Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров и вице-спикер парламента Словакии обсудили ситуацию на Украине
Мир
В США пообещали приложить усилия для прекращения войн после инаугурации Трампа
Общество
Путин поддержал продление госпрограммы развития Крыма и Севастополя до 2030 года
Мир
Левая партия «Непокоренная Франция» выдвинула вотум недоверия премьер-министру
Мир
Премьер Франции указал на рекордно большой государственный долг страны
Мир
В Эстонии предложили законопроект о закрытии границ с РФ
Мир
Кандидат в шефы Пентагона пообещал пересмотреть цели США по Ближнему Востоку
Мир
США и Армения подписали документ о стратегическом партнерстве
Мир
СМИ сообщили о согласии ХАМАС с условиями сделки о прекращении огня в Газе
Мир
Актриса Дэлис Карри погибла в своем доме при пожаре в Лос-Анджелесе
Общество
Россельхознадзор предупредил о запрете ввоза свиней из ЕС в Россию
Экономика
Средняя максимальная ставка по вкладам снизилась в третьей декаде декабря до 21,69%
Интернет и технологии
В работе Рунета произошел масштабный сбой
Мир
Американцы отметили рост преступности и проблемы в экономике при Байдене
Мир
Макрон намерен посетить Ливан 17 января с официальным визитом
Туризм
Крым посетило более 20 млн человек с 2014 года
Мир
Шольц назвал мигрантов важной составляющей процветания Германии
Общество
Суд назначил семерым военным ВСУ за вторжение в Курскую область до 16 лет колонии

Форма имеет значение

Эксперт в легпроме Андрей Разбродин — о том, какой должна стать одежда для учащихся в России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Госдуме разворачиваются дискуссии о том, что школьная форма в РФ может стать обязательной. Более того, идет активная разработка ГОСТа на одежду для учащихся. Но уже сейчас мы можем оценить, какой будет форма на практике. Вместо импортозамещения, о котором мы так много и активно говорим сейчас, мы можем получить прямо противоположную картину — продукцию низкого качества из дешевых импортных тканей.

Почти восемь лет назад власти начали программу субсидирования российских производителей камвольных и поливискозных тканей, предназначенных для изготовления школьной формы для начальных классов. Это послужило мощным стимулом развития отечественных текстильных предприятий, которые с 2016 по 2022 год увеличили выпуск тканей для одежды учащихся более чем в пять раз, в том числе практически с нуля возродили производство поливискозных материалов.

На практике текстильные предприятия могли получить из бюджета денежную компенсацию в размере 100 рублей за каждый проданный метр таких тканей и 400 рублей — камвольных, что позволяло снижать конечную цену продукции, реализуемой швейным фабрикам. Ежегодно на эти цели из федерального бюджета выделялось около 400 млн рублей, но и этих средств было недостаточно, учитывая рост производственных издержек.

За эти годы предприятия легкой промышленности модернизировали свои мощности, вложив в бизнес значительные средства. В результате на открытом рынке наши ткани продавались по конкурентной цене. Это позволило им потеснить иностранных производителей. Так, за эти годы доля отечественных тканей для школьной формы возросла с 50 до 80%.

Теперь же власти намерены отменить государственную субсидию. Готов проект федерального бюджета на 2024-й и плановый период 2025 и 2026 годов, документ одобрен в первом чтении. В нем не предусмотрены траты государства на поддержку производства одежды для учащихся, хотя школьная форма — товар социальной значимости: здоровье и безопасность детей — одни из главных приоритетов национальной политики страны.

Это приведет к тому, что мы откатимся на 10–15 лет назад. Прежде всего швейные предприятия, которые создают одежду для учащихся, перестанут покупать российскую ткань: без субсидии она подорожает, стало быть, бизнес закроет это направление на предприятиях. Это обернется большими потерями для самих производств.

А значит, на рынок вернутся дешевые ткани из Китая и других стран. Дешевле они будут только за счет более низкого качества. Контролировать его мы не сможем: в РФ действует мораторий на проверки, в том числе для торговли. Не поможет и разрабатываемый сейчас ГОСТ на школьную форму, который предъявляет серьезные требования к такой одежде — его исполнение на рынке также некому будет проконтролировать.

Мы бьем в набат: никакой альтернативы субсидии на сегодняшний день мы не видим. Любые другие предложения требуют проработки. Сейчас государство не занимается этой работой. Но у отрасли есть серьезный потенциал для развития: рынок одежды для учащихся сейчас оценивают в 35 млрд рублей, а доля полностью локализованного в РФ товара составляет лишь 17%.

Продление программы субсидирования позволит и дальше наращивать объемы выпуска тканей для школьной формы не менее чем на 15–20% ежегодно. Это вытеснит с рынка низкокачественные импортные ткани.

Более того, нужно сделать и следующий шаг, который дополнительно поможет подтолкнуть отрасль к серьезному развитию. Сейчас Союзлегпром совместно с Минпромторгом и ВШЭ разрабатывают Стратегию развития текстильной и легкой промышленностей до 2030 года. В документе в том числе будут отражены вопросы стандартизации и субсидирования школьной формы, но уже в новых условиях. Мы оценим, как можно эффективно развиваться, исходя из сегодняшних потребностей рынка, спроса покупателей, логистики и так далее. Также в стратегии эксперты определят новые ориентиры для государственной поддержки отрасли.

Если власти все же примут решение по школьной форме и сделают ее обязательной, то мы сформулируем соответствующие подходы к стандартам на нее. Это не вопрос создания единой, как это было в СССР, формы, которую все носят. За основу можно взять опыт Англии, где каждое учебное заведение заказывает свою одежду для учащихся, но при этом к ней следует предъявить единые требования по качеству и безопасности тканей, а также специальные запросы к пошиву.

Будет два главных условия: ткани должны быть качественными, безопасными и носкими, что способна предложить отечественная промышленность. Также нужно будет сфокусировать внимание на системе пошива: школьная форма отличается от обычного костюма. В ней ребенок проводит целый день, пять-шесть дней в неделю, в зависимости от того, кто по какой программе учится. Соответственно, эргономика формы должна отличается от обычных вещей. Например, следует создавать специальные лекала, которые делают одежду удобной, то есть костюм должен быть элегантным, но эргономичным и не сковывать движения ребенка.

Автор — президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир