Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Тела погибших в авиакатастрофе в Казахстане доставят в Азербайджан
Спорт
Президент РФС намерен выяснить, какие клубы избежали санкций благодаря Венгрии
Армия
Средства ПВО за ночь поразили 59 украинских беспилотников над регионами России
Армия
Главный центр связи Генштаба ВС РФ наградили орденом Суворова
Мир
Черный ящик обнаружили на месте крушения самолета в Казахстане
Экономика
В РФ средние зарплатные предложения в нефтегазовой отрасли за год выросли на 21%
Мир
Западные СМИ обеспокоены неопытностью кандидата Трампа на пост главы ВМС
Мир
Путин заявил об ожидаемом росте ВВП стран СНГ на уровне 4,7% по итогам года
Мир
Лавров призвал отвечать на атаки Киева по принципу «семь раз отмерь»
Мир
В Ирландии обвинили Зеленского в краже у союзников миллионов долларов
Общество
Генпрокуратура признала U.S. Helsinki Commission нежелательной организацией в РФ
Мир
Во Франции сообщили о нарушении движения поездов из-за самоубийства машиниста
Армия
ВСУ начали использовать в зоне СВО американские дробовики
Мир
Спецборт МЧС доставит в Москву пострадавших при крушении самолета в Актау россиян
Мир
СМИ заявили о признании трех стран НАТО в неготовности противостоять РФ
Мир
В Совфеде указали на возможность принятия решения по Украине без ее участия
Политика
В Госдуме предупредили россиян о штрафах за украшение подъездов к Новому году
Мир
Минтранс Казахстана сообщил о 16 россиянах на борту разбившегося в Актау самолета

Раскинули Сеть

Искусствовед Сергей Уваров — о том, почему именно человек оказывается в центре выставок о технологиях
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Что общего может быть у исторического экзоскелета, сканера отпечатков пальцев, соединенного с нейросетью, и розовых зайцев-роботов на велосипедах? Всё это — экспонаты выставки «Формы диалога», представленной Политехническим музеем в Московском музее современного искусства (ММОМА). В проекте, объединившем предметы из музейных фондов и работы победителей всероссийского конкурса Science.Technology.Art (STArt), технологии и искусство встречаются лицом к лицу. Но оказывается, что главный герой здесь — всё равно не машины и механизмы, а человек.

Экспозиции, посвященные science art, в последние годы стали, фактически, самостоятельным выставочным жанром. В отличие от более традиционных выставок живописи, графики или скульптуры демонстрация технологического искусства, во-первых, располагает к интерактивности, взаимодействию зрителей и экспонатов, а во-вторых, окончательно стирает грань между жанрами и воздействует на посетителей всеми возможными средствами — не только визуальным образом, но и звуком, тактильными ощущениями, текстами, генерируемыми в реальном времени текстами, и так далее.

И получается парадоксальная ситуация. С одной стороны, это концептуальное современное искусство, где без чтения подробных экспликаций (а в идеале — комментариев экскурсовода) мало что понятно. С другой же — увлекательный квест, приключение, в котором посетитель может потрогать экспонаты и испытать яркие эмоции, как в детстве от какой-нибудь необычной заводной игрушки. В общем — почувствовать себя ребенком.

Например, один из экспонатов «Форм диалога» — «Терминальный выбор» Ильи Смирнова — представляет собой прямоугольный металлический блок с сенсорным экраном, через который пользователь взаимодействует с неким машинным разумом будущего. Нажимая на пункты меню, мы узнаем, что сейчас 2075 год и мир контролируется вездесущей Сетью. Нам предлагают присоединиться к этой Сети, что будет означать вживление чипа, полностью контролирующего человека и погружающего его в цифровую Вселенную. При этом сам терминал — будто заржавевший и облепленный наклейками, призывающими к восстанию против технологий (привет «Матрице»).

Другой безусловный хит экспозиции — «КИНО» Ростана Тавасиева. В центре комнаты расположена конструкция, напоминающая велотренажеры. Три розовых зайца сидят и крутят педали, а на большом экране напротив идет проекция мультфильма про такого же трогательного плюшевого ушастика. На самом деле, конечно, «сизифов труд» зайцев никак не связан с показываемым видео, и в этом можно прочесть метафору иллюзорности бесконечной погони за социальными благами. Но дополнительное смысловое измерение инсталляции придают усевшиеся вдоль всей стены другие зайцы — то ли они ждут своей очереди, готовые сменить уставших товарищей, то ли, напротив, оказываются эксплуататорами, которые смотрят кино, пока другие вкалывают.

Отличие технологического искусства от традиционного еще и в том, что здесь очень важно, как именно сделана работа. Проще говоря, если для понимания масляной живописи зрителю вовсе не обязательно вникать в нюансы использования материалов и вообще задумываться о технике работы (это дело искусствоведов), то смыслы science art зачастую раскрываются как раз через рассказ о методе создания.

Вот, скажем, инсталляция «Беньямин, ты был не прав» Антонины Алексеевой, Максима Господинко и Кристины Сулла: на экране возникают изображения, а в центре помещения стоит стол с дактилоскопическим сканером. Надо приложить палец — и нейросеть сгенерирует очередную порцию картинок, проанализировав индивидуальный рисунок отпечатка. Лишь зная об этом механизме, мы можем считать идею авторов. И впечатление на публику производит не визуальный образ как таковой, а сам принцип его формирования, факт диалога биологического, природного — с искусственным.

В «Формах диалога» такие «беседы» идут и внутри экспонатов (показательно видео Екатерины Фовиной, Юрия Плутова и Михаила Сидорова «Кибернетика и синтетика», где робот обрастает мхом, лишайником, кораллами), и между собраниями Политеха и ММОМА, и между вещами художественными и чисто техническими, которые, правда, в этом контексте обретают новый смысл. Реальный экзоскелет 1972 года выглядит как настоящий арт-объект.

Впрочем, не только эта выставка, где слово «диалог» вынесено в заглавие и обыграно на всех уровнях, но и любая другая, посвященная science art, в конечном счете оказывается размышлением не о технике как таковой, а именно о человеке и его взаимодействии с миром искусственного интеллекта, роботов, датчиков, компьютеров... Сама суть любого искусства — гуманистическая. Оно — про душу и эмоции, машине недоступные. И как бы ни пытались изобретатели научить ИИ сочинять музыку, рисовать картины, писать книги, настоящий художественный результат получается, только если в игру вступает человек.

Автор — кандидат искусствоведения, обозреватель «Известий»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир