Участники рынка BNPL призвали ЦБ не применять к ним механизмы регулирования кредитования
- Новости
- Страна
- Участники рынка BNPL призвали ЦБ не применять к ним механизмы регулирования кредитования
Участники рынка BNPL (buy now, pay later — «покупай сейчас, плати потом») согласны с тем, что сегменту необходимо регулирование, однако они призвали ЦБ не применять к ним нормы, сходные с действующими в потребительском кредитовании. Об этом пишет «Коммерсант».
Как заявил изданию руководитель сервиса «Долями» от Банка «Тинькофф» Дмитрий Серегин, «рынку необходимы понятные правила игры». По его мнению, обязательно должны быть введены ограничения по общей сумме, чтобы клиент не мог взять в разных BNPL-сервисах по 100–500 тыс. рублей. «Это то, что беспокоит регулятора. Мы слышим этот запрос и формулируем совместно с участниками рынка различные решения», — подчеркнул он.
«Одна из основных идей — создать аналог БКИ (Бюро кредитных историй. — Ред.) для BNPL-сервисов: распределенный реестр с быстрым и удобным способом получения информации всеми участниками рынка — и профессиональными кредиторами в том числе — для оценки суммарной долговой нагрузки клиента», — добавил Серегин.
Представитель сервиса «Подели» (Альфа-банк) в свою очередь обратил внимание на то, что BNPL не является кредитным продуктом — это способ оплаты покупки, поэтому стандартные механизмы регулирования кредитования к нему не применимы. «Подход и инструментарий точно должны отличаться от применяемых в области кредитования», — считают в «Подели».
В «Яндексе» (сервис «Сплит») при этом уверены, что на текущей стадии развития рынка норм действующего законодательства в сегменте BNPL более чем достаточно.
При этом, с точки зрения гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, ожидать каких-либо решений от ЦБ, касающихся усиления регулирования BNPL-рынка, ранее 2025 года вряд ли стоит.
По данным «Коммерсанта», в ЦБ предлагают сблизить BNPL по регулированию с потребительским кредитованием, чтобы дать «рынку возможности для устойчивого развития» и при этом минимизировать риски для потребителей. Регулятор считает правильным «ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки». «Рассматривается возможность учитывать обязательства, возникающие при использовании сервисов рассрочки, в кредитных историях», — добавили в Центробанке.
BNPL — сервис, предоставляющий возможность оплаты покупок по частям. Сумма дробится на четыре части, которые выплачиваются раз в две недели. Проценты не начисляются. Как сообщили в «Долями», по сравнению с 2022 годом рынок BNPL за первое полугодие вырос примерно в 10 раз и достиг оборотов в 100–125 млрд рублей, а в 2023 году он может превысить 200 млрд.