Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Силы ПВО сбили воздушную цель на подлете к Белгороду
Мир
Би-би-си раскрыла содержание нового пакета военной помощи США Украине
Общество
Суд арестовал второго фигуранта по делу об убийстве москвича на парковке
Авто
Россия вошла в двадцатку стран с самым дешевым бензином
Мир
Лавров заявил о почти полной дедолларизации экономических связей РФ и Китая
Общество
В Подмосковье возбудили дело по факту избиения Героя России
Мир
Лидер французской партии «Патриоты» заявил о вреде санкций против России
Мир
El Pais указала на нулевую пользу для ВСУ от танков Leopard на фронте
Мир
СМИ сообщили об исчезновении предполагаемого координатора подрыва СП
Мир
Британский эксперт спрогнозировал потерю территорий Украиной в этом году
Мир
Число обнаруженных тел в массовом захоронении в Хан-Юнисе превысило 280
Общество
Суд в Москве арестовал обвиняемого в убийстве байкера
Мир
На советском реакторе АЭС в Болгарии разрешили использование топлива из США
Мир
Туск выразил недоумение из-за слов Дуды о размещении ядерного оружия в Польше
Общество
Бастрыкин поручил разобраться в ситуации с избиением Героя России в Подмосковье
Мир
Сийярто заявил о подготовке ЕС к мировой войне на фоне поражений Украины

Съели и точка: половина расходов россиян в офлайне пришлась на супермаркеты и общепит

Почему доля таких трат растет и как культура питания вне дома влияет на розничный бизнес
0
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В 2023 году россияне сделали на 8% больше покупок во всех сегментах розничного офлайн-бизнеса, чем годом ранее. Об этом говорится в исследовании «Тинькофф Бизнеса», с результатами которого ознакомились «Известия». Интересно, что половина ежемесячных трат граждан, сделанных в офлайн-точках, пришлась на супермаркеты и общепит. Ряд экспертов связывает тенденцию с изменениями потребительского поведения россиян. Немалую роль играет и развитие культуры питания вне дома — на фоне роста уровня жизни и популярности ресторанов. В том, как это влияет на экономику, разбирались «Известия».

На что россияне тратят больше всего

В 2023 году спрос в офлайн-рознице заметно вырос. По сравнению с 2022-м россияне совершили на 9% больше покупок в продуктовых магазинах и на 10% — в кафе и ресторанах, говорится в исследовании «Тинькофф Бизнеса». На этом фоне обороты супермаркетов выросли на 4%, а общепита — на 9%, отмечается там.

«В 2023 году сферы продовольствия и общественного питания занимали половину от оборотов всей офлайн-розницы — 38% и 13% соответственно. По количеству транзакций на эти сегменты приходится 79% от всех покупок в магазинах», — отмечается в исследовании.

В 2022-м обороты супермаркетов достигали 38%, а общепита — 12%. В целом же в 2023 году количество покупок в офлайн-рознице относительно 2022 года увеличилось на 8%, а ее оборот — на 3%, напоминают эксперты.

Между тем число покупок бытовой техники, мебели и одежды в прошлом году уменьшилось — на 7%, 12% и 2% соответственно. На этот сектор продолжают давить уход зарубежных брендов, а также низкие темпы импортозамещения, поясняют в «Тинькофф Бизнесе».

Инфографика

Кроме того, падение количества покупок одежды в офлайн-рознице объясняется и развитием маркетплейсов с их логистикой и программами лояльности: покупатель привыкает к доставке, он не тратит время на поездку в магазин, а делает заказ в удобные ему время и место, пояснил директор по развитию Brandshop Владимир Смирнов.

При этом если средний чек в магазинах бытовой техники увеличился на 2% (до 7120 рублей), то в супермаркетах он снизился на 5% (до 436 рублей), в заведениях общепита — на 1% (до 472 рублей), а в сегменте одежды — на 2% (до 3022 рублей).

Среди розничных компаний выигрывают те, кто научился совмещать продажи и в онлайне, и в офлайне, — отмечает руководитель управления продуктов «Тинькофф Бизнеса» Леонид Назаров. — Их обороты в среднем в три раза больше по сравнению с теми, кто ведет бизнес только в розничных торговых точках, и в семь раз выше в сравнении с теми, кто использует для продаж только онлайн-канал.

Почему россияне тратят много денег на еду

Как показывают результаты исследования, россияне стали больше покупать в магазинах у дома и меньше в гипермаркетах. Люди переходят к разумному потреблению, а не закупаются впрок, полагает лидер клиентского пути «ВкусВилл» Елизавета Ковалева. По ее словам, в 2023-м темпы развития сети выросли в пять раз по сравнению с показателем годом ранее.

Есть и другие причины увеличения расходов на общепит и супермаркеты. Во-первых, у многих появилась возможность отказаться от приготовления еды дома и предпочесть вариант ужина в кафе, отметила доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Во-вторых, дело в элементарном стремлении граждан повысить уровень своей жизни.

С развитием экономики люди стали активнее тратить на питание за пределами дома: они больше ценят удобство и свободное время, а также интересуются разнообразием предложений ресторанного рынка, отмечает аккредитованный Минфином финансовый советник Елена Хлебникова.

— Играет роль и инфляционная составляющая. Частично ее «гасит» сезонность, частично — соответствующий рост доходов (индексация оплаты труда, социальных выплат), — сказала Ольга Лебединская.

Сказалось и уменьшение предложения в других затратных сегментах (недвижимость, автомобили, путешествия), считает руководитель направления «Сопровождение» ГК CMS Николай Переславский. Как правило, невозможность удовлетворить потребности приводит к замещению в еде и желанию «выйти в люди».

— Ковидные ограничения в недалеком прошлом тоже сказались: граждане больше не хотят сидеть дома, — добавил Николай Переславский.

С одной стороны, для экономики рост расходов на еду может быть индикатором увеличения потребительского спроса, а также стимулирования роста ресторанной и продовольственной отраслей, отметила Елена Хлебникова. В результате создаются рабочие места и развивается предпринимательство в этих сферах.

— Однако высокие расходы могут стать вызовом для бюджета семей и отрицательно сказаться на их финансовой устойчивости, — допустила эксперт.

Это может ограничивать возможности накопления и инвестирования средств, особенно для домохозяйств с низким доходом, сказала Елена Хлебникова.

Для экономики рост потребления — в целом позитивная тенденция, поскольку спрос разгоняет предложение, подытожил Николай Переславский.

Прямой эфир