Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
СК РФ начал проверку из-за пнувшей ребенка сотрудницы детсада в Екатеринбурге
Мир
WSJ узнала об опасении ФРГ конфисковывать активы РФ
Мир
Захарова указала на неприкосновенность замороженных Западом активов РФ
Экономика
Песков назвал конфискацию активов РФ «солидным гвоздем» в гроб экономики Запада
Мир
В МИД Польши указали на отсутствие доказательств подготовки РФ к ядерному удару
Происшествия
В Барнауле мужчина сбросил со второго этажа ж/д вокзала малолетнюю дочь
Армия
Российские военные рассказали о важности поддержки с воздуха расчетов БПЛА
Мир
При стрельбе в немецком Дюссельдорфе погиб человек
Мир
В Испании заявили о развитии ВС России ударными темпами
Авто
Китайский бренд автомобилей Exeed рассказал о новинках для России
Мир
В Швеции женщина провела акцию с сожжением Корана
Общество
Песков указал на нарастающую с украинской стороны панику на фронте
Мир
Илон Маск прибыл с необъявленным визитом в Пекин
Происшествия
Четырехлетний мальчик пропал в Улан-Удэ
Общество
В Авдеевке нашли захоронения мирных жителей со следами пыток
Экономика
Правительство РФ продлило квоту на экспорт удобрений в объеме 19,7 млн т
Происшествия
Скелет человека обнаружили в лесном массиве в Новой Москве

«Студенту должно быть весело, интересно и технологически вкусно»

Заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор ВШМ СПбГУ Ольга Дергунова — о том, как крупный бизнес помогает учиться и зачем вузам переходить на «цифру»
0
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Крупные российские компании всё чаще запускают собственные образовательные программы — как для студентов и школьников, так и для пенсионеров. Учащимся — особое внимание, их готовят к полноценной работе и решению практических задач, которые стоят не только перед бизнесом, но и страной в целом. К проектам подключаются и вузы, стараясь отойти от сухой академичности в сторону творчества, интерактивов и реальной пользы. Как это происходит, «Известиям» рассказала заместитель президента — председателя правления банка ВТБ, директор Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета Ольга Дергунова.

«Мы всем даем шанс»

— Что сейчас делают крупные российские компании в сфере образования? На чем они особенно акцентируют внимание и почему? Зачем вообще бизнесу нужны образовательные проекты?

— Без образования нет будущего — ни у страны, ни у человека, поэтому компании много лет инвестируют свои средства, людей, знания, амбиции, свою пассионарность в то, чтобы образование в России становилось лучше. По сути — чтобы к нам на работу приходили качественные, хорошо обученные и мотивированные сотрудники с современными навыками, которые мы хотим видеть.

Все мы взаимодействуем с образовательными учреждениями (как правило, вузами) по трем направлениям. Первое — передача знаний, второе — передача опыта, третье — формирование лидерских качеств в конкурентной борьбе у тех студентов и номинантов, которые стремятся у нас работать. Скажу даже так: формирование лучших бойцовских качеств у лучших в отборе, чтобы мы в свою очередь могли взять для себя самых-самых.

Что важно в передаче знаний? Индустрия или отдельная компания приходит в университеты с рассказом о чаяниях и требованиях бизнеса, а самое главное — о том, как он устроен.

Мы делаем это разными способами. Пример ВТБ — партнерство с Высшей школой менеджмента СПбГУ (ВШМ СПбГУ), которое длится почти 20 лет, с начала «нулевых». Там мы вместе с флагманами российской индустрии — членами попечительского совета бизнес-школы — помогаем строить современное образование в области управления.

Я, к примеру, директор Высшей школы менеджмента СПбГУ, и как сотрудник банка инвестирую в проект свое время. Слежу за тем, как устроены образовательные программы, могу вовремя дать совет, помочь ресурсами, обсудить направления развития и вместе со студентами реализовывать их планы.

То есть речь идет о передаче знаний через постоянное взаимодействие, а не только через финансирование. Но финансирование, конечно, тоже играет важную роль.

— А как передается опыт?

— В этом случае сотрудники компаний выступают в роли профессиональных преподавателей, приглашенных практиков. ВТБ, например, открыл кафедру при Финансовом университете в Москве, которая называется «Современная практика и технологии банковского бизнеса». Там наши сотрудники преподают на регулярной основе.

Конечно, это помогает студентам яснее осознать свои ожидания и сформировать компетенции, а мы можем проверить, насколько то, что понятно нам, понятно и подрастающему поколению, которое к нам придет. Они тоже нас обогащают, потому что немного другие.

Здесь можно говорить о различного рода стажировках и практиках, когда студенты или начинающие специалисты приходят в компанию и получают возможность попробовать себя в выбранной индустрии.

ВТБ в последние 10–15 лет активно привлекает молодых специалистов по всем регионам России и в Москве, работая по программам отбора студентов на оплачиваемые стажировки. Результат — трудоустройство в банке. Это очень мотивирует молодежь, а мы стараемся быть качественным работодателем. Рады, что есть спрос на программу, и рады потом видеть у себя сотрудников, прошедших отбор.

— В этом случае, как я понимаю, речь идет о специальных знаниях. А бойцовские качества воспитываются иначе?

— Для формирования бойцовского характера нужны немного другие инструменты — хакатоны, игры, кейс-чемпионаты и прочее. Государство в этой части тоже играет огромную роль. Например, всероссийская олимпиада «Я профессионал», которая проводится уже семь лет и в которой десятки тысяч студентов проходят отбор на стажировки в различные компании, — прекрасный проект по правильному квалифицированному поиску лучших и развитию в них качеств для конкурентной борьбы.

Еще один пример — «Олимпиада для первых». Ее в этом году проводила компания «Мегафон» совместно с ВШМ СПбГУ. Она по всей стране отбирала из 3,5 тыс. участников своих будущих сотрудников и делала это с помощью бизнес-задач в междисциплинарных командах, используя свои данные и реальные проекты, а не абстрактные теоретические конструкции.

Такие вещи приближают студентов к повседневной деятельности бизнеса. А главное, они стирают границы между учащимися крупных столичных вузов и небольших региональных. Мы всем даем шанс, и технологии помогают. Всероссийский охват, возможность любому подключиться и принять участие — это то, что отличает олимпиады последних лет от предыдущих.

В последние лет пять мы стараемся отойти от узконаправленных активностей в сторону междисциплинарных дискуссий и чемпионатов. Это делается, чтобы в современной среде дать возможность молодым людям научиться работать в команде. Не самостоятельно решать задачу, а с товарищами, понимая, где твои сильные стороны, а где сильные стороны члена команды. Научить договариваться. В бизнесе нет олимпиадных задач — сложных, но на которые есть готовые ответы. Поэтому в междисциплинарных олимпиадах и конкурсах мы проверяем способность и воспитываем навыки у студентов по поиску нестандартных вариантов, по способности обсудить, договориться, отойти, может быть, от своей концепции в пользу собеседника, — это то, что помогает нам развивать в них в том числе лидерские качества.

«Задача работодателя — помогать, направлять и предоставлять возможность»

— Включают ли эти и другие программы обучение финансовой грамотности?

— Просвещение, о котором заботятся все компании финансовой индустрии, то есть прежде всего в области финансовой грамотности и информационной безопасности, — тоже большая часть нашей работы. Это и курсы для самого разного круга, от школьников до пенсионеров, и образовательные лекции, и специальные ресурсы, на которых человек может ознакомиться с информацией, задать вопросы или, например, в игровой форме узнать, как уберечься от мошенников.

ВТБ здесь не единственный пример. Коллеги по индустрии тоже делают отличные вещи. Центральный Банк России серьезно сфокусировал нас на мысли, что это общая задача. Не случайно у Центрального банка есть отдельная программа по финансовой грамотности, которую он в течение последних пяти лет активно проводит на рынке.

Обращу внимание на конкурс по финграмотности среди студентов-педагогов, который проводит Национальная система платежных карт (НСПК) совместно с ВТБ. Это важный шаг вперед: современные учителя, понимая, как работают современные финансовые инструменты, передадут свои знания школьникам.

Прекрасный проект реализует Росфинмониторинг — это многоступенчатая Международная олимпиада по финансовой безопасности с завершающим этапом в образовательном центре «Сириус» в Сочи. На мой взгляд, это лучший способ показать студентам и школьникам важность дальнейших инвестиций в свое технологическое развитие в очень специфической области. Тоже значимая задача, которую орган государственной власти перед собой ставит и решает.

— Есть ли какие-то приоритетные направления в образовательных проектах бизнеса, в том числе в ваших?

— В последние несколько лет мы для себя выбрали направление устойчивого развития. Это прекрасная междисциплинарная тема, вокруг которой можно обсуждать и технологические модели данных, и изменение климата, и управление процессами внутри организации.

