Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Песков назвал обеление экономики неотъемлемой частью всей финансовой политики РФ
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
Россия и Малайзия работают над безвизовым режимом для малайзийцев
Мир
Венесуэла обвинила США в похищении экипажа задержанного танкера
Общество
Рейсы в Кемерово из Москвы и Сочи ушли на запасные аэродромы из-за метеоусловий
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Песков сообщил о награждении Жапарова, Рахмона и Мирзиёева в Санкт-Петербурге
Мир
В пустынях Саудовской Аравии впервые за 30 лет выпал снег
Мир
Захарова заявила о риске для ЕС лишиться праздников из-за поддержки Киева
Мир
В Кремле сообщили об отсутствии в графике Путина телефонного разговора с Трампом
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Общество
Верховный суд РФ назвал заблуждение Долиной при сделке недостаточным для ее отмены
Мир
Дмитриев поблагодарил Тулси Габбард за разоблачение «глубинного государства»
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Общество
В Курской области восстановили электроснабжение после атаки БПЛА ВСУ

Лебедь, рак и майнинг

Юрист Ефим Казанцев — о том, почему буксует законодательство о добыче криптовалют
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

До конца июля председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков обещал принятие четырех законопроектов, регулирующих добычу криптовалюты. В их числе: о майнинге, об экспериментальных правовых режимах, о налогообложении этой деятельности и об ответственности для тех, кто ведет ее незаконно.

Отрасль активно развивается в России. На ПМЭФ-2023 Минфин оценил объем добычи криптовалюты в РФ в 100 млрд рублей в год. Согласно данным BitRiver, весной 2023-го наша страна заняла второе место в мире по объемам этой деятельности.

Позитивная динамика стала возможной после введения ограничительных мер в Казахстане — там они понадобились для сохранения энергетической инфраструктуры. У нас же пока нет специальных ограничений, поэтому люди охотно осваивают рынок. Особенно в регионах, где есть доступ к дешевому электричеству, — в Иркутской и Свердловской областях, Красноярском крае.

Основной законопроект, анонсированный Анатолием Аксаковым, вносит изменения в закон о цифровых финансовых активах (ЦФА). В первую очередь предлагается ввести и узаконить новые понятия. Дать определение самому майнингу («деятельность по проведению математических вычислений»), а также майнинг-пулам («объединение мощностей нескольких вычислительных устройств, принадлежащих разным владельцам»).

Непосредственно регулировать добычу криптовалют предлагается статьей 14.1. В ней правительство наделяется полномочиями по установлению требований к этой деятельности.

Этой же статьей майнеров обяжут предоставлять информацию о получении цифровой валюты и адресе своего кошелька, куда она поступает. При этом им разрешат отчуждать (продавать) добытую цифровую валюту при условии, что при совершении сделок с ней не будут использоваться объекты российской информационной инфраструктуры (за исключением сделок в экспериментальных правовых режимах).

Работа законодателей продвигается медленно. Им приходится согласовывать множество противоречивых позиций. Взгляд ЦБ РФ на криптовалюты хотя и постепенно теплеет, но всё еще остается крайне негативным. Напомню, что ранее одна из редакций законопроекта о ЦФА содержала с подачи Банка России полный запрет на владение криптой и ее оборот на территории страны. Аналогичную позицию регулятор выразил и в своем прошлогоднем профильном докладе.

Минфин более лоялен. Ведомство возлагает на криптовалюту надежды о пополнении бюджета.

Майнерам, в свою очередь, нужны гарантии законности и легальности их деятельности в долгосрочной перспективе.

Итоговый документ может и не будет воплощением всех тайных желаний добытчиков цифровой валюты, но хотя бы внесет какую-то определенность. Это ресурсоемкое занятие: нужно закупить дорогостоящее оборудование, найти подходящее помещение, оплачивать электричество. Требуются немалые вложения на старте. А инвесторы больше всего не любят неопределенность.

Создать правовую конструкцию в отношении майнинга, которая устроит всех, — нелегкая задача. Думаю, именно этим и объясняется достаточно продолжительная работа над законопроектом. Банк России хочет увидеть там гарантии безопасности национальной финансовой системы, в связи с чем в законопроекте и присутствует запрет реализации намайненной в РФ криптовалюты с использованием объектов российской информационной инфраструктуры.

Но, видимо, регулятор настолько боится ее проникновения в финансовую систему, что этого запрета ему кажется мало. А пока он не получит удовлетворяющих его условий, специальное законодательство о майнинге вряд ли будет принято.

Вместе с тем развитие отрасли не только привлекает в российскую экономику иностранные финансы, но еще и создает новые рабочие места — инженеров, системных администраторов, программистов и даже юристов. Кроме того, задействованное оборудование требует обслуживания.

Будем надеяться, что законодателям удастся найти компромисс, и разрабатываемые изменения пойдут на пользу отечественному майнингу. А главное — создадут благоприятные правовые условия для развития этой отрасли в дополнение к энергетическим.

Автор — эксперт программы Blockchain Lawyer образовательной платформы Moscow Digital School (входит в Ultimate Education)

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир