«Боуи привносил аристократизм в современное искусство»
Один из величайших музыкантов мира — англичанин Дэвид Боуи скончался 10 января после продолжительной болезни. Три дня назад легенда рока отпраздновал свое 69-летие. «Известия» попросили известных представителей отечественной рок-тусовки сказать несколько слов о Дэвиде Боуи.
Музыкант Юрий Шевчук
Умер замечательный художник. Дэвид Боуи оказал серьезное воздействие на музыкальную культуру России в 1980-х годах. Он повлиял на артистов новой волны: Бориса Гребенщикова, группы «Кино», Nautilus Pompilius, «Агата Кристи». Они научились у него раздвигать границы, потому что Боуи был новатором и экспериментатором, он как Энди Уорхолл в современном искусстве. Очень жаль, что мир потерял такого артиста.
В 1996 году я был рад услышать его вживую на концерте в Кремле. Я увидел интеллектуала и мастера на сцене. Не скажу, чтобы он пользовался в России огромной популярностью, но людям передовых взглядов, тем, кто пытался искать что-то новое и свежее, он всегда был интересен. Но неправильно была подобрана площадка для концерта. Аудитория Дэвида Боуи — это все-таки демократическая публика, более свободная в своих взглядах. А на его концерт пришел мертвоватый народ. Как у нас приходят на концерты: богатые люди с дамами в брюликах смотрят на сцену с прищуром и думают: «Ну-ка, клоун, развлеки меня — я деньги заплатил». А Дэвид Боуи ожидал художественного и человеческого сопереживания. Но, как говорят музыканты, «обломался».
Я вчера смотрел его последний клип Lazarus — он меня потряс, потому что Боуи рассказал в нем о собственном уходе. Нужно иметь большое мужество, чтобы так философски закрыть дверь.
Лидер группы «Ва-Банкъ» Александр Скляр
Дэвид Боуи — один из самых великих артистов современности. Я специально не употребляю слово «рок», потому что творчество Боуи гораздо шире узких рамок этого жанра. Он был большим артистом — как музыкантом, так и действующим исполнителем. Тем, кто хочет в этом убедиться, достаточно посмотреть запись концерта, который он дал во время тура в 2003 году, после которого ушел со сцены на 10 лет. Боуи необычайно артистичный! Всю свою колоссальную по длительности творческую жизнь — 50 лет на сцене — он удивлял. Никогда Боуи не был одинаковый, всегда разный и необычный. Всегда достойный артист на сцене.
Мне нравится его ранний образ 1970-х годов периода «Зигги Стардаста» (альбом занимает 35-е место в списке «500 величайших альбомов всех времен» по версии Rolling Stone. — «Известия»), его андрогинный образ: не мужчина и не женщина, с выкрашенными волосами, с характерной стрижкой, которую он сам придумал, необычного вида костюмы.
И у него всегда были потрясающие видеоклипы. Они очень разные, некоторые совершенно уникальны, такие как клип на песню из предыдущего альбома — Where Are We Now.
Я ждал выхода его нового альбома Blackstar, но еще не было времени его послушать, купить в iTunes, потому что из уважения к этому великому артисту я не слушаю пиратские записи, а покупаю его альбомы. Со мной музыка Боуи практически всю жизнь, сколько себя помню, я слушал его песни. Blackstar должен быть очень хорош, потому что предыдущий The Next Day был достойным того отрезка времени, который он молчал. Ради того, чтобы выпустить альбом, который сделал Дэвид Боуи в 2013 году, стоит молчать 10 лет.
Уход Боуи — потеря для современной музыки и вообще для искусства, которая невосполнима. Заменить Дэвида Боуи некому: он уникален. Он привносил аристократизм в современное искусство. Это один из тех немногих артистов, на концерт которого я бы непременно пошел, если бы он еще раз приехал в Россию. Я ждал его приезда в Россию в 1996 году, но не смог пойти на концерт, и теперь понятно, что уже никогда не схожу.
Художник и актер Сергей «Африка» Бугаев
Дэвид Боуи — прежде всего один из самых изящных мировых рок-музыкантов. Я его очень любил, с самых его ранних альбомов. Он был одним из самых почитаемых в мире музыкантов, причем заслуженно: он внес огромный, просто нечеловеческий вклад в то, что сейчас называется рок-музыкой. Боуи был одним из тех, кто ее формировал, причем не в какой-то пьяный безумный вопль, а наоборот, в высокоинтеллектуальное направление, которое потом вылилось в отдельное музыкальное движение. Последний романтизм в рок-музыке, по сути, и строился по следам Боуи.
Думаю, его хорошо примут на небесах — он заслужил это тем, что длительное время на нашей коварной планете смягчал сердца людей и дарил им добро своими замечательными песнями, которые останутся после него. А еще можно отметить, что он сильно повлиял и на русский рок. У нас есть такие люди, как Гребенщиков, Цой и т.д. Так вот, к проникновению рок-музыки с Запада в СССР через ленинградские рок-клубы имел отношение и Дэвид Боуи — его энергетические флюиды. Мы все ему лично благодарны за помощь в нашей работе.