Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В МИДе выразили соболезнования в связи со смертью посла Гондураса в РФ
Мир
На Украине допустили риск потери крупнейшего металлокомбината из-за мобилизации
Мир
Президент Грузии попросила Макрона приехать
Экономика
Россия вошла в топ-10 по темпам роста экономики в XXI веке
Мир
Хиросима и Нагасаки выразили Вашингтону протест из-за ядерного испытания в Неваде
Мир
В Австрии задержали 14-летнюю девочку по подозрению в подготовке теракта
Происшествия
ВСУ атаковали беспилотником микроавтобус с мирными жителями в Херсонской области
Спорт
В забеге на пять км в Москве победила участница сборной России Петрова
Мир
В МАГАТЭ пообещали назвать виновника обстрелов ЗАЭС при наличии доказательств
Армия
ВС России отбили пять контратак штурмовых групп ВСУ в Харьковской области
Общество
В Москве скончался посол Гондураса Эльвир Сальгадо
Мир
Украинские СМИ сообщили о взрывах в Харькове
Мир
Bloomberg отметило проблемы с поиском работы у украинских беженцев в Великобритании
Общество
МВД РФ объявило в розыск замглавы офиса президента Украины Машовца
Мир
Ганц пригрозил подать в отставку при отсутствии плана по будущему Газы
Происшествия
В Кемерово задержали восьмерых участников конфликта со стрельбой на парковке
Мир
В подконтрольной Киеву части Херсонской области повреждена припортовая инфраструктура

Возвращение Дамаска

Востоковед Дмитрий Поляков — о трудностях возобновления диалога Сирии с остальными арабскими странами
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В начале 2024 года в Сирии произошло два значимых события дипломатического характера. 30 января был назначен первый за 13 лет посол Объединенных Арабских Эмиратов Хасан Ахмед аш-Шехи. Вслед за ним 3 февраля в Дамаск прибыл временный поверенный в делах Королевства Саудовской Аравии (КСА) Абдулла аль-Харис, чтобы возобновить работу посольства в Сирийской Арабской Республике (САР). Он стал первым действующим саудовским дипломатом в Сирии с 2012 года. Оба события, хотя и получили незначительное освещение в печати, имеют важное значение в вопросе возвращения САР в «арабскую семью».

После того как пламя «арабской весны» перекинулось на Сирию, отношения Дамаска с региональными соседями значительно ухудшились. Основными антагонистами выступили государства — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). Наиболее жесткие позиции заняли Катар и Саудовская Аравия — именно они оказывали значительную поддержку вооруженной оппозиции. Наивысшая точка эскалации отношений была достигнута в ноябре 2011 года. Тогда при практически полном арабском консенсусе сирийское правительство исключили из Лиги арабских государств (ЛАГ). Примечательно, что это место передали представителям зонтичной оппозиционной структуры — Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил (НКСРОС). После этого шага почти все государства ССАГПЗ прекратили работу своих дипломатических представительств на территории Сирии, только Оман сохранил свое посольство.

Позицию арабских стран изменил перелом в вооруженном конфликте, достигнутый сирийской стороной благодаря помощи России и Ирана. Идея смещения Асада силой стала утопичной. К тому же монархии Персидского залива утратили свое влияние «на земле». Главная оппозиционная вооруженная сила — Сирийская свободная армия — произвела ребрендинг, став Сирийской национальной армией. Но основное ее изменение в том, что она практически полностью перешла под контроль Турции. Арабские племенные формирования на востоке САР при помощи американцев были интегрированы в структуру курдских Сирийских демократических сил. Поэтому все группировки, ранее получавшие поддержку из залива, буквально растворились внутри этих двух крупнейших объединений. Ко всему прочему, для государств залива сирийский конфликт отошел на второй план. Первостепенными направлениями стали йеменское и ливийское.

Первую попытку восстановления отношений с Дамаском предприняли ОАЭ и Бахрейн. Две аравийские монархии с разницей в один день возобновили работу своих посольств в конце декабря 2018 года. Хотя тогда нормализация получила определенный импульс, всё же она шла крайне медленно и заняла еще почти пять лет.

