Последний поклон: умер Юрий Соломин
Его актерская судьба была по-настоящему завидной. Завзятые театралы годами ходили «на Соломина» в Малый театр, где он с неизменным блеском переиграл, кажется, весь классический репертуар. Фильм «Адъютант его превосходительства» сделал артиста кумиром миллионов. Но звездность, кажется, была органически чужда ему: несмотря на все заслуги, он всегда оставался скромным и сдержанным, словно бы нарочно скрываясь от славы в тени кулис. Сегодня, 11 января, замечательного актера не стало. О жизненном пути Юрия Соломина вспоминают «Известия».
Мечта о Малом
Юрий Соломин родился 18 июня 1935 года в Чите, в семье музыкальных педагогов Зинаиды Ананьевны Рябцевой и Мефодия Викторовича Соломина. Мефодий Викторович замечательно играл на многих струнных инструментах, а Зинаида Ананьевна была талантливой пианисткой. В юности Зинаида Рябцева прекрасно пела и даже поступила в Ленинградскую консерваторию, однако болезнь положила конец мечтам о вокальной карьере — и она вместе с мужем вернулась в родной город.
Родители будущего актера были в Чите людьми известными. Мефодий Викторович служил хормейстером в клубе Забайкальской железной дороги, где собрал гремевший по всей области народный ансамбль. Зинаида Ананьевна руководила детским хором в местном Доме пионеров. Поэтому неудивительно, что в Дом пионеров Юра пришел еще до школы. Но занятия музыкой привлекали его меньше, чем театр. В спектаклях местной студии Юрий участвовал с самых юных лет. Тогда же зародилась мечта стать актером.
Несколькими годами позже мечта обрела конкретные очертания. Случайно увиденный в 14 лет документальный фильм «Малый театр и его мастера», выпущенный к 125-летию знаменитого театра, стал для него откровением и заставил мечтать о классической сцене. Узнав о Высшем театральном училище им. М.С. Щепкина при Малом театре, Юрий Соломин уже не думал поступать куда-либо еще. В 1953 году, окончив школу, он приехал в Москву и с успехом поступил в училище мечты, попав на курс известной актрисы Веры Пашенной.
В 1957 году Юрий Соломин окончил училище. Дипломным спектаклем для него стала чеховская «Чайка», где актер сыграл Треплева — и так успешно, что сразу после выпуска получил приглашение на работу в Малый театр. Кроме Соломина в труппу Малого взяли лишь троих студентов с его курса.
Как вспоминал позднее Соломин, главной актерской школой для него стало даже не училище, а первые годы работы в Малом театре. Он смог воочию увидеть на сцене великих мастеров — Зубова, Яблочкину, Турчанинову, Климова, Бабочкина, Ильинского, и не только увидеть, но и выходить с ними на сцену. И пусть молодой артист поначалу выходил на сцену лишь в эпизодических ролях, по его мнению, каждое сценическое взаимодействие с артистами старой школы становилось для него важным уроком.
Путь к славе
Театральная судьба Юрия Соломина складывалась чрезвычайно удачно. Уже через пару лет он получает свои первые главные роли — в пьесах «Неравный бой» и «Перед ужином» Виктора Розова и комедийной постановке «Украли консула» Георгия Мдивани. Тогда же, в 1959-м, Юрий Соломин впервые сыграл в кино: Вера Пашенная порекомендовала своего талантливого ученика режиссеру Исидору Анненскому, и Соломин получил небольшую характерную роль в фильме «Бессонная ночь». Дебют оказался удачным: сугубо положительная интеллигентная внешность Юрия Соломина оказалась востребованной у режиссеров. Так, в 1965–1967 годах Соломин дважды сыграл роль младшего брата Ленина Дмитрия Ульянова — в картинах «Верность матери» и «Сердце матери».
Театральная карьера Соломина также быстро шла в гору: в 1966 году он получил роль Хлестакова в гоголевском «Ревизоре». За этой последовали и другие центральные роли — в спектаклях «Чайка», «Когда горит сердце», «Любовь Яровая».
Сам Соломин позднее признавался, что считал себя, скорее, театральным актером и на роль кинозвезды отнюдь не рассчитывал. Но судьба сложилась иначе. В 1967 году актер получил от режиссера Виктора Георгиева предложение сняться в роли гестаповца, майора Геттеля в картине «Сильные духом». По признанию Соломина, игравшего в основном положительных персонажей, приглашение удивило его настолько, что он, долго не думая, согласился. Решение оказалось удачным: фильм занял второе место в советском прокате в 1968 году, собрав у экранов более 55 млн зрителей. Одним из них был режиссер Евгений Ташков, собиравшийся снимать пятисерийный телефильм из эпохи Гражданской войны «Адъютант его превосходительства». Увидев Соломина в роли Геттеля, Ташков пригласил его на съемки без проб.
Изначально, по замыслу Ташкова, Юрий Соломин должен был сыграть роль белогвардейского капитана Осипова. Однако после просмотра множества кандидатов на главную роль режиссер изменил свое решение, предложив актеру сыграть разведчика Павла Андреевича Кольцова. Юрий Мефодьевич был очень удивлен. По его собственному признанию, он видел себя характерным актером и не считал свою «негероическую» внешность подходящей для образа героя невидимого фронта. Кинофункционеры тоже не сразу согласились с Ташковым: на роль Соломина утвердили лишь с шестой попытки.
«Адъютант его превосходительства» стал настоящей сенсацией: во время показа картины в апреле 1972 года улицы городов буквально вымирали. С таким же успехом картина прошла по экранам стран соцлагеря — Чехословакии, Польши, ГДР. Соломин в одночасье стал не просто кинозвездой, но и актером с неограниченным диапазоном, доказавшим свою способность сыграть практически любую роль.
«Оскар» для героя
После «Адъютанта его превосходительства» Соломин на два десятилетия стал одним из самых востребованных актеров в советском кино. Его диапазон был чрезвычайно широк — от майора милиции в «Инспекторе уголовного розыска» до великого князя в «Софье Ковалевской», от неудачливого дамского угодника Генриха Айзенштайна в «Летучей мыши» до философа-трактирщика в «Обыкновенном чуде». Однако следующей знаковой своей картиной Юрий Соломин оказался обязан всё той же роли Кольцова. Говорили, что, когда великий японский режиссер Акира Куросава приехал в СССР для совместных съемок фильма по повести «Дерсу Узала», он выбрал нескольких кандидатов на главную роль и Юрий Соломин был лишь одним из них. Но когда Куросава посмотрел «Адъютанта», он тут же утвердил Соломина на роль Владимира Арсеньева.
Фильм Куросавы в 1975 году получил золото Московского кинофестиваля, в 1976-м удостоился премии «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке, а в 1977-м был награжден в двух номинациях престижной итальянской кинопремией имени Давида ди Донателло. Казалось бы, на этом судьбе полагалось исчерпать для Соломина лимит звездных ролей — имеющихся вполне хватало для самой выдающейся актерской биографии. Но через 10 лет актера ждала еще одна роль мечты — по приглашению режиссера Владимира Фокина он сыграл роль разведчика Славина в телефильме «ТАСС уполномочен заявить». Шпионская эпопея по сценарию Юлиана Семенова, снятая при плотном участии консультантов из КГБ, полюбилась зрителям — и в фильмографии актера появилась еще одна яркая строка.
В 1975 году в Щепкинском училище начала работу мастерская Юрия Соломина, где он преподавал вместе со своей первой и единственной женой — однокурсницей по училищу и театральным педагогом Ольгой Соломиной-Андриановой. Актер много играет в театре, на его счету — главные роли в спектаклях «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого, «Леший», «Чайка» и «Дядя Ваня» по произведениям Чехова, «Пучина» по Островскому и «Сирано де Бержерак» по знаменитой пьесе Эдмона Ростана. После 1980-го года он всё чаще работал в Малом театре как режиссер, и практически каждый его спектакль становился ярким открытием для зрителей. Среди его постановок — «Коварство и любовь» Шиллера (1998), «Лес» Островского (1999), «Власть тьмы» Льва Толстого (2008), «Молодость короля Людовика XIV» Александра Дюма (2015).
В 1990-м неожиданно для многих Юрий Соломин стал министром культуры РСФСР. Актер не искал славы и выгоды: по собственному признанию, на должность его пригласил председатель Совета министров республики Иван Силаев. Соломин долго думал, даже обсуждал предложение с родными на семейном совете — и всё же решил попробовать. Как говорил Соломин, решающей для него стала мысль о том, что в руководстве российской культурой при СССР долгие годы находились люди, не имеющие ни специального образования, ни опыта и мало понимающие в том, как устроена эта сфера жизни. Но на министерском посту актер оставался лишь год и восемь месяцев.
Гораздо дороже для актера был другой административный пост. В 1988 года коллектив Малого избирает Соломина художественным руководителем, и эта должность становится для него определяющей на долгие годы. В 2019-м Министерство культуры подписало с Соломиным бессрочный контракт на продолжение работы в должности худрука Малого — на этом посту он оставался до конца жизни.