Как порто-франко: ДФО может стать международной территорией опережающего развития
В Госдуме сообщили, что в скором времени Дальний Восток может стать международной территорией опережающего развития. При этом изучается и введение режима особой экономической зоны (ОЭЗ). В Общественном совете при Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики предлагают выработать новую систему особых мер поддержки для ряда направлений и отраслей. Какой формат станет наиболее выгодным — в материале «Известий».
Возвращайтесь к нам с капиталом
Дальневосточный федеральный округ может стать международной территорией опережающего развития (МТОР), заявил «Известиям» председатель комитета Государственной думы по развитию Дальнего Востока и Арктики (фракция КПРФ) Николай Харитонов.
— Если такой закон правительство внесет в ближайшие месяцы, мы его обязательно примем, — рассказал он «Известиям». — Этот закон должны внести либо Минвостокразвития, либо само правительство. Правовая база под это решение уже подведена: принято свыше 70 законов. При этом весь Дальневосточный федеральный округ сделать свободной экономической зоной с особыми льготами для инвесторов пока не получается: реализацию этой идеи пока сдерживает Минфин. «Надо считать», — говорят в министерстве.
Как рассказали «Известиям» в пресс-службе АО «Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики», «в интересах развития региона любой проект на Дальнем Востоке должен реализоваться в префрежиме, поэтому фактически весь Дальний Восток будет ТОР».
— Что касается формата — станет ли это единый ТОР, по этому вопросу будут приняты соответствующие решения, — сообщили в ведомстве.
В Минэкономразвития РФ «Известиям» объяснили, что сегодня существенная часть территории Дальнего Востока уже работает в режиме, аналогичном свободной экономической зоне. Это в первую очередь режим свободного порта Владивосток. К его территории относятся 16 муниципальных образований в Приморском крае и шесть — в Камчатском, Хабаровском краях, Сахалинской области и Чукотском автономном округе.
Также действует созданная в 1999 году особая экономическая зона в Магаданской области, в каждом из остальных 10 регионов Дальнего Востока созданы территории опережающего развития, при этом в некоторых субъектах они занимают значительную их часть (Чукотка, Камчатка). В части ДФО, который относится к Арктической зоне, также действует с 2020 года особый режим ведения предпринимательской деятельности в Арктике. Режим особой экономической зоны в текущем году распространили на Курильские острова.
— Чтобы сделать всю территорию Дальнего Востока свободной экономической зоной, потребуется создание сложной системы администрирования и мониторинга выполнения условий резидентами такой зоны, — говорит член Общественного совета при Министерстве по развитию Дальнего Востока и Арктики Юлия Зворыкина. — Это значительные бюджетные расходы, и обосновать их структуру и целесообразность будет нелегко.
Она напоминает, что Россией накоплен опыт, когда целый регион объявлялся свободной экономической зоной.
— Эффект от создания СЭЗ «Янтарь» (Калининград) был положительный, но не настолько высоким, чтобы его тиражировать, — замечает эксперт. — Более практичной выглядит идея создания системы особых мер поддержки на всей территории Дальнего Востока для ряда направлений или отраслей. Например: малотоннажная химия, деревообработка, авиастроение, горные разработки, туризм, переработка отходов и шламов. Это могло бы создать системный эффект, такая задача поддается администрированию.
По словам Зворыкиной, при этом «чтобы сделать Дальний Восток лучшим мировым офшором, нужны прежде всего кадры».
По мнению директора Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Михаила Лабудина, идея накрыть весь Дальний Восток зоной с преференциальным режимом сложно осуществима в текущих условиях, так как такое решение значительно снизит налоговые поступления в консолидированный бюджет.
— К тому же на территории Дальнего Востока уже действуют определенные преференциальные режимы: свободный порт Владивосток, Арктическая зона РФ, 18 территорий опережающего развития. Эти территории по своей сути и притягивают крупные проекты на Дальний Восток, — комментирует спикер.
Может ли Дальний Восток стать лучшим мировым офшором? Михаил Лабудин указывает, что для этого в настоящий момент существует ряд инфраструктурных ограничений.
— Первый шаг на этом пути уже сделан: на территории Дальнего Востока уже существует специальный административный район на острове Русский, который работает, по сути, как офшор, — подчеркивает он. — Если же такой режим покажет себя с лучшей стороны, то можно уже будет говорить о создании такого режима и на всей территории Дальнего Востока.
Вице-президент «Опоры России», координатор региональных отделений в СФО, член рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Сельское хозяйство» Сергей Соколов акцентирует, что «ДФО — это наши ворота с Китаем, с Азией». Он напоминает, что у той же КНР во всех пограничных территориях есть экономические, бондовые зоны.
