Эксперты оценили последствия расширения Японией экспортных санкций против России
Отказ от поставок Японией в РФ компонентов для авиации, космической отрасли, производства БПЛА, изделий из стали и алюминия, игрушек носит незначительный характер во внешнеторговом обороте, считает руководитель аналитического управления по глобальным рынкам инвестиционной компании Fontvielle Артур Мейнхард. Об этом он рассказал «Известиям» 31 марта.
Как уточнил аналитик, на конец 2021 года доля Японии во внешнеторговом обороте с России составляла 2,53%, или $19,9 млрд.
«Если РФ в основном поставляет в эту азиатскую страну энергоресурсы, от которых японцы так и не могут отказаться, то сама Япония направляет в РФ транспортные средства, оборудование и продукцию химической промышленности. Текущий отказ от поставок компонентов для авиации, космической отрасли, производства БПЛА, изделий из стали и алюминия, игрушек носит незначительный характер во внешнеторговом обороте», — отметил он.
Генеральный директор юридической компании «Гебель и партнеры» Сергей Гебель отметил, что, в то время как доля Японии в товарообороте России в 2022 году составила порядка $20 млрд, торговля РФ с Китаем превысил $190 млрд.
«Сокращение поставок по отдельным позициям не скажется на благосостоянии российской экономики. Все необходимые аналоги можно получить у других стран, охотно торгующих с Россией, в первую очередь у Китая. Оригинальные товары могут ввозиться в страну в рамках параллельного импорта, который за прошедший год развился и стал вполне эффективным», — считает эксперт.
В то же время преподаватель факультета технологического предпринимательства Университета «Синергия» Андрей Славянский объяснил, что Япония — один из основных изготовителей экспортируемых по всему миру электронных компонентов. При этом в настоящее время российские предприятия проводят импортозамещение этих компонентов.
«По многим из них освоено серийное производство. В том числе проектируются конструктивные замены элементов с применением современных технологий», — добавил он.
Доцент департамента экономической теории, ведущий научный сотрудник Института исследований международных экономических отношений Финансового университета при правительстве РФ Дмитрий Морковкин так же считает, что на фоне антироссийских санкций Китай — самый крупный торгово-экономический партнер, который может заместить импорт из Японии.
Экономист прогнозирует закрепление и развитие позитивных тенденций в двустороннем экономическом российско-китайском сотрудничестве в инновационно-технологической, военно-промышленной, энергетической, продовольственной, научно-исследовательской, туристической сферах.
«Расширение объемов такого взаимодействия, включая заключение впечатляющего пакета двусторонних инвестиционных соглашений и предстоящий контрактов, прогнозируется, по нашим оценкам, в размере, эквивалентном $160–180 млрд за 2023 год. По нашему мнению, это может означать углубление военно-технического сотрудничества и поставку китайской стороной товаров и компонентов для микроэлектроники, станкоинструментальной промышленности, компонентной базы, БПЛА (беспилотных летательных аппаратов. — Ред), в том числе технологий двойного назначения. К безусловным партнерам наряду с КНР, которые могут нарастить экспорт подобной продукции в Россию вместо Японии в ближайшей перспективе, стоит отнести такие страны как Белоруссия, Иран и КНДР», — заключил Морковкин.
Ранее в этот день сообщалось, что, по информации министерства экономики торговли и промышленности Японии, Токио расширило экспортные санкции в отношении РФ, включив в обновленный список компоненты для авиации, космической отрасли, производства БПЛА, изделия из алюминия и стали, оборудование для навигации и съемки, игрушки.
28 февраля Япония расширила санкции против РФ, и под ограничительные меры попали 48 граждан России, а также 73 организации.
Страны Запада усилили санкционное давление на Москву на фоне спецоперации по защите Донбасса, о начале которой президент РФ Владимир Путин объявил 24 февраля 2022 года.