Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Лавров на встрече с главой МИД Бразилии обсудил решение украинского конфликта
Мир
Замглавы МИД ЮАР выразил надежду на тесное сотрудничество со странами БРИКС
Мир
Байден поручил Пентагону скорректировать размещение сил на Ближнем Востоке
Общество
Электроснабжение восстановили после взрыва на АЗС в Дагестане
Мир
Глава МИД КНР назвал отношение США к Китаю двуличным
Мир
Госслужащие США временно ограничены в перемещении по Израилю в личных целях
Мир
Президент Польши признал желание многих стран возобновить связи с Россией
Мир
Главы МИД России, Ирана и Турции осудили произвольные авиаудары Израиля по Сирии
Армия
Силы ПВО уничтожили пять беспилотников над Курской и Белгородской областями
Армия
Вертолеты Ка-52М нанесли удар по ВСУ в приграничном районе Курской области
Мир
РФ будет добиваться переноса штаб-квартиры БДИПЧ ОБСЕ из Польши
Спорт
Вице-премьер РФ Чернышенко рассказал о преобразованиях спорта в России
Мир
Лавров на СБ ООН назвал атаки Израиля по Ливану грубым нарушением суверенитета
Общество
Фонд «Инсан» организовал помощь родственникам раненых при взрыве в Махачкале
Общество
В Госдуме рассказали о возможности получения удвоенной выплаты к пенсии
Мир
Картаполов назвал возможное основание для применения ядерного оружия
Мир
Блинкен выразил Китаю обеспокоенность из-за якобы поддержки ВПК России
Мир
Reuters узнало об отказе Индии покупать российский газ с «Арктик СПГ – 2»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Денис Мацуев и Ильдар Абдразаков. Михаил Пореченков и Игорь Верник. Классика, балет и джаз. В Клину стартовал IX Международный фестиваль искусств П. И. Чайковского. Ярким акцентом в программе 24 июня обещает стать музыкально-драматический спектакль «Истории любви» по рассказам русских писателей — совместный проект МХТ им. А.П. Чехова и ансамбля «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. Накануне клинской премьеры автор музыки к постановке композитор Кузьма Бодров рассказал «Известиям» о творческой команде, уморительных темах и близких людях.

«Приходится лавировать, как на минном поле»

— «Истории любви» открыли программу юбилейного года Художественного театра. Как далось вам вхождение в этот проект?

Проект планировался давно, но команда «старт» была дана резко, буквально за два месяца до премьеры. Мне на огромной скорости приходилось погружаться в литературные источники. Большинство я знал, но с чем-то познакомился впервые. Например, «Рассказ о безответной любви» Максима Горького стал для меня открытием и сильным впечатлением.

Конечно, идея постановки меня вдохновила, потому что это про любовь: счастливую, неразделенную, родительскую. О ней очень интересно высказаться в музыке. Работать было сложно и увлекательно. У нас сложилась сплоченная творческая команда, а я старался подстроиться музыкально под индивидуальность каждого актера.

— Нет ли в планах сделать из музыки к «Историям», например, сюиту, чтобы она продолжала звучать вне театра?

Есть музыкальный материал, который мне дорог. Но он не весь подходит для сюиты. Как раз в музыке к рассказу Горького одна тема уморительно, изматывающе повторяется — это специальный ход, но он воспринимается именно с текстом. Если слушать музыку отдельно, получатся неинтересные повторы.

— Можно ли назвать «Истории любви» мелодекламацией?

— Ее как таковой там нет. Актеры читают. Но, например, у Авангарда Николаевича Леонтьева благодаря широкой амплитуде голосовых регистров очень подвижная интонация, и действительно есть ощущение, что он мелодекламирует, так здорово ему удается встраиваться в музыкальную партитуру. А если говорить о формате в целом, то это, наверное, просто чтение текстов под музыку.

Авангард Леонтьев в спектакле «Истории любви»

Авангард Леонтьев в спектакле «Истории любви»

Фото: пресс-служба РКА

— Что добавляет к просто чтению музыка?

— Иногда она передает то, что между строк, иногда отражает действие, отсутствующее на сцене. Но когда идет речь о трагедии или драме, их не всегда надо соответствующе комментировать. Хотя в номере по Горькому мы пошли на это. Там сильный эмоциональный удар, и это самая длинная и тяжелая пьеса, но и в ней есть выходы в абсолютно светлую музыку.

Мы долго и скрупулезно лепили форму, надо было понять, когда замолчать оркестру, а когда — чтецу-актеру, чтобы музыка за него договорила. Партитура вся испещрена репликами: «остановиться», «продлить», «подождать фермату», «подождать до такого-то слова». Приходится лавировать, как на минном поле — везде тебя ждет какая-то задача или опасность попасть не туда.

— Композитор может передать в музыке чувства, которые сам не испытывал?

— Думаю, может. Но мне кажется, каждый человек испытывал боль расставания — с друзьями, с родителями, с родным местом. Обязательно кто-то влюблялся: в детстве ли, в юности. У всех, наверное, было ощущение боли в груди, когда человеку не хватает другого человека.

— То есть вы проецируете одно чувство на другое?

— Да. Но, с другой стороны, вот, например, композитор Рихард Штраус. И его совершенно чудовищные по эмоциям оперы «Саломея» и «Электра», где волосы дыбом встают и от сюжета, и от того, как мощно он написан. Там демоны плещутся. А посмотрите на него, вы видели, как он дирижирует? Абсолютное спокойствие. И по жизни он был очень уравновешенным человеком.

В то же время из самых скорбных музык у Моцарта — это вторая часть Концертной симфонии для скрипки и альта с оркестром. Она написана после смерти матери, и боль расставания, конечно, в ней отразилась.

Кузьма Бодров (в центре)

Кузьма Бодров (в центре)

Фото: пресс-служба РКА

«Увидеть живьем Юрия Башмета было равносильно чуду»

— Вы работаете с Юрием Башметом. Недавно он представил вас «Известиям» как одного из самых интересных отечественных авторов. Как сложилось ваше сотрудничество?

— Юрий Абрамович для меня близкий дорогой человек, не только по-музыкантски. Первый раз я встретился с ним в Киргизии, когда еще был студентом музыкального училища. Он приехал в Бишкек на гастроли с «Солистами Москвы». За кулисами я подошел за автографом. Увидеть живьем легенду для меня было равносильно чуду.

Потом я поступил в Московскую консерваторию в класс Александра Владимировича Чайковского, выдающегося русского мастера, композитора. И он, будучи щедрым к своим ученикам, познакомил меня с Юрием Абрамовичем. Тот запомнил меня и, когда я уже выпустился и начал преподавать, доверил сделать компиляцию из произведений, связанных с Великой Отечественной войной. Так у нас зародилось сотрудничество, а позже и человеческая дружба.

— Есть ли у вас новые заказы от маэстро?

— Сейчас мы работаем над юбилеем МХТ имени Чехова. Готовится довольно серьезная программа, я задействован как композитор. Кроме этого, в процессе создания квартет для «Солистов Москвы»: у них внутри коллектива образуются ансамбли и вот, в частности, есть квартет. Это фантастический уровень — все музыканты на вес золота.

Состав спектакля «Истории любви»

Состав спектакля «Истории любви»

Фото: Юрий Покровский

— У Юрия Абрамовича дочь-пианистка и внук-скрипач. Не поступал ли вам заказ на сочинение для семейного ансамбля?

— Да, пишу произведение для фортепиано, скрипки и альта. Работа идет не быстро, урывками. Потому что не специально к какому-то концерту пишется, а в удовольствие.

«Пишу музыку так, как писал бы режиссер, если бы умел это делать»

— Вы также пишете музыку для кино. В чем разница между написанием театральной и киномузыки?

Я в киномире скорее гость. Да, действительно сотрудничаю с интересными крупными режиссерами — Лунгиным, Кравчуком. Но я не нахожусь в этом цехе — там, где работают суперпрофессионалы, такие как Артем Васильев, Иван Бурляев, Юра Потеенко, каким был Эдуард Артемьев.

