Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США согласовали с Нигером дату вывода американских войск
Мир
Шор обвинил власти Молдавии в намерении завысить цены на газ в стране
Мир
Посольство РФ призвало россиян в ДР Конго не посещать центр Киншасы после мятежа
Мир
В Иране совершил жесткую посадку вертолет, перевозивший президента Раиси
Мир
Иранцы собрались на молитву за здоровье президента Раиси
Мир
Глава МО Британии назвал причину отказа ФРГ передать Taurus Украине
Мир
Министр обороны Великобритании обеспокоился союзом России и Китая
Мир
Теннисистку Джорджи обвинили в краже мебели на €100 тыс. с виллы в Италии
Спорт
Капитан «Спартака» Джикия сыграл свой последний матч за клуб
Мир
СМИ сообщили о ликвидации лидера мятежников в Конго
Политика
Лавров заявил об отсутствии на Западе опирающихся на факты политиков
Спорт
Рагозина поставила на победу Папина в бою с Чилембой
Мир
Французский депутат предложил разрешить Украине наносить удары по территории РФ
Мир
Опубликованы кадры обстановки во время поисков вертолета президента Ирана
Мир
Обвиняемый в покушении на премьера Словакии мог действовать не один
Мир
Военные в ДР Конго заявили о предотвращении попытки госпереворота
Мир
Короля Саудовской Аравии обследуют врачи из-за температуры и болей в суставах

«Люди к нам из космоса не прилетят»

HR-директор компании Fix Price Антон Максименко — о том, как рынок ритейла справляется с дефицитом сотрудников и привлекает айтишников
0
Фото: пресс-служба Fix Price
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Рынок ритейла постепенно приходит в норму после небольшого спада 2022 года. Отрасль продолжает динамично развиваться, но сталкивается с большой и системной проблемой — недостатком кадров. В первую очередь это работники торговых залов, квалифицированные и неквалифицированные рабочие, а также айтишники. Последних привлечь непросто, и компании решают эту задачу разными способами. Как ритейл справляется с кадровым голодом и повышает эффективность работы с персоналом, «Известиям» рассказал HR-директор Fix Price Антон Максименко.

— Что изменилось на рынке ритейла в 2022 году и какая ситуация складывается сегодня?

— В начале 2022 года наблюдались сложности с поиском торгового персонала, квалифицированных и неквалифицированных рабочих. Многие компании ощущали нехватку ИТ-сотрудников.

Осенью стало легче с набором офисного персонала на позиции, где не требуется специальных знаний и опыта работы. У нас наконец закрылись долго висящие вакансии айтишников. Это отчасти можно связать с закрытием крупных офисов иностранных компаний, отчасти — с обычным оживлением рынка труда в это время года. Но в том числе и мы со своей стороны предлагали работникам комфортные рыночные условия труда.

В целом уход зарубежных компаний не дал заметного импульса увеличению предложения рабочей силы на рынке. Тем более, что многие из них в реальности продолжили работу. Мы не почувствовали ни облегчения, ни серьезных сложностей — ситуация оставалась стабильной.

— А какие профессии и специальности оказались в особенном дефиците?

— Не только ритейл, но и другие компании нуждаются в первую очередь в грамотном руководстве. Если этот вопрос решен, то необходимы люди, которые занимаются внедрением новых технологий, инноваций, помогают развитию — к примеру, специалисты в автоматизации бизнес-процессов, бизнес-аналитике.

Если говорить о ритейле, то в дефиците остается, как я сказал ранее, торговый и рабочий персонал. Рынок развивается, конкуренция с маркетплейсами усиливается, крупные торговые сети тоже переходят на новые уровни, а работников больше не становится. Поэтому ритейлеры активно борются за сотрудников. Это естественный фактор.

— Как вы решаете проблему с наймом ИТ-специалистов?

— Мы предлагаем им достаточно комфортные условия — интересные проекты, возможность построения карьеры.

Серьезных трудностей, если честно, не чувствуем — ситуация такая же, как в начале 2022 года. Мне кажется, рынок труда постепенно адаптируется к потребности, и всё больше людей получают начальное ИТ-образование и выходят на рынок. Появляется немалое количество так называемых джунов — специалистов с начальным айтишным опытом, из которых можно вырастить высококвалифицированных специалистов. Думаю, постепенно всё придет в равновесие.

— Какие задачи в сфере ИТ ритейлу сейчас, на ваш взгляд, нужно закрыть в первую очередь?

— Могу сказать на примере нашей компании. У нас большая потребность в автоматизации: в логистике, продажах, маркетинге и так далее. В области управления персоналом тоже есть запрос на цифровизацию, много проектов.

Ритейл напрямую взаимодействует с покупателями, ожидающими, что услуга будет развиваться и становиться более технологичной. Потребность в автоматизации на этом рынке есть по всем направлениям, и она возрастает. Расширяются технические мощности, которыми надо оперировать: ИТ-оборудование, электронные кассы, маршрутизаторы, рабочие станции, серверы и так далее. Поэтому требуется широкий пласт ИТ-специалистов. Это инженеры, программисты, тимлиды, продакт-менеджеры и другие.

— Какие технологии используете в этой области?