Пример такого партнерства — конференция, которую проводило Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики и агентство «Востокгосплан». Она называется Арктический технологический конкурс «Арктек». На нем коллеги собрали и многоопытных научных деятелей, и студентов, и бизнес. Они вместе решали бизнес-задачи через анализ данных, искали новые подходы к развитию Арктики, бились над вызовами, которые сегодня стоят перед нашей страной.

Финал конкурса проходил в Санкт-Петербурге в кампусе «Михайловская дача» ВШМ СПбГУ— со своими управленческими навыками, опытом, со своим кампусом, становясь важным собеседником для людей, которые сегодня решают бизнес- или технологические задачи. Бизнес-школа ВШМ СПБГУ выступала содержательным собеседником в этом проекте, рассказывала о современных навыках в области управления, лидерских качествах и требованиях к командной работе для «прорывных» технологических проектов.

— Проекты со студентами действительно масштабные. А как компании заботятся о повышении квалификации уже работающих сотрудников? Есть ли у вас такие программы?

— С сотрудниками проще. Это уже взрослые люди, которые выбрали свою профессиональную траекторию и готовы по ней двигаться, они мотивированы на развитие. Обычно у компаний есть внутренние ресурсы, информационные порталы, на которых работник может найти ответы на профессиональные вопросы, плюс большое количество корпоративных программ обучения.

Я придерживаюсь позиции, что специалист должен хотеть развиваться. Задача работодателя — помогать, направлять и предоставлять возможность.

Интересный пример партнерства есть и здесь: вместе с ВШМ СПбГУ мы на уровне попечительского совета решили, что как представители индустрии поможем бизнес-школе разработать программы дополнительного образования для корпоративных слушателей, которые будут базироваться на нашем опыте. И 10 компаний — ВТБ, АФК «Система», «Роснефть», «Транснефть», «Газпром» и другие вместе с преподавателями ВШМ СПБГУ разработали образовательную программу для начинающих руководителей.

ВШМ СПбГУ обеспечила академическую тщательность и знания того, как структурировать материал, а бизнес пришел со своим опытом. В итоге вместе мы построили программу Management Essentials, и сегодня тысячи наших сотрудников проходят по ней обучение. Это лучший, на мой взгляд, пример партнерства индустрии и вуза, мы довольны качеством, системностью и научностью подхода, наши сотрудники тоже довольны — они с удовольствием получают знания и быстрее показывают результаты обучения на рабочих местах.

«Слава богу, мел и тряпка отошли в прошлое»

— Сейчас много ресурсов, в том числе в сфере образования, вкладывают в развитие Дальневосточного федерального округа. Какие наиболее крупные образовательные проекты сегодня там создаются или уже работают?

— Мы с командой «ВТБ Инфраструктурный холдинг», которая занимается крупными инфраструктурными проектами в России, сделали образовательный курс «Крупные инфраструктурные проекты в регионах РФ: от идеи для реализации» и начали его внедрять в точке роста — в ДФО. Он предназначен для руководителей, принимающих решения по концессиям, проектам государственно-частного партнерства. Это представители органов региональной власти, банки, подрядчики — все, кто так или иначе задействован в строительстве крупных промышленных или социальных объектов с горизонтом окупаемости 25–35 лет. Речь идет о сложно структурированных проектах, где очень много деталей.

Это важный шаг вперед, потому что развитие инфраструктуры — приоритет для региона. Мы сразу вышли на партнерство с Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ), чтобы максимально полно передать знания преподавателям. Они, в свою очередь, будут продвигать их в основные образовательные программы для студентов, а у нас рядом появятся профессиональные преподаватели для взаимодействия с аудиторией, не только эксперты.

Экспертиза индустрии, в данном случае банка ВТБ и «ВТБ Инфраструктурный холдинг» — основа такого рода курсов. В итоге есть новые проекты, внятные собеседники и идеи. А потом, мы уверены, — будет и рост в регионе, который подтвердит правильность вложений государственных средств в развитие инфраструктуры Дальнего Востока.

— А вы довольны результатами этих программ? Уже можно делать какие-то выводы?

— Когда работаешь с университетом, важно, чтобы университету было интересно находиться на острие современных технологий и изменений, то есть не только планировать будущее, но и реализовывать это будущее уже сегодня. Наш проект с ДВФУ не ограничивается передачей знаний. Мы инвестируем в инфраструктуру образовательного процесса и в методологию, учим, как в современном университете преподавать по-другому.

Вуз должен быть привлекательным. Студенту должно быть весело, интересно и... технологически вкусно учиться в современной цифровой среде. Слава богу, мел и тряпка отошли в прошлое, но унылое вещание перед экраном так же неприятно, как и, например, лектор у доски, повернутый спиной к слушателям.

Поэтому ВТБ вместе с ВШМ СПбГУ и ведущими университетами России с 2019 года развивает такой подход, как «гибридное» преподавание в цифровой среде. В нем стирается грань между студентами онлайн и офлайн через специальную методику преподавания и вовлечения. Для этого нужна технологическая, IT-инфраструктура в самих аудиториях, и мы ее создаем, а также вкладываемся вместе с ВШМ СПбГУ в обучение преподавателей, создание совместных педагогических сценариев для университетов. В этом смысле работа ВШМ СПбГУ и ДВФУ — прекрасный пример партнерства двух федеральных вузов.

И в итоге имеем мотивированных преподавателей, у которых горят глаза и которые хотят по-другому преподавать свои дисциплины, а самое главное — студентов, понимающих, что они в современном мире, учатся в современной цифровой среде и выходят на рынок труда подготовленные к соответствующим требованиям.

В идеале хотим, чтобы наш студент приходил на работу и говорил: «ой, что-то у вас тут как-то несовременно, давайте поправим». И чтобы университеты во многом опережали бизнес по части соответствия цифровой среды рабочим местам.

— Было бы здорово. Тем более Россия в этом отношении на передовых позициях.

— Особенно банки. Мы можем рассказать, как делать суперсовременные, технологические, удобные сервисы и приложения, которых нет во многих странах мира.

— Могут ли ваши проекты и проекты ваших коллег решить кадровую проблему в ДФО?

— Короткий ответ: да, конечно. Если у компании есть амбиции к росту, реализации интересных замыслов, если она готова развивать сотрудников, то студенты найдут, куда идти в регионе. В этом смысле они будут подготовлены. Студенты хотят этого роста, они хотят творить. Наша задача — дать им эту возможность и воплощать те проекты, в которые мы их будем привлекать.

— А если говорить в целом о России? Кадровый голод существует и в других регионах.

— Если мы говорим о будущей демографической яме, то я придерживаюсь мнения, что инвестиции в технологическое развитие университетов — один из способов решить задачу кадрового голода. Молодежь не всегда хочет идти в академическую среду. Есть отдельные мотивированные люди, но бизнес интереснее. Привлекать их в вузы всё сложнее и сложнее.

Как решить эту задачу? Путей много: гибридные аудитории, партнерство университетов между собой, создание сетевых программ, когда, например, лучшие профессора ВШМ СПбГУ и ДВФУ по единому педагогическому сценарию начинают учить объединенные группы нескольких университетов. У студентов появляется возможность учиться в петербургском или московском вузе, не выходя за пределы своего города, но получая качественное образование. Или учиться, к примеру, в ДВФУ с доступом к столичным курсам или отдельным дисциплинам.

Демографию изменить сложно, поэтому на помощь придут технологии. Замещение ручного труда, автоматизация и технологизация, современные способы обработки информации тоже будут способствовать решению задачи.

— Насколько в целом молодежь мотивирована учиться или для них получать высшее образование — труд и подвиг?

— Отвечу с точки зрения того, что мы видим на нашем главном проекте. Получить высшее образование в ВШМ СПбГУ— это действительно труд и подвиг, кровь и слезы на фоне прекрасных видов Петербурга и потрясающих активностей, которые студенты умеют делать во внеучебное время. Если студент хочет быть профессионалом, ему придется учиться, потратить силы, не вылететь после первой-второй сессии и работать на результат.

Наша задача — не отчислить, а помочь. Трудности бывают у всех. Сейчас в Центре карьер ВШМ СПбГУ, не поверите, существует специальная команда, центр коучинга. Студент может прийти туда и сказать: «Слушайте, что-то я замучился, мне плохо, не знаю, куда двигаться дальше». И с ним поговорят, профессиональные коучи и бывшие выпускники, которые уже продрались через все эти тернии. Они скажут: «Сожми зубки, сдай «Количественные методы», и в следующем семестре ты поймешь, зачем они нужны». И этот совет помогает студенту двигаться дальше.

Прямой эфир