентарий. — Когда поставщики передают товары в обычную розницу, то торговые сети проверяют их: проводят лабораторные исследования, отслеживают сертификаты качества, то есть берут на себя ответственность. Онлайн-площадки также должны отвечать за товары перед потребителями, раз они их допускают на рынок, — условия работы для всей торговли должны быть равными.

Фото: РИА Новости/Максим Богодвид

В Минпромторге «Известиям» сказали, что сейчас работают над проектом официального отзыва правительства на инициативу депутатов. В ведомстве добавили, что законопроект вводит одинаковую ответственность за продажу некачественного товара для маркетплейсов и продавцов.

— По сути, потребитель получит право обратиться с претензией относительно покупки некачественного товара как к поставщику, так и к маркетплейсу. Это правильный посыл. Однако нужны разъяснения: законодателям следует дополнительно уточнить конкретный функционал онлайн-площадки. Например, не совсем корректно просить маркетплейс осуществлять за поставщика гарантийный ремонт или предоставлять на время проведения ремонта технику на замену, — сказали «Известиям» в министерстве.

Маркетплейсы в первую очередь — информационные посредники между продавцами и покупателями, в некоторых случаях площадка даже не видит товар — например, когда продавец сам доставляет заказ, а площадка играет роль онлайн-витрины, отметили изданию в Wildberries.

Фото: TАСС/Сергей Фадеичев

— Чтобы клиент и продавец могли общаться напрямую, Wildberries реализовала функцию чата, где покупатель может задать вопрос по использованию товара или договориться о возврате некачественной продукции, — добавили в компании.

Разработка законопроекта о рынке электронной коммерции — важный шаг, который определит дальнейшие перспективы всей отрасли и всех участников рынка, сказал «Известиям» управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Компания уже не раз отмечала, что нынешняя версия документа несет существенные риски для рынка электронной торговли, поскольку не учитывает его специфику — отличную от модели классического ритейла. Требование ввести ответственность платформ за продукцию всех продавцов, по сути, убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов, резюмировал он.

Читайте также
Прямой эфир