— Fix Price активно развивается, в прошлом году мы открыли более 750 магазинов и создали более 4 тыс. рабочих мест. Чтобы эффективно управлять такой большой компанией, сохраняя быстрые темпы роста и высокую рентабельность, без технологий не обойтись. В области человеческих ресурсов как раз активно их продвигаем.

Одним из самых интересных проектов последних месяцев стал электронный кадровый документооборот с применением усиленной квалифицированной электронной подписи. Благодаря ему все документы в области трудовых отношений наши сотрудники могут подписывать прямо со смартфона. Мы не только сэкономили много бумаги, но и упростили взаимодействие с сотрудниками, ускорили кадровые процессы, создали электронную базу документов, что, конечно, повышает эффективность труда.

Также из новинок прошлого года — комплексная система кадрового сопровождения. Весь процесс — от поиска кандидата до его оформления на работу — оцифрован и располагается в единой базе.

Кроме того, в начале этого года мы успешно протестировали и внедрили в работу роботов, которые помогают нашим рекрутерам закрывать вакансии. В отличие от человека такой робот может анализировать сотни резюме в день, звонить подходящим соискателям и предлагать им вакансии в наших магазинах и распределительных центрах. В случае согласия человека робот-помощник может записать его на очное собеседование (можно выбрать вакансию ближе к дому). Это обеспечило нам дополнительный поток соискателей в магазины, который не требует обработки человеком, плюс в среднесрочной перспективе технология поможет не расширять штат рекрутеров.

— А как соискатели реагируют на роботов? Доверяют таким звонкам?

— Да, по статистике, около 20-30% кандидатов, по которым проходят наши «холодные звонки», разговаривают с роботами нормально. Конечно, мы будем стараться увеличивать эту долю. Не все пока готовы взаимодействовать с роботами как с живым человеком, но в дальнейшем технологии будут развиваться, общение ботов станет естественным и комфортным. Искусственный интеллект и нейросети в этой сфере тоже найдут применение.

Люди все активнее контактируют с электронными помощниками, если они грамотно настроены, не отнимают лишнего времени и не заторможены.

— Что вы предлагаете тем, кто уже работает? Развиваете ли какие-то социальные программы или программы обучения?

— Наш бизнес работает не только в России, но и еще в семи странах и показывает стабильный рост. Ритейл — динамичная среда, где всегда есть потребность в нестандартных решениях, но основательно продуманных и просчитанных. У нас возможен быстрый карьерный рост, если человек в нем заинтересован и замотивирован. Сотрудники, которые к нам присоединились, могут пройти прекрасную школу и получить импульс в своей карьере.

Мы привлекаем широкий круг специалистов, не только в продажах и логистике, но и в маркетинге, закупках, управлении персоналом, финансах, информационных технологиях и т.д. Чтобы поддерживать эффективную работу, мы развиваем систему наставничества в обучении. Молодые специалисты знакомятся с передовыми бизнес-технологиями и получают новый опыт, а специалисты с опытом находят себя в новых проектах и новых задачах, могут выдвигать и реализовывать свои идеи.

За последние два года мы увеличили количество часов обучения в два раза. Сейчас на одного человека в среднем в год приходится около 60 часов. Вкладываем много усилий, но делаем это без нажима. К тому же курсы не должны отнимать у работающего сотрудника слишком много времени. И важно, чтобы всё происходило в занимательной игровой форме.

— А как проходит обучение?

— Это онлайн-занятия, разделенные на модули. Можно скачивать видео или смотреть на смартфоне. У нас существует две программы: обязательная и дополнительная. Обязательные курсы — к примеру, корпоративная этика, деловое общение, документооборот и другие. В дополнительных сотрудники получают баллы, значки, повышают свой рейтинг внутри компании.

Для сотрудников магазинов обучение — блестящий шанс с нуля вырасти до позиции администратора, заведующего, менеджера по продажам и так далее. В офисе многое зависит от потенциала сотрудника, но так или иначе в приоритете работники, которые прошли обучение и записываются во внутренний кадровый резерв. Мы понимаем, что успех бизнеса — это люди и качество принимаемых решений. Стараемся не терять лучших сотрудников.

В команде топов у нас есть те, кто прошел длинный путь, начиная еще со стартапа. Но есть и новые руководители, влившиеся в команду благодаря квалификации и активности. Растет и средний менеджмент. В прошлом году внедрили для ключевых сотрудников систему долгосрочного материального стимулирования. Стараемся заинтересовать их в капитализации бизнеса.

— По вашему мнению, как будет развиваться рынок ритейла дальше? Какие тенденции замечаете?

— Сейчас наблюдается тенденция повышения социальной ответственности бизнеса, изменение отношения к экологии, в том числе в ритейле. Кроме того, стало важно внимательнее относиться к защите персональных данных и работать над повышением эффективности труда, технологичности процессов.

Вопрос с дефицитом кадров еще существует, но с этим пока ничего не сделаешь, людей больше не становится. Демографическая яма 90-х дает о себе знать.

— А что, на ваш взгляд, можно было бы сделать, чтобы решить проблему дефицита?

— Повышение производительности труда и внедрение новых технологий, которые позволили бы облегчить труд, тратить меньше времени на обслуживание покупателей, ускорять работу сотрудников. В целом с инновациями быстрее принимаются и исполняются решения. Это и есть наилучший выход, потому что люди к нам из космоса не прилетят.

Прямой эфир