Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Минобороны России сообщило о подвигах российских военных в зоне СВО
Мир
Пашинян оценил отношение граждан Армении к сближению с ЕС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей
Общество
Минтруд сообщил о введении электронных удостоверений с QR-кодом для пенсионеров
Мир
Пашинян сообщил о продвижениях в переговорах между Арменией и Азербайджаном
Мир
NYT узнала о планах назначения конгрессвумен Грин главой подкомитета DOGE
Мир
Байден провел телефонный разговор с Макроном после испытания «Орешника»
Экономика
Экономист указал на интерес ЕС к удобрениям из РФ из-за надежности поставок
Армия
Силы ПВО уничтожили беспилотник ВСУ над Белгородской областью
Мир
Медведев допустил применение РФ ядерного оружия при необходимости
Мир
Маск пообещал улучшить эффективность расходов США на оборону
Мир
Медведев указал на способность Трампа завершить конфликт на Украине
Интернет и технологии
WhatsApp добавил функцию расшифровки голосовых сообщений на русском языке
Мир
Доклад гендиректора ЮНЕСКО по безопасности журналистов не был утвержден
Мир
Замглавы Гагаузии назвал обыски в его доме политическим давлением властей Молдавии
Мир
Минздрав Канады сообщил о крупнейшей за девять лет вспышке кори
Мир
Глава МИД Венгрии назвал санкции США против Газпромбанка угрозой для Европы
Армия
МО РФ рассекретило документы к 80-й годовщине освобождения Моонзундского архипелага

Не кредит, а вклад

Финансист Алексей Виноградов — о выгоде от заложенных в бюджет на трехлетку 1,4 трлн межгосударственных займов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В одобренном Совфедом проекте бюджета на 2024–2026 годы обнаружилась существенная статья расходов — предоставление межгосударственных кредитов другим странам на общую сумму 1,4 трлн рублей. Хотя РФ ежегодно предоставляет такие займы, в условиях серьезного дефицита бюджета возникает вопрос: обоснованы ли эти траты?

Много это или мало — 1,4 трлн рублей за три года? Проект бюджета предполагает расходы в сумме 106,6 трлн рублей за 2024–2026 годы. Соответственно, запланированные межгосударственные займы составят 1,3% от совокупных трат казны. Если сравнивать их долю с предшествующей трехлеткой, то она остается на том же уровне — порядка 1,3%.

То есть говорить о каком-либо относительном наращивании кредитования других государств не приходится, а учитывая, что закладываемый в проект бюджета курс доллара к рублю на 20% больше ожидаемого его среднего значения за 2021–2023 годы, то и абсолютного роста этих расходов в иностранной валюте не предполагается. Иными словами, расширение инвестиций не планируется.

Данные по заемщикам и их ссудам — гостайна. Можно опираться на открытую информацию Всемирного банка, исходя из которой общая задолженность перед РФ составляла на конец 2020 года сумму, эквивалентную $27,3 млрд. С учетом данных бюджета России в 2021–2023 годах совокупную задолженность сейчас можно оценить в $37–38 млрд.

Накопленный итог не кажется существенным. Если его сравнить, например, с золото-валютными резервами России, которые составляют порядка $600 млрд, то получится около 6% от их величины.

Кому же направляются деньги? По данным того же Всемирного банка, крупнейший получатель кредитов от РФ — союзное государство Белоруссия. Долг страны на конец 2021-го составлял $8,5 млрд — практически четверть. Далее следуют государства юго-востока — Бангладеш, Индия, Вьетнам, — на которые приходится еще порядка 25% задолженности. Остаток распределен между еще как минимум 27 странами. Есть среди них Афганистан, Сирия, Сомали, Венесуэла, Украина.

По некоторым есть вопросы к погашению долга, но основная сумма кредитов всё же обслуживается. Оставшуюся часть, с учетом сегодняшних геополитических реалий, нельзя назвать безнадежной: от проблемных заемщиков можно получить если не денежное возмещение, то товарное или в виде долей участия в различного рода проектах.

Такая относительно стабильная ситуация с долгами была не всегда. Доставшиеся России от СССР межгосударственные кредиты в основной массе пришлось простить. Всего с 1992 года было списано свыше $145 млрд. Среди крупнейших прощенных стран — давние союзники СССР: Куба, Ирак, Афганистан, Сирия, Северная Корея, Монголия, Вьетнам.

Несмотря на столь удручающую ситуацию с советскими долгами, делать однозначно негативные выводы, возможно, и не стоит.

Межгосударственные ссуды разделяют на финансовые и экспортные. Первыми можно назвать вложения Банка России при управлении золотовалютными резервами в облигации стран с наивысшим рейтингом надежности. Экспортные же имеют строго определенное целевое использование: заемщик должен закупить тот или иной товар у кредитора.

Советские долги в основной своей массе были именно экспортными и, по некоторым данным, на 80% состояли из кредитов на покупку продукции советского военно-промышленного комплекса (ВПК). Надо сказать, что и сегодняшние займы России — в основном экспортные. Правда, доля оборонки в них намного скромнее. Существенные объемы приходятся на строительство атомных электростанций нашим «Росатомом» в странах-заемщиках.

Что же получается при экспортном кредитовании с денежными потоками? Вот что: Россия дает другим странам деньги в долг. Они отправляют средства обратно в РФ, но уже не государству, а предприятиям ВПК, «Росатому» и так далее. Получается, что деньги и не покидают страну. По сути, наши власти закупают у наших же предприятий продукцию и отправляют ее другим странам с рассрочкой платежа.

Не беря пока во внимание политические моменты, можно говорить о том, что государство таким образом стимулирует отечественное производство, создавая спрос на его продукцию.

Посмотрим на проекты строительства атомных электростанций (АЭС), которые сегодня реализует «Росатом» в странах-заемщиках по межгосзаймам. Мало кто представляет жизненный цикл таких предприятий: строительство — до восьми лет; эксплуатация — 60–80 лет; вывод из эксплуатации — более 50 лет. Компания сопровождает эти проекты на всем протяжении их жизненного цикла. Это контракты на десятилетия с ежегодными поступлениями выручки. Налоговые доходы от них многократно перекрывают суммы предоставленных ссуд на строительство АЭС.

Даже если государство-заемщик в какой-то перспективе может столкнуться со сложностями в погашении кредитов, то обслуживать АЭС оно не прекратит, а, значит, налоговые поступления в нашу казну будут продолжаться.

Резюмируя, экспортные межгосударственные ссуды — эффективный инструмент стимулирования высокотехнологичных отечественных производств с многогранными синергетическими выгодами в экономике и политике государства. Хотя заемщиками выступают развивающиеся страны, зачастую имеющие финансовые сложности, при всех рисках общая эффективность такого кредитования по факту оказалась выше размещения средств в облигации стран с наивысшим рейтингами.

Автор — первый заместитель председателя правления ПАО «РосДорБанк»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир