Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили пять украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Трамп раскрыл значение сделки по редкоземельным металлам для процесса урегулирования
Мир
Президент США сообщил о возможном разоружении ХАМАС
Общество
В 2026 году российские морские порты нарастят мощности на 56 млн т
Мир
Трамп не исключил нанесение повторных ударов по Нигерии
Спорт
ХК «Питтсбург» одержал победу над «Нью-Джерси» в матче НХЛ со счетом 4:1
Мир
Дефицит оборонного бюджета Великобритании оценили в $37,6 млрд
Армия
Минобороны РФ сообщило об ударе по объектам на Украине с применением «Орешника»
Мир
Трамп рассказал о возможном значении операции США в Венесуэле для Рубио
Общество
Синоптик заявил о выпадении на юго-востоке Подмосковья до 65% месячной нормы осадков
Мир
СМИ узнали о закрытии китайского ресторана в Мадриде из-за подмены уток голубями
Общество
В Госдуме анонсировали включение в стаж родителей ухода за ребенком до 1,5 года
Армия
Расчет ударных FPV-дронов применил боевую силу против ВСУ в Харькове
Мир
В России сообщили об увеличении закупок США российских сладостей
Спорт
ХК «Монреаль» обыграл «Флориду» на чемпионате НХЛ со счетом 6:2
Экономика
В Госдуме предложили перейти к макропланированию на рынке недвижимости
Общество
Специалист дала советы по построению карьерного плана на 2026 год

Тупиковое давление

Политолог Кирилл Аверьянов — о том, почему попытки ЕС вбить клин в отношения России и стран Центральной Азии могут быть выгодны Москве
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

У недавнего визита президента России Владимира Путина в Казахстан немедленно образовалось последствие. С 28 по 30 ноября Астану и Ташкент решил посетить специальный посланник Европейского союза по санкциям Дэвид О’Салливан. Гостит ирландец в Центральной Азии не впервые, а точнее, только в этом году приезжает уже в третий раз (до этого он уже посещал Казахстан и Узбекистан, а также был в Киргизии).

Прежде чем говорить о том, что вынудило еврочиновника спешно собраться в вояж, уточним, зачем вообще введена должность спецпосланника Евросоюза по санкциям. Официально — затем, чтобы «обеспечить непрерывное обсуждение на высоком уровне с третьими странами во избежание уклонения или обхода ограничительных мер, введенных в отношении России». Говоря простым языком — запугивать тех, кто выступает за выстраивание с Россией доброжелательных или даже просто прагматичных отношений.

На дипломатическом языке цель визита О’Салливана обозначена так: «Продолжить конструктивный диалог с властями Казахстана и Узбекистана касательно санкций Европейского союза в отношении Российской Федерации». Во время прошлого визита в Центральную Азию в апреле 2023 года О’Салливан просто «предупредил» Казахстан и Узбекистан о необходимости соблюдения санкций против Москвы. На итоговой пресс-конференции он заметил, что у него «нет достаточно подробной детальной информации» о том, что санкции обходятся.

МИД России тогда констатировал факт неприкрытого давления на центральноазиатские республики. «В ход идут любые инструменты — от политического шантажа и запугивания экономоператоров до обещаний выделить многомиллионные инвестиции на инфраструктурные проекты. Расцениваем это как вопиющее неуважение к суверенным государствам, их интересам и перспективам развития, грубое пренебрежение нормами дипломатического общения», — говорилось в заявлении российского внешнеполитического ведомства.

И вот теперь новый визит. Сам О’Салливан на брифинге в Астане пояснил, что его приезд носит исключительно деловой и миролюбивый характер. «Никаких угроз в своих визитах я не проявляю, считаю те вызовы, с которыми мы сталкиваемся, общими. Потому что это касается всех стран. Мы уважаем позицию других стран, например, Казахстана, о неприсоединении к санкциям. Это решение каждого государства. Что здесь важно? Казахстан заинтересован в установлении торговых отношений со странами — членами ЕС и привлечении инвестиций. Поэтому ни государству, ни компаниям, работающим в этой стране, не выгодно, чтобы Казахстан стал местом обхода санкций. Это общий вызов для всех нас, и мы высоко ценим готовность решить эту проблему вместе с Казахстаном».

Однако тут же подчеркнул, какая сфера торговли Казахстана с Россией интересует его больше всего: «Дело не в объеме, а в ценности и в летальном эффекте данных товаров и изделий. Как мы знаем, эти товары используются для усиления потенциала вооружения Российской Федерации, именно поэтому мы настаиваем на том, чтобы прекратить реэкспорт этих изделий. В основном это товары высокой технологии, речь идет об интегральных схемах, оперативной памяти, об оборудовании, которое имеет оптический прицел». То есть главная цель визита еврочиновника состоит в том, чтобы по возможности помешать военному сотрудничеству двух стран.

Так что политика нейтралитета и многовекторности, о которой неоднократно говорили высшие лица Казахстана, и даже ужесточение таможенного контроля и досмотра грузов на границе с Россией не спасает Астану от бдительного и недоброжелательного ока евроконтролеров. О’Салливан наверняка будет добиваться от Казахстана не только четкого соблюдения санкций, но и запугивать местные элиты вторичными мерами. А также, возможно, попытается получить доступ и к таможенной документации республики. В любом случае Евросоюз отчаянно пытается всеми способами расширить свое влияние в регионе. И это особенно очевидно после множества личных встреч Владимира Путина и Касым-Жомарта Токаева (последняя состоялась в Минске на саммите ОДКБ), свидетельствующих о том, что Россия и Казахстан взаимодействуют плодотворно и четко и фраза Путина о «ближайшем союзнике» — не пустые слова.

Ситуацию с давлением Запада на республики Центральной Азии можно считать тупиковой. Ни Казахстан, ни Узбекистан, ни другие страны региона не могут прекратить или даже сколько-нибудь существенно ограничить взаимодействие с Россией, поскольку для их экономик это смерти подобно. При этом санкционное действие в отношении центральноазиатских республик в политическом плане переводит эти страны в лагерь противников Запада и, соответственно, вынуждает их быть более близкими союзниками РФ. Иными словами, чем больше еврочиновники давят на постсоветские республики Центральной Азии, тем ближе эти страны становятся к Москве.

Автор — политолог, эксперт по восточноевропейскому региону

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир