Занять нечем: продажи бензиновых авто простимулируют только на 600 млн
В госпрограмме льготного автокредитования на стимулирование покупки машин с двигателями внутреннего сгорания будет выделено только 600 млн рублей из оставшихся резервов в 1,5 млрд, выяснили «Известия». Остальные 900 млн отложены под займы на электромобили. По оценкам банков и экспертов, сумма в чуть более полумиллиарда будет освоена в течение одной-двух ближайших недель, ее хватит на реализацию всего около 3–4 тыс. машин. Минпромторг 30 марта анонсировал возобновление госпрограммы, но ее параметры скорректированы: взять льготный кредит теперь смогут отдельные категории граждан — медработники, работники сферы образования и участники СВО. Ограничивающим спрос фактором будет и установленная в программе стоимость автомобиля в 2 млн рублей, отмечают эксперты.
Забуксовали на старте
Минпромторг 30 марта сообщил о возобновлении традиционной программы поддержки автоотрасли — льготного кредитования. При этом ведомство скорректировало ее параметры: теперь покупка машины с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) по такому займу будет доступна ограниченным категориям граждан — медработникам, сотрудникам сферы образования, а также участникам СВО на Украине, сообщили в пресс-службе Минпромторга.
Остальные параметры программы остались прежними: скидка на оплату первоначального взноса по кредиту составляет 20% от стоимости автомобиля (а для жителей ДФО — 25%). В программу попадают машины отечественного производства стоимостью до 2 млн рублей. Скидка на электромобили предоставляется всем категориям заемщиков и составляет 25% (но не более 625 тыс. рублей), напомнили в министерстве.
В программе участвуют все модели УАЗ, Lada, ГАЗ, «КамАЗ», «Урал» и электромобили марки Evolute (производитель липецкий завод «Моторинвест»), напомнил независимый автоэксперт Сергей Дианин.
На 2023 год на всю программу было выделено 5,1 млрд рублей. Но как отмечали участники отрасли, еще в феврале большая часть этих средств уже была выбрана. Президент АвтоВАЗа Максим Соколов, выступая на парламентских слушаниях в Совете Федерации в конце февраля, также говорил о том, что средства почти потрачены. Но 1,5 млрд рублей были зарезервированы под поддержку продаж электромобилей.
Сейчас Минпромторг решил выделить часть этой квоты на субсидирование продаж машин с ДВС. По данным двух источников «Известий» на авторынке, речь идет о сумме менее 1 млрд рублей. В банке «Открытие», участвующем в программе, редакции назвали сумму в 600 млн, остальные 900 млн по-прежнему зарезервированы под кредиты на электрокары.
— На фоне высокого спроса в рамках госпрограммы в сегменте бензиновых машин Минпромторгом, очевидно, было принято решение о перераспределении оставшихся средств, зарезервированных под субсидирование покупки электрокаров, на бензиновые авто. Таким образом, из 1,5 млрд рублей 0,9 млрд было оставлено под электрокары, 0,6 млрд перераспределено на субсидирование покупки авто с ДВС, — сообщила руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка) Марина Дембицкая.
В пресс-службе Минпромторга отказались от дополнительных комментариев.
Поддержка спроса
Банки ждут направления им официальных данных о новых параметрах госпрограммы и в ближайшее время готовятся возобновить выдачу кредитов, сообщили «Известиям» в пресс-службах ВТБ и Росбанка.
В Национальном бюро кредитных историй (НБКИ) отметили, что льготные автозаймы, безусловно, эффективная мера поддержки продаж машин.
— Например, в декабре 2022-го было отмечено снижение выдачи автокредитов и автопродаж, не характерное для высокого сезона конца года. Это неожиданное снижение было связано именно с приостановкой госпрограммы льготного автокредитования в конце прошлого года. Однако уже в начале 2023-го она возобновилась, следствием чего стал рост количества выданных займов по сравнению с концом 2022-го, — рассказал директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
По его словам, в феврале средний чек кредита на покупку автомобиля в России составил 1,22 млн рублей.
В «Открытие Авто» отмечают, что весь объем субсидии на машины с ДВС выбрали уже в феврале, после чего банки-участники перестали выдавать автокредиты по этому направлению. Напротив, расходование субсидии на электромобили идет достаточно медленно.
— Согласно статистике выдач банка «Открытие», купленные по госпрограмме электромобили исчисляются пока единицами, — отметила Марина Дембицкая.
Поэтому 900 млн рублей (на электрокары) будут расходоваться, вероятно, в течение всего 2023 года, так как спрос по программе небольшой. На эти средства удастся реализовать примерно 1,8 тыс. электромобилей, оценили в «Открытие Авто».
3 тысячи авто
При этом дополнительные 600 млн рублей на бензиновые машины — очень небольшая сумма, соглашаются источники «Известий» в автопроме. Также ограничивающий спрос фактор — установленная в программе стоимость автомобиля — 2 млн рублей. По мнению автоэксперта Сергея Дианина, при сохранении ограничения по цене машины и остатка средств на программу можно говорить о дополнительных продажах 3,5–4 тыс. авто на всю страну.
Схожие оценки приводят и в «Открытии Авто»: 600 млн рублей на бензиновые машины будут освоены уже в течение ближайших одной-двух недель, это дополнительные 3 тыс. машин. С ними согласен и независимый автоэксперт Сергей Бургазлиев.
— О более ощутимой поддержке имеет смысл говорить, если госпрограмма будет дофинансирована на ожидаемые 15 млрд рублей, которые могут обеспечить рынку продажи порядка 80 тыс. машин, или плюс 10% для рынка, — добавляет Марина Дембицкая. Рекомендация выделить еще 15 млрд рублей поступила от Совета Федерации, уточнила она.
По мнению Сергея Бургазлиева, критерии программы нужно расширять, например, добавив в нее модели китайских Haval и Kaiyi (сборка последних запущена на заводе «Автотор» в Калининграде), несмотря на то, что их производство не локализовано в России.