Только после февральского землетрясения 2023 года большинство арабских стран решили вывести отношения с Сирией на прежний уровень. Хедлайнером этого процесса стала Саудовская Аравия. Королевство способствовало возвращению места в ЛАГ для сирийского правительства. В марте Эр-Рияд и Дамаск объявили о восстановлении отношений, что также предполагало возобновление работы посольств двух стран.

Весной 2023 года «арабская семья» вновь открыла двери для Сирии. Нормализация шла стремительными темпами. Правительственные делегации арабских стран потянулись в сирийскую столицу, а министры САР наносили ответные визиты. Показателем максимального сближения стало участие Башара Асада в саммите ЛАГ в Джидде 19 мая 2023 года — именно в тот день Сирия вернула свое членство в организации. На первый взгляд, казалось, что все былые разногласия забыты, а члены Лиги арабских государств примут участие в восстановлении страны. Предполагалось, что начнется приток инвестиций из аравийских монархий. В экспертных кругах обсуждались сценарии того, как эти обстоятельства могут снизить влияние России и Ирана в САР. Однако этого не произошло.

Во-первых, не был достигнут общеарабский консенсус по поводу возвращения Сирии в «арабскую семью». Катар, Кувейт и Марокко выступили против улучшения отношений. Во-вторых, сирийским властям были выдвинуты определенные условия, особенно со стороны Саудовской Аравии.

Они были ранее обозначены в рамках так называемой иорданской инициативы. Их осуществление предполагалось по формуле «шаг за шагом», что в перспективе могло бы привлечь инвестиции в Сирию. Все требования сводились к трем областям (гуманитарной, политической и категории безопасности) и касались следующих вопросов: возвращение беженцев, проведение политических реформ, возобновление работы Конституционного комитета и дальнейшее изменение основного закона страны, борьба с трансграничной контрабандой и наркотрафиком, вывод иностранных войск. Важно подчеркнуть, что последний пункт напрямую направлен на ограничение влияния Ирана. Обозначенные условия оказались завышенными, что и предопределило дальнейшее развитие связей.

С лета процесс нормализации «забуксовал». Причина кроется в том, что сирийское правительство не выполнило даже часть из этих требований. Поэтому со стороны аравийских монархий не было сделано и шагов в виде притока инвестиций. Более того, начались сложности с открытием диппредставительств. Саудовская Аравия показательно не возобновила работу своего посольства в 2023 году.

На сегодня всестороннего сближения не случилось. Скорее, стороны находятся на уровне разрядки, а полноценного налаживания отношений еще предстоит достичь. В этом контексте показательно интервью Башара Асада телеканалу Sky News, в котором он высказал следующее: «Пока не будет решения проблем, отношения c арабскими странами будут оставаться формальностью». При этом сирийский президент отметил настоящих союзников Дамаска: «Отношения с Россией и Ираном доказали, что Сирия умеет правильно выбирать своих друзей».

Нынешние новости о назначении посла ОАЭ и временного поверенного в делах КСА говорят о начавшихся подвижках в вопросе выполнения заданных условий. Становится понятно, что в Дамаске решили пойти на уступки. Главная тема, которая стоит на повестке, — борьба с трансграничной контрабандой, в том числе наркотиков. Больше всего от этого страдает Иордания, через территорию которой идет транзит грузов в монархии Персидского залива. Хашимитское королевство с прошлого года даже начало проведение военных операций против контрабандистов на границе. Сложившаяся ситуация выносится на обсуждение на всех площадках, где участвует Амман, включая Астанинский формат. Об этом говорил министр иностранных дел королевства Айман ас-Сафади на переговорах с российской делегацией: «Иордания сталкивается с серьезными угрозами, которые вызваны контрабандой наркотиков с сирийской территории, терроризмом и присутствием боевиков на юге САР».

По всей видимости, сирийское правительство решило оказать содействие в решении проблемы. На это указывают реформы и новые назначения в силовом блоке страны. Однако данный шаг — ответ только на одно из множества требований, которые предстоит выполнить Дамаску, чтобы получить обещанные инвестиции. Между тем сторонам понадобился почти год, чтобы прийти к компромиссу на начальном этапе. Поэтому, если выполнение всех условий представляется реальным, то займет много времени. Но всё-таки главное — что общий процесс не заморожен, а значит какой-то результат может быть достигнут.

Автор — сотрудник Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир