Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Медики сообщили об улучшении состояния Фицо после покушения
Армия
Путин сообщил о росте выпуска боеприпасов в России в 14 раз за два года
Армия
ВС РФ уничтожили пункт временной дислокации ВСУ в Запорожской области
Мир
Во Франции задержали 173 экоактивиста на акциях против TotalEnergies
Мир
Президент Эстонии заявил об отсутствии планов закрывать границу с РФ
Происшествия
В Белгороде и Белгородском районе запущена сирена ракетной опасности
Мир
Лукашенко угостил Путина в Минске национальными белорусскими блюдами
Мир
В Южно-Китайском море нашли подлодку США времен Второй мировой войны
Армия
Командир спецназа «Ахмат» вручил паспорт РФ украинскому военнопленному
Мир
Мэр Тбилиси пообещал преодолеть вето на закон об иноагентах
Мир
Уругвайский певец Карлос Паравис умер в возрасте 56 лет от рака пищевода
Происшествия
Стрелявшего по полицейским в Петербурге нейтрализовали в ходе штурма квартиры
Спорт
Петербургский «Зенит» в шестой раз подряд стал чемпионом России по футболу
Мир
Житель села Киранц устроил перепалку с Пашиняном и не пустил его в свой дом
Мир
Макрон в ходе визита в Германию обсудит с Шольцем поддержку Украины
Пресс-релизы
На ПМЭФ третий год будет работать Детская редакция Фонда «Росконгресс»
Спорт
Футбольный клуб «Химки» выиграл чемпионат Первой лиги

Съели и точка: половина расходов россиян в офлайне пришлась на супермаркеты и общепит

Почему доля таких трат растет и как культура питания вне дома влияет на розничный бизнес
0
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2023 году россияне сделали на 8% больше покупок во всех сегментах розничного офлайн-бизнеса, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании «Тинькофф Бизнеса», с результатами которого ознакомились «Известия». Интересно, что половина ежемесячных трат граждан, сделанных в офлайн-точках, пришлась на супермаркеты и общепит. Ряд экспертов связывает тенденцию с изменениями потребительского поведения россиян. Немалую роль играет и развитие культуры питания вне дома — на фоне роста уровня жизни и популярности ресторанов. В том, как это влияет на экономику, разбирались «Известия».

На что россияне тратят больше всего

В 2023 году спрос в офлайн-рознице заметно вырос. По сравнению с 2022-м россияне совершили на 9% больше покупок в продуктовых магазинах и на 10% — в кафе и ресторанах, говорится в исследовании «Тинькофф Бизнеса». На этом фоне обороты супермаркетов выросли на 4%, а общепита — на 9%, отмечается там.

«В 2023 году сферы продовольствия и общественного питания занимали половину от оборотов всей офлайн-розницы — 38% и 13% соответственно. По количеству транзакций на эти сегменты приходится 79% от всех покупок в магазинах», — отмечается в исследовании.

В 2022-м обороты супермаркетов достигали 38%, а общепита — 12%. В целом же в 2023 году количество покупок в офлайн-рознице относительно 2022 года увеличилось на 8%, а ее оборот — на 3%, напоминают эксперты.

Между тем число покупок бытовой техники, мебели и одежды в прошлом году уменьшилось — на 7%, 12% и 2% соответственно. На этот сектор продолжают давить уход зарубежных брендов, а также низкие темпы импортозамещения, поясняют в «Тинькофф Бизнесе».

Инфографика

Кроме того, падение количества покупок одежды в офлайн-рознице объясняется и развитием маркетплейсов с их логистикой и программами лояльности: покупатель привыкает к доставке, он не тратит время на поездку в магазин, а делает заказ в удобные ему время и место, пояснил директор по развитию Brandshop Владимир Смирнов.

При этом если средний чек в магазинах бытовой техники увеличился на 2% (до 7120 рублей), то в супермаркетах он снизился на 5% (до 436 рублей), в заведениях общепита — на 1% (до 472 рублей), а в сегменте одежды — на 2% (до 3022 рублей).

Среди розничных компаний выигрывают те, кто научился совмещать продажи и в онлайне, и в офлайне, — отмечает руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса» Леонид Назаров. — Их обороты в среднем в три раза больше по сравнению с теми, кто ведет бизнес только в розничных торговых точках, и в семь раз выше в сравнении с теми, кто использует для продаж только онлайн-канал.

Почему россияне тратят много денег на еду

Как показывают результаты исследования, россияне стали больше покупать в магазинах у дома и меньше в гипермаркетах. Люди переходят к разумному потреблению, а не закупаются впрок, полагает лидер клиентского пути «ВкусВилл» Елизавета Ковалева. По ее словам, в 2023-м темпы развития сети выросли в пять раз по сравнению с показателем годом ранее.

Есть и другие причины увеличения расходов на общепит и супермаркеты. Во-первых, у многих появилась возможность отказаться от приготовления еды дома и предпочесть вариант ужина в кафе, отметила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Во-вторых, дело в элементарном стремлении граждан повысить уровень своей жизни.

С развитием экономики люди стали активнее тратить на питание за пределами дома: они больше ценят удобство и свободное время, а также интересуются разнообразием предложений ресторанного рынка, отмечает аккредитованный Минфином финансовый советник Елена Хлебникова.

— Играет роль и инфляционная составляющая. Частично ее «гасит» сезонность, частично — соответствующий рост доходов (индексация оплаты труда, социальных выплат), — сказала Ольга Лебединская.

Сказалось и уменьшение предложения в других затратных сегментах (недвижимость, автомобили, путешествия), считает руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS Николай Переславский. Как правило, невозможность удовлетворить потребности приводит к замещению в еде и желанию «выйти в люди».

— Ковидные ограничения в недалеком прошлом тоже сказались: граждане больше не хотят сидеть дома, — добавил Николай Переславский.

С одной стороны, для экономики рост расходов на еду может быть индикатором увеличения потребительского спроса, а также стимулирования роста ресторанной и продовольственной отраслей, отметила Елена Хлебникова. В результате создаются рабочие места и развивается предпринимательство в этих сферах.

— Однако высокие расходы могут стать вызовом для бюджета семей и отрицательно сказаться на их финансовой устойчивости, — допустила эксперт.

Это может ограничивать возможности накопления и инвестирования средств, особенно для домохозяйств с низким доходом, сказала Елена Хлебникова.

Для экономики рост потребления — в целом позитивная тенденция, поскольку спрос разгоняет предложение, подытожил Николай Переславский.

Прямой эфир