— При этом офшора здесь, скорее всего, пока не выйдет, так как для этого требуется независимый от российской юрисдикции арбитраж, — говорит Соколов.
Как сделать территорию жизни
С текущей нормативно-правовой базой сделать весь Дальний Восток свободной экономической зоной возможно, тем более что есть прецедент — в новых субъектах РФ создана свободная экономическая зона, где участником СЭЗ может стать любое лицо, зарегистрированное либо имеющее филиал на территории выбранных субъектов. Так считает гендиректор ООО «Сибирская финансовая система», сопредседатель Красноярского реготделения «Деловой России» Валентин Богомолов.
— Вероятно, в случае создания СЭЗ на всей территории ДВФО будет необходимо внести отдельные ограничения по видам деятельности, а также ограничить возможности применения режима СЭЗ для действующих предприятий, не реализующих инвестиционные проекты. Иначе есть риск, что новых производств не появится, а собираемость налогов упадет, — сказал он.
Глава «Сибирской финансовой системы» находит наиболее реалистичным сценарием «донастройку» существующих механизмов преференциальных режимов — территорий опережающего развития, особых экономических зон, свободного порта Владивосток. Также он считает целесообразным увеличить число специальных административных районов — территорий с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности для иностранных компаний и возможностью редомициляции (перевод активов из одной налоговой юрисдикции в другую) и инкорпорации международных фондов, что позволит увеличить приток иностранных инвестиций.
— Пока что режим САР — специального административного района — функционирует только на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область), — добавил эксперт.
Директор практики государственного консалтинга SBS Consulting Алексей Калинин не уверен, что причины наблюдаемых отрицательных процессов могут быть устранены именно режимом свободной экономической зоны.
— Превращение ДФО в гигантский офшор может оттолкнуть эти территории от европейской части страны, — опасается экономист. — Скорее надо рассматривать Дальний Восток как полигон для отработки благоприятных режимов хозяйствования, экономического регулирования, государственной политики с обязательным распространением доказавших эффективность мер на всю Россию. Это на самом деле требует законодательного оформления режимов экономических и регуляторных экспериментов. Некоторого нового режима, отличного от сегодняшних СЭЗ, ОЭЗ и других инструментов.
Ведущий научный сотрудник кафедры социально-экономической географии зарубежных стран географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Надежда Замятина напоминает, что прецедент создания особой экономической зоны на сопоставимой по размерам территории уже есть — это Арктическая зона РФ, которая по федеральному закону № 193-ФЗ 2020 года стала де-факто именно особой экономической зоной. Термин этот в законе не употребляется, но, по сути, все признаки особой экономической зоны присутствуют, замечает эксперт.
— Для привлечения международных инвесторов очевидно, что какими бы выгодными не были конкретные экономические условия, нужны также гарантии минимизации риска. И боюсь, в текущей ситуации никто в мире не даст гарантий, что особый экономический режим на Дальнем Востоке не будет отменен, допустим, через год — а это означает, что вкладывать инвестиции именно под влиянием введением особого экономического режима будут только самые отчаянные инвесторы, — говорит Замятина.
Кроме того, продолжает она, для деятельности офшорных компаний нужна хорошая инфраструктура — как минимум скоростной интернет, хороший международный аэропорт и т.д.
— Хотя какие-то отдельные условия для иностранных инвесторов можно продумать, — рассуждает специалист МГУ. — Раньше, например, были соглашения о разделе продукции, и они успешно работали. В больших масштабах это, повторюсь, невозможно. А вот особая экономическая зона — да, и это желательно. Можно даже ввести какое-то новое наименование территории с особым статусом.
Однако генеральный директор АНО «Институт регионального консалтинга» Александр Пилясов убежден, что сделать весь Дальний Восток свободной экономической зоной нельзя.
— Скорее всего, будут работать локализованные территории опережающего развития, — уверен он. — Это более правильный формат ввиду рубежного, форпостного и геостратегического значения этой территории России. Хотя локализованные ТОРы могут динамизировать развитие макрорегиона. Сделать Дальний Восток России офшором нельзя. Хотя можно создавать льготы дальневосточникам как жителям восточных рубежей России. Для малого бизнеса, для ребят призывного возраста, для школьников.
В любом случае Дальний Восток может и не быть порто-франко, но способен стать территорией жизни, настаивает председатель правления Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Николай Доронин. И усилий государства в этом направлении достаточно. Уже разработаны замечательные мастер-планы Анадыря, Якутска, Тикси. Если они будут реализованы в горизонте 10–15 лет, то мы увидим совсем другой Дальний Восток, заключил эксперт ПОРА.