Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Средства ПВО уничтожили пять украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Мир
Трамп раскрыл значение сделки по редкоземельным металлам для процесса урегулирования
Мир
Президент США сообщил о возможном разоружении ХАМАС
Общество
В 2026 году российские морские порты нарастят мощности на 56 млн т
Мир
Трамп не исключил нанесение повторных ударов по Нигерии
Спорт
ХК «Питтсбург» одержал победу над «Нью-Джерси» в матче НХЛ со счетом 4:1
Мир
Дефицит оборонного бюджета Великобритании оценили в $37,6 млрд
Армия
Минобороны РФ сообщило об ударе по объектам на Украине с применением «Орешника»
Мир
Трамп рассказал о возможном значении операции США в Венесуэле для Рубио
Общество
Синоптик заявил о выпадении на юго-востоке Подмосковья до 65% месячной нормы осадков
Мир
СМИ узнали о закрытии китайского ресторана в Мадриде из-за подмены уток голубями
Общество
В Госдуме анонсировали включение в стаж родителей ухода за ребенком до 1,5 года
Армия
Расчет ударных FPV-дронов применил боевую силу против ВСУ в Харькове
Мир
В России сообщили об увеличении закупок США российских сладостей
Спорт
ХК «Монреаль» обыграл «Флориду» на чемпионате НХЛ со счетом 6:2
Экономика
В Госдуме предложили перейти к макропланированию на рынке недвижимости
Общество
Специалист дала советы по построению карьерного плана на 2026 год

Софт добрый

Разработчик авиационных IT-систем Александр Сизинцев — о том, что дает импортозамещение информтехнологий для перевозчиков и аэропортов
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Импортозамещение в авиации привлекает много внимания, но в основном в производстве самолетов. А ведь авиация — это ещё и многомиллиардный рынок IT-решений. Попытки перевести российских перевозчиков на отечественный софт предпринимались властями с 2015 года, однако вплоть до последнего времени они не имели успеха. 2022 год стал переломным. Попробуем разобраться, что происходит с импортозамещением в авиационных информационных технологиях, какие задачи удалось решить и какой бюджет локализовать.

Отрасль авиационных IT-решений — это огромный программно-аппаратный комплекс. Его задача — обеспечивать работоспособность участников рынка и их взаимодействие как внутри страны, так и за ее пределами. Системы отслеживают каждый шаг. Данные о каждом самолете, маршруте, рейсе, единице багажа и авиабилете хранятся в этом информационном пространстве и передаются между участниками в соответствии с жесткими отраслевыми требованиями и стандартами.

Например, для перелета пассажиру нужно найти и купить авиабилет, зарегистрироваться на рейс, пройти контроль безопасности в аэропорту, сдать багаж, занять место в салоне самолета. Всё это — лишь верхушка айсберга авиационной отрасли. Большая часть процессов скрыта от глаз пассажиров, но от их технологичности зависят стоимость, комфорт и безопасность полетов.

Современная авиаиндустрия по своей сути глобальна. Большую роль играют западные отраслевые разработчики. Они предлагают авиакомпаниям комплексы решений в виде конструктора: каждый пазл встраивается не только во внутреннюю информационную систему авиакомпании, но и интегрирует ее в международную среду. Поэтому их конкурентное преимущество не только в функциональности и качестве решений, но и в доле международного рынка.

Вместе с тем эти глобальные разработчики авиационного ПО получают доступ ко всей информации о перемещении пассажиров и багажа. Они же имеют возможность, по сути, «в один клик» остановить авиаотрасль любой страны, закрыв доступ к своим системам. Этот риск стал очевиден после 2022 года, учитывая, что штаб-квартиры и серверы этих компаний находятся в недружественных странах.

Поскольку ключевые российские перевозчики пользовались решениями западных вендоров, их бюджеты в IT уходили иностранным разработчикам, а информация о самолетах, перелетах и багаже хранилась за границей, на иностранных серверах.

Еще в 2015 году были приняты поправки в «Закон о персональных данных», обязывающий компании хранить данные россиян на серверах в РФ. Однако авиакомпании смогли получить отсрочку. История повторилась в 2018 году: Минтранс опубликовал проект «Требований к автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок», налагающий на авиакомпании обязательство локализовать серверы и базы данных с 1 января 2020 года. Но и тут авиакомпании добились отсрочки.

Причин для такого «позиционного противостояния» было несколько. Во-первых, у авиакомпаний были долгосрочные контракты с зарубежными вендорами. Во-вторых, любая миграция — это долгий и дорогой процесс. Наконец, на тот момент в России, по мнению перевозчиков, не было подобных аналогов западного ПО: российские решения уступали в функциональности и не могли обеспечить полноценную интеграцию в международную индустрию.

Ситуацию в корне изменил 2022 год. Доля иностранных вендоров на российском рынке сократилась в сотни раз. Авиакомпании столкнулись со срочной необходимостью перехода на отечественные аналоги. Хорошо, что с 2018 года российские разработчики усердно работали над развитием функциональности своих решений до международного уровня и были готовы к вызову.

Объем инвестиций, переориентированных в российские авиационные IT-решения, оценить сложно. Однако можно говорить о порядке цен.

Например, в ноябре 2022 года аэропорт Пулково оценил импортозамещение своего ПО в 1,4 млрд рублей. Учитывая, что в России более 150 функционирующих аэропортов, путем несложных арифметических операций достаточно просто понять объем перенаправленных на российский рынок средств.

Аналогичным образом ситуация выглядит в сегменте авиакомпаний. Показателен пример «Аэрофлота», который в июне 2023 года оценил инвестиции в локализацию своего ПО в 10 млрд рублей.

Попробуем оценить объем рынка услуг иностранных вендоров. В 2019 году для перевозки пассажиров российских авиакомпаний с помощью их серверов и дистрибутивных решений продано более 27 млн билетов. За размещение информации на хостах вендоров российские авиакомпании платили около $0,5–2 за билет и еще от $1,5 до $2,5 за каждую продажу через глобальные дистрибутивные системы (ГДС). Таким образом, общий объем рынка составил минимально $55–115 млн, около 7–11 млрд рублей за год.

2022 и 2023 годы показали, что миграция авиакомпаний и аэропортов на российское авиационное ПО технически вполне возможна. И это произошло в короткий срок, без перебоев бизнес-процессов и практически без потери функциональности. В апреле S7 поделилась опытом перехода на российскую платформу, заявив, что миграция прошла в кратчайшие сроки без потери в предлагаемом наборе возможностей и услуг для пассажиров. «Аэрофлот» в июле отметил, что в первом полугодии 2023 года добился снижения коммерческих расходов на 65% за счет перехода на отечественную систему.

Скептики считают, что без внешней конкуренции российский авиационный софт ждет отставание. Но считаю такое убеждение неверным. Российские разработчики не оказались в вакууме: авиаотрасль отрасль активно реинтегрируется в международную среду, пусть теперь с акцентом на Восток. Кроме того, заказчики в лице российских авиакомпаний формируют свои требования на основе опыта использования лучших иностранных систем. А значит, ожидают от российских разработчиков международного уровня качества и функциональности. И этот уровень ожиданий подстегивает к дальнейшему развитию.

Автор — генеральный директор компании – разработчика решений для авиации АО «ОРС»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора.

Читайте также
Прямой эфир