«Яндекс» раскрыл детали реструктуризации компании
«Яндекс» после реструктуризации останется частной, независимой и публичной компанией, при этом менеджмент получит специальные акционерные права, сообщили в ее пресс-службе. Там рассказали о деталях сделки по продаже бизнеса нидерландской компанией Yandex N.V. за 475 млрд рублей консорциуму частных инвесторов.
Отмечается, что до 31 июля 2024 года Yandex N.V. сменит название и прекратит использовать бренды «Яндекса». «Яндекс» сохранит активы группы (на них придется свыше 95% выручки) за исключением зарубежных стартапов (Nebius, Toloka, Avride и TripleTen) и дата-центра в Финляндии.
Новой головной компанией станет МКАО (международная компания акционерное общество) «Яндекс». Основным ее владельцем будет закрытый паевый инвестфонд «Консорциум.Первый». При этом ни один из пайщиков не получил контролирующей доли. Команда менеджеров «Яндекса» сохранит управление компанией и получит специальные акционерные права. Для этого создан Фонд менеджеров с правом вето при принятии решений по особым вопросам на совете директоров и общем собрании акционеров.
Генеральным директором останется Артем Савиновский. Согласно заявлению компании, «Яндекс» будет и дальше развивать поисковые, городские, развлекательные и образовательные сервисы, а также облачные технологии и технологии искусственного интеллекта. Кроме того, продолжится работа над созданием автономных автомобилей.
В этом году МКАО «Яндекс» планирует выйти на Московскую биржу.
Руководитель аналитического проекта TelecomDaily Денис Кусков положительно оценил, что у новых владельцев не будет контролирующей доли. «Надеюсь, что компания продолжит благодаря свои кадрам, опыту предлагать бизнесу и частным клиентам сервисы на привычной качественной основе и реализовывать новые проекты», — добавил он.
Наделение «Фонда менеджеров» специальными правами — уникальный случай подобных прав у менеджмента на российском рынке, считает Ирина Левова, директор по стратегическим проектам Института исследований интернета. «В такой конфигурации последнее слово будет оставаться за ним — по сути, менеджмент унаследовал «супер-права» основателя Аркадия Воложа. Это сможет обеспечить уже привычный для компании путь развития и станет гарантом стабильности, которую «Яндекс» демонстрировал все годы своего существования», — говорит эксперт.
По мнению Дмитрия Бородина, руководителя проектов корпоративного направления юридической фирмы VEGAS LEX, продажа российского «Яндекса» является одной из наиболее ожидаемых и заметных из числа сделок по «выходу» иностранных компаний. «С учетом всех факторов, включая международный контекст и масштабы бизнеса, она является и одной из самых сложных. В этом смысле, к примеру, использование структуры ЗПИФ представляется вполне логичным. Такие структуры широко распространены на российском рынке. В связи с тем, что состав пайщиков обычно не раскрывается, ЗПИФ позволяет минимизировать санкционные риски и обеспечить конфиденциальность участников. Вместе с тем, такая структура предоставляет широкие возможности для тонкой настройки системы корпоративного управления», — уверен он.
«Сохранение значительной части корпоративного контроля за менеджментом компании также является обычной практикой последних пары лет. Именно команда менеджеров наиболее компетентна в управлении конкретным бизнесом, и, получая часть корпоративного контроля, менеджмент получает дополнительный мощный стимул к тому, чтобы добиваться финансовых результатов для акционеров», — добавил Бородин.