Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
ВС РФ освободили населенный пункт Белогоровка в ЛНР
Мир
Супруга Ассанжа призвала США снять обвинения с журналиста
Армия
В Минобороны сообщили о продвижении группировки «Север» в Харьковской области
Мир
В Великобритании рабочие базы ядерных подлодок запланировали забастовку
Мир
Путин поблагодарил Си Цзиньпина за теплый прием в Китае
Мир
Польша отказалась принимать мигрантов по новому пакту Евросоюза
Мир
В Словакии после покушения на Фицо усилили службу полицейских патрулей
Происшествия
Силы ПВО уничтожили два реактивных снаряда и два БПЛА над Белгородской областью
Мир
Лавров на встрече с Ван И подтвердил приверженность РФ принципу «одного Китая»
Экономика
Цены на золото обновили исторический максимум после гибели Раиси
Экономика
ЦБ РФ запустил акцию «Монетная неделя» для обмена мелочи на купюры
Мир
Два человека погибли при нападении женщины с ножом в школе в Китае
Армия
Мантуров назвал сроки создания в РФ самого мощного в мире атомного ледокола
Мир
Прокурор МУС запросил ордер на арест премьер-министра Израиля Нетаньяху
Мир
Президент Болгарии назвал невозможной победу Украины над Россией
Мир
Суд Лондона дал Ассанжу возможность обжаловать решение о его экстрадиции в США
Общество
Вильфанд спрогнозировал до +27 градусов в Москве к выходным
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Русское издание бестселлера Масахиро Имамуры «Смерть среди бессмертных» открывается предисловием, в котором маститый детективщик Содзи Симада объясняет, почему вышедший в 2017 году дебютный роман никому не известного автора удостоился в Японии самых престижных жанровых премий и возглавил все основные ежегодные рейтинги остросюжетной литературы в стране. Называя роман Имамуры «социальным явлением», Симада объясняет его успех прежде всего особенностями внутрияпонской литературной ситуации, однако, излагая краткую историю японского детектива, начинает все-таки с Эдгара Аллана По и Артура Конан Дойла. Критик Лидия Маслова представляет книгу недели, специально для «Известий».

Масахиро Имамура

«Смерть среди бессмертных»

Москва: Эксмо, 2023. — пер. с японского С. Логачева — 384 с.

С доктором Ватсоном на протяжении всего романа сравнивает себя рассказчик, от лица которого ведется повествование в «Смерти среди бессмертных» — студент экономического факультета Хамура, «угрюмый первокурсник, как щитом прикрывающийся званием знатока детективных романов». Своего Шерлока Холмса Хамура находит в лице студента третьего курса естественного факультета Акэти, президента Клуба любителей детективов. В прологе романа они разыгрывают забавную сценку в студенческой закусочной, иллюстрирующую, как работает дедуктивный метод. Детективы-любители состязаются в проницательности, пытаясь на основе тех или иных, кажущихся незначительными, деталей угадать, что закажет вошедшая в кафетерий студентка — карри удон или рамэн, — но в результате оба промахиваются: «Девушка остановила свой выбор на блюде дня — холодном удоне с соевым соусом, тертой редькой и тунцом».

Симада в предисловии определяет жанр «Смерти среди бессмертных» как «хонкаку-детектив», на котором он и сам собаку съел, и перечисляет его необходимые атрибуты: «подозрительный загородный дом или особняк с его не менее подозрительными обитателями; необходимая информация о персонажах, предоставляемая читателю на ранней стадии повествования; убийство в запертой комнате без видимого мотива; в особняк приглашен великий детектив из внешнего мира, который использует только ту информацию, которой обладает читатель, чтобы найти собственное решение загадки». Все эти ингредиенты налицо в романе Имамуры, где в качестве приятного бонуса полно красивых студенток. Завязка происходит в тот момент, когда к «Холмсу» и «Ватсону», отчаявшимся прибиться к какому-либо интересному расследованию, внезапно обращается университетская знаменитость, студентка-литературовед Хируко, не только известная сотрудничеством с полицией в настоящих расследованиях, но и обладающая неотразимой внешностью: «Рост сантиметров сто пятьдесят с небольшим, в юбке выше колен она казалась очень стройной. Она была не хороша, не симпатична, а прекрасна».