Кино от театра, пожалуй, отличается тем, что в театре не обязательно должна быть музыка. Кино без нее не обходится. Но в нем гораздо сложнее. Нужно уметь написать саспенс, например. То есть выразить в музыке погружение в тревожное состояние, чувство страха, причем разной интенсивности. В театре такого почти не бывает.

— Создаете ли вы электронную музыку?

— Да. Но я не люблю грохот, мигания. Не воспринимаю. Но без электроники сейчас не обойдется ни одно кино. Поэтому когда пишется оркестр, студия приглашает специалиста-электронщика, которому я объясняю, что необходимо сделать. Иногда рисую схемы. Например: один электронный пласт — звучание шумящих рельсов, другой — металла. Он это воплощает, а я утверждаю итоговый вариант. Только так живой оркестр становится современным. Обычный оркестр без электроники в кино уже не работает.

оркестр
Фото: Юрий Покровский

— Получается, в кино у композитора больше свободы?

— Не совсем. Объемнее задание. Свободы не так много. Я выступаю проводником — пишу музыку так, как писал бы режиссер, если бы умел это делать. Он главный. Бывает, кто-то сильно вмешивается в процесс, а кто-то принимает то, что есть.

«Гонорары вдохновляют»

— Есть ли конкуренция среди современных композиторов?

— В подобных случаях у меня скорее срабатывает хорошая творческая зависть, желание сочинить что-нибудь того же уровня.

Меня восхищает Александр Чайковский. Не потому что он мой главный учитель по жизни, а потому что у него бывают невероятные попадания. Очень нравится Родион Щедрин, многие вещи Софии Губайдулиной. Недавно открыл для себя замечательного композитора Петра Климова. Услышал его на «Тавриде-арт». Он скромный, не афиширует себя, но в его пьесах масса изобретательности и юмора.

— Шостакович говорил: «Если можешь не писать музыку — не пиши». А какая лакмусовая бумажка композиторского призвания у вас?

Даже не думаешь, хочешь сочинять музыку или нет, это происходит само собой, это часть жизни. Настает момент, когда ее надо писать. Может, ты не хочешь сочинять, хочешь поваляться. А в договоре прописана дата и что будет, если ее просрочишь, особенно в кино. Там за каждый день простоя идут большие штрафы.

Но гонорары вдохновляют. Когда знаешь, что тебе хорошо заплатят, почему-то какой-то прилив сил появляется. Просто начинаешь в себя верить. Думаешь, раз ко мне такое серьезное отношение, значит, я это могу.

Кузьма Бодров и Юрий Башмет

Кузьма Бодров и Юрий Башмет

Фото: пресс-служба РКА

— Композитором рождаются или у вас был выбор, кем стать?

У меня с детства было два сильных увлечения. Первое — фортепиано. Меня магически тянуло к клавишам. Я играл на пеньке, изображая на дощечке клавиатуру. В гостях у бабушки (у нее был инструмент) сводил соседей с ума: весь день мог бренчать.

А второе увлечение — хирургия. Моя мама была врачом. Я ходил к ней в госпиталь, смотрел на перевязки. Дома делал операции игрушкам. Но меня развернуло в музыку резко. Стал писать довольно рано, с 11–12 лет. Поначалу это было подражание произведениям, которые я играл на скрипке.

Счастье, что мне везло с преподавателями. У меня был прекрасный первый учитель — Муратбек Бегалиев, который основал консерваторию в Киргизии. Замечательный человек, мы с ним до сих пор поддерживаем связь.

Справка «Известий»

Кузьма Бодров окончил Московскую консерваторию в 2005 году (класс профессора Александра Чайковского). Автор оперы, симфонических и камерных сочинений, киномузыки и музыки к театральным постановках. Преподает в МГК имени П. И. Чайковского, РАМ имени Гнесиных, РАТИ-ГИТИС и образовательном центре «Сириус» в Сочи. Участник мастер-классов Р. Щедрина, А. Пярта, Ю. Буцко.

Читайте также
Прямой эфир