Глава российского Минфина Антон Силуанов рассказал в интервью, что в конце марта в федеральный бюджет поступило 2,5 трлн рублей доходов. Он не уточнил, о каких конкретно статьях идет речь. Тем не менее министр осторожно намекнул на просадку по нефтегазовым поступлениям по причине более низких цен на российские энергоресурсы по сравнению с прогнозируемыми. Значит, ростом бюджетных доходов в марте этого года государство обязано прежде всего дисциплинированным плательщикам налогов. Речь идет не только о том, что последние дни марта — крайний срок уплаты налога на прибыль, но и о том, что в конце I квартала в казну стали поступать выплаты по налогам на дополнительный доход (НДД) за IV квартал 2022 года.
Напомним, что по итогам 2023-го правительство РФ планировало получить 26,13 трлн рублей доходов в бюджет, расходы прогнозировались на уровне 29,05 трлн, а дефицит — 2,9 трлн рублей. Но уже в январе он выглядел угрожающе, достигнув почти 4 трлн рублей. В феврале и марте недостача немного сократилась за счет увеличения доходной базы бюджета. Однако риск значительного превышения реального размера дефицита над плановым к концу этого года всё еще сохраняется. По данным системы «Электронный бюджет», дефицит казны РФ на конец марта оценивался примерно на том же уровне, то есть с превышением планового показателя на весь год.
Однако в Минфине сохраняют оптимизм, хотя и не безоговорочный, уверяя, что к концу года все плановые показатели будут выполнены. Несмотря на то что сегодняшняя ситуация с дефицитом на первый взгляд тревожная, на самом деле доходы вполне реально повысить. Так, единовременный сбор с коммерческих предприятий практически всех отраслей, кроме нефтегазового сектора и МСП, в конце этого года должен по плану привлечь в бюджет 300 млрд рублей. Есть и другие источники, которые можно назвать более «творческими».
Так, к концу апреля в бюджет могут прийти поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортных пошлин, которые будут рассчитываться уже с учетом нового механизма определения дисконта цены российской Urals к цене эталонной марки сорта Brent. Из-за введенного странами Запада потолка цен на нашу нефть с декабря прошлого года дисконт на Urals, которая экспортируется морским путем, сильно увеличился.
Согласно данным западных исследовательских агентств, которые до сих пор были основой для расчета пошлин на экспорт и НДПИ для нефтегазового сектора в России, дисконт Urals к Brent в январе этого года оценивался в $34–40 за баррель. Эти цифры были весьма однобокими — они не учитывали того факта, что Россия экспортирует морским путем не только Urals, но еще и другие сорта нефти, например легкую малосернистую сорта ESPO, которая поступает в Китай и в некоторые другие страны Азии. А нефть ESPO КНР покупала с ценовым дисконтом к Brent всего в $5–10 за баррель.
Также цена Urals примерно в $40 за баррель и даже немного ниже имела место только в одном из портов Балтийского моря и, соответственно, лишь для поставок в западном направлении. Кроме того, потолок цен в полную силу начал действовать с февраля этого года. Таким образом, недополучение нефтегазовых доходов российским госбюджетом в январе, учитывая, что Brent тогда торговалась по $77–80 за баррель, было связано не с падением спроса на российское сырье.
Теперь в связи с произошедшими изменениями в законодательстве РФ российская нефть Urals будет продаваться с ограниченным дисконтом, который к тому же станет уменьшаться ежемесячно вплоть до июля. Так, если с 1 апреля Urals начала продаваться с максимальным дисконтом к Brent в $34 за баррель, то с 1 июля дисконт снизится до $25 за баррель. Соответственно, чисто математически это приведет к росту нефтегазовых поступлений в госказну.
В итоге сокращение сырьевых доходов российского бюджета из-за нефтяного эмбарго со стороны США, Канады, Великобритании и стран ЕС (за исключением тех, что получают сырье из России по трубопроводу) может компенсироваться уменьшением дисконта Urals к Brent. Мы ожидаем, что нефтегазовые доходы казны в 2023 году могут составить от 7 трлн до 8 трлн рублей, в зависимости от того, какими будут цены на мировом рынке.
Поэтому оптимизм Минфина относительно бюджетного дефицита в 2,9 трлн рублей к концу года мы считаем достаточно обоснованным, если только не случится новых негативных обстоятельств, способных обрушить мировой спрос на нефть, как весной 2020-го. В то же время сложившаяся ситуация с «творческими» нефтегазовыми доходами заставляет задуматься о том, что в России необходимо создавать собственное исследовательское агентство, которое будет более объективно изучать динамику цен на нашу нефть в мире и предоставлять правительству всестороннюю информацию.
Автор — ведущий аналитик Freedom Finance Global
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора