Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Итальянский журналист Джулиано рассказал о всемирном шоке от открытия ОИ
Мир
В Британии рассказали о бегстве с позиций бригады ВСУ
Мир
Поиски членов экипажа затонувшего судна Argos Georgia продолжаются
Мир
СМИ сообщили о следах чумы в отправленном министру внутренних дел Франции письме
Мир
Шеф Пентагона заявил о планах создать военное командование в Японии
Общество
Путин в День ВМФ открыл в Петербурге памятник адмиралу Ушакову
Общество
В Петербурге прошел военно-морской парад с участием 25 кораблей
Происшествия
В Карачаево-Черкесии потерпел крушение легкомоторный самолет
Происшествия
В цирке Кисловодска гимнастка сорвалась с высоты во время исполнения номера
Спорт
МОК извинился за церемонию открытия Олимпиады в Париже
Мир
В США назвали сенатора Келли выгодным для Харрис кандидатом в вице-президенты
Мир
Зеленский пообещал разработать план по достижению мира до конца ноября
Спорт
Теннисистка Андреева проиграла в первом круге олимпийского турнира
Мир
Два человека погибли при крушении легкомоторного самолета в Великобритании
Спорт
Пилота Mercedes Рассела дисквалифицировали после победы на Гран-при Бельгии
Мир
Захарова назвала искренним невежеством извинения МОК за открытие Олимпиады
Мир
В Мали погиб блогер Никита Федянин

Альтернативным маршрутом

Аналитик Александр Фролов — о том, как компенсировать выпадающие доходы «Газпрома» и стоит ли изменять принципы ценообразования на рынке
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В СМИ и экспертном сообществе обсуждаются возможные потери «Газпрома» от закрытия европейского рынка, которые могут составить $40 млрд в год. Для их компенсации в Госдуме предложили расширить внутреннее потребление газа и изменить методику ценообразования. Последнее парламентарии предлагают сделать более биржевым, а продавать топливо крупным потребителям по долгосрочным контрактам с условием «бери или плати».

Работоспособность части экспортных газопроводов нарушена, а некоторые недоступны из-за санкционного противостояния. На территории России оказалось «заперто» около 100 млрд куб. м топлива.

При сохранении текущей ситуации объем экспортных трубопроводных поставок в дальнее зарубежье (в западном направлении) по итогам 2023 года вряд ли превысит 60 млрд куб. м. Но это если учитывать такого крупного покупателя, как Турция. Если же оценивать перспективы только Евросоюза, он не импортирует и 35 млрд куб. м трубопроводного газа из России. Кстати, проблемы есть не только на нашей стороне, но и на стороне ЕС — там потребление в прошлом году сократилось на 55–60 млрд куб. м. В текущем году спрос может дополнительно снизиться. То есть объем европейского рынка сокращается, это отразилось бы на российском экспорте, даже если бы не было проблем с газотранспортными мощностями.

На этом фоне странно было бы ожидать роста прибыли основного газового экспортера. Если только европейский рынок не принесет печальный для себя, но приятный для всех поставщиков сюрприз, вернувшись к уровню цен образца марта или августа 2022 года.

«Газпром» реализует большую часть сырья на отечественном рынке. Так, в 2021 году из 516,1 млрд куб. м совокупного спроса со стороны российских потребителей компания обеспечила 247,2 млрд куб. м. Согласно предварительным итогам 2022-го, компания добыла 412,6 млрд куб. м, в страны дальнего зарубежья поставила 100,9 млрд куб. м газа, а внутренним потребителям из газотранспортной системы — 243 млрд куб. м.

Совокупная добыча по всем российским производителям, по оценке вице-премьера Александра Новака, сократилась в прошлом году примерно на 11,6%, до 673,8 млрд куб. м, что является худшим результатом с 2016-го. Но совокупный экспорт при этом упал до 184,4 млрд куб. м. В этом показателе и сжиженный природный газ НОВАТЭКа, и газпромовские поставки в ближнее зарубежье, которые идут по более скромным ценам, чем поставки в Евросоюз.

Стоит пояснить, что цены, по которым «Газпром» поставляет топливо российским потребителям, регулируются государством — в зависимости от категории и учитывая расстояние доставки. Сейчас этот показатель регламентирован приказами ФАС от 16 ноября 2022 года. Отдельный документ по ценам для населения, отдельный — для остальных потребителей. По сути, сырье на внутреннем рынке не должно дорожать выше уровня инфляции. Но в то же время такой рынок никогда не отличался особой прибыльностью, учитывая себестоимость добычи и расходы на транспортировку. Стабильность цен на нем обеспечивалась экспортом.

При этом никто не компенсирует «Газпрому» расходы на геологоразведочные работы, освоение новых месторождений, газификацию и прочее. А эти проекты имеют стратегически важное значение для экономики страны и для социальной сферы. