Торговая плата: общественники выступили против новых правил для маркетплейсов
Законопроект о маркетплейсах столкнулся с сопротивлением общественников. Союз потребителей РФ раскритиковал предложение депутатов возложить на онлайн-площадки ответственность за проданные товары. Об этом говорится в отзыве организации в адрес Минпромторга — такое обязательство, по мнению общественников, может подтолкнуть цены вверх. Если правило введут, то онлайн-площадки начнут компенсировать свои расходы за счет продавцов товаров через штрафы и увеличение комиссии. Ранее Минпромторг поддержал такую норму — в части случаев маркетплейсы должны отвечать за качество продукции.
Кто в ответе
Общественники раскритиковали намерение депутатов возложить ответственность за товары на маркетплейсы, поскольку они всего лишь представляют продукцию на своей площадке. Это следует из отзыва Союза потребителей РФ в адрес Минпромторга, с которым ознакомились «Известия». Организация уверена, что такая обязанность несправедлива: договоренности с потребителем не исполняет именно продавец, а третье лицо, в данном случае агрегатор, не может отвечать за продукцию.
«Маркетплейсы не являются владельцем товара, также они не имеют законных оснований для предварительной проверки его качеств», — отметил союз в своем письме. Ведь торговые онлайн-площадки не закупают его у производителей, их вообще не связывают никакие отношения — это ключевое значение.
В обычной торговле система немного другая. Продавец по договору поставки закупает товары у производителя, который отвечает за качество продукции перед партнером. Поэтому если покупатели предъявляют рознице претензии, связанные с товаром, ритейлер компенсирует им вред, а затем эти затраты перекладывает на производителя. Это обусловлено договором между партнерами.
Но у маркетплейса и производителя нет таких договоренностей — агрегатор ничего не закупает у поставщика. Поэтому если онлайн-площадки обяжут отвечать за товар, они начнут закладывать компенсацию таких убытков через штрафы для продавцов либо повысят стоимость своих услуг (то есть комиссию) для всех участников продаж. В итоге это отразится на розничных ценах для потребителей, предположили в организации.
Между тем в союзе считают, что внимание следует сконцентрировать на другой проблеме: агрегатор не всегда предоставляет покупателям информацию о контактах продавца. Но именно такая информация нужна людям для того, чтобы предъявить претензию в случае необходимости.
Правильный посыл
В пояснительной записке к законопроекту сказано: конфликты между продавцами и маркетплейсами в 2022–2023 годах показали, что сложившаяся система регулирования отрасли электронной коммерции несовершенна. Хотя потенциальные злоупотребления крупнейших агрегаторов так или иначе затрагивают не менее 150 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, а также влияют более чем на 3 млн покупателей.
Как пояснил «Известиям» один из соавторов законопроекта Дмитрий Гусев («Справедливая Россия — За правду»), в случае с маркетплейсами речь идет о концессионной торговле. То есть продавцы передают товары на ответственное хранение агрегаторам, продукция переходит на их склады.
— Это значит, что у маркетплейсов есть возможности контролировать качество товаров. Мы уверены, что агрегаторы должны стать своеобразным фильтром для продукции, — отметил парламентарий. — Когда поставщики передают товары в обычную розницу, то торговые сети проверяют их: проводят лабораторные исследования, отслеживают сертификаты качества, то есть берут на себя ответственность. Онлайн-площадки также должны отвечать за товары перед потребителями, раз они их допускают на рынок, — условия работы для всей торговли должны быть равными.
В Минпромторге «Известиям» сказали, что сейчас работают над проектом официального отзыва правительства на инициативу депутатов. В ведомстве добавили, что законопроект вводит одинаковую ответственность за продажу некачественного товара для маркетплейсов и продавцов.
— По сути, потребитель получит право обратиться с претензией относительно покупки некачественного товара как к поставщику, так и к маркетплейсу. Это правильный посыл. Однако нужны разъяснения: законодателям следует дополнительно уточнить конкретный функционал онлайн-площадки. Например, не совсем корректно просить маркетплейс осуществлять за поставщика гарантийный ремонт или предоставлять на время проведения ремонта технику на замену, — сказали «Известиям» в министерстве.
Маркетплейсы в первую очередь — информационные посредники между продавцами и покупателями, в некоторых случаях площадка даже не видит товар — например, когда продавец сам доставляет заказ, а площадка играет роль онлайн-витрины, отметили изданию в Wildberries.
— Чтобы клиент и продавец могли общаться напрямую, Wildberries реализовала функцию чата, где покупатель может задать вопрос по использованию товара или договориться о возврате некачественной продукции, — добавили в компании.
Разработка законопроекта о рынке электронной коммерции — важный шаг, который определит дальнейшие перспективы всей отрасли и всех участников рынка, сказал «Известиям» управляющий директор Ozon Сергей Беляков. Компания уже не раз отмечала, что нынешняя версия документа несет существенные риски для рынка электронной торговли, поскольку не учитывает его специфику — отличную от модели классического ритейла. Требование ввести ответственность платформ за продукцию всех продавцов, по сути, убивает модель маркетплейса как агрегатора товаров сотен тысяч различных продавцов, резюмировал он.