Хируко приглашает рассказчика и его старшего товарища присоединиться к студентам киноведческого факультета, которые собираются снять что-то вроде «Ведьмы из Блэра» на вилле «Фиалка» — это родительское поместье одного из студентов старших курсов. Однако ситуация осложняется трагическим инцидентом, омрачившим аналогичный прошлогодний выездной практикум, а также подкинутой анонимом запиской: «Кто будет жертвой в этом году?».

Имамура вообще любит записки как один из элементов детективной головоломки, и в дальнейшем возле каждого трупа будут обнаруживаться сбивающие с толку загадочные послания. Но самой оригинальной находкой Имамуры становится дополнительный фактор, который он добавляет к традиционному формату «хонкаку» — это толпы зомби, штурмующие злополучную виллу «Фиалка». Как только юные разнополые любители детективов расселяются по номерам и начинают прикидывать, кому какая девчонка достанется, на происходящем неподалеку рок-фестивале неизвестные биотеррористы распыляют вирус, превращающий людей в зомби, и персонажам вскоре становится уже не до личной жизни.

Идея с биологическим терактом не только добавляет саспенса в действие, когда осадившие виллу монстры постепенно отвоевывают этаж за этажом, в итоге вытесняя людей на крышу, но и помогает автору создавать дополнительные сюжетные повороты. Оставшиеся пока что в живых персонажи ломают голову над очередным трупом, чьих же это рук дело — зомби или все-таки человека. Кроме того, Имамура подверстывает в свой не лишенный интеллектуальных претензий роман давно ставшие общим местом размышления о том, какую символическую нагрузку несут зомби в культуре. Они вложены в уста удачно затесавшегося в компанию киноведа-специалиста по ходячим мертвецам: «Теперь зомби — уже не гротескные, внушающие ужас уроды; их образ используется, чтобы пролить свет на самые разные проблемы — греховность человека, неравенство между бедными и богатыми, разделение людей на сильных и слабых, любовь и дружбу, любовь к семье, трагедии, когда друзья в мгновение ока превращаются во врагов... Люди проецируют на зомби собственное эго и образ мыслей».

студент
Фото: Global Look Press/AFLO

В какой-то момент Имамура отчасти использует один хитрый прием, изобретенный Агатой Кристи и вызвавший своей виртуозностью такую зависть коллег, что ее даже исключили за этот фокус из союза детективных писателей. С тех пор подобные конструкции используются не так уж часто, потому что мало кому хватает мастерства не раскрыть карты раньше времени, но в «Смерти среди бессмертных» автор ловко пускает читателя по ложному следу, несколько раз действительно неожиданно меняя траекторию расследования и бросая подозрение по очереди практически на всех персонажей.

И все же ошарашить читателя оригинальностью — далеко не главная задача Имамуры, который пишет, скорее, метадетектив. Здесь нередко важнее, чем сама интрига, оказываются рассуждения о природе жанра или морально-этические тонкости, например напряженные рефлексии о том, что убийцу можно было бы остановить, когда он оказался на распутье, правильно ответив на его вопрос в нужный момент, или, в конце концов, философские раздумья о человеческой природе: «Искусственное оплодотворение, генные манипуляции, клонирование животных... Люди нарушают все этические нормы. Ничего удивительно, если в ходе этих процессов появляется побочный продукт — зомби. Ученые утверждают, что технологии сами по себе не могут быть греховными: просто надо правильно их использовать, и проблем не возникнет. Но человек меньше всего подходит на роль создания, способного принимать правильные решения».

Прямой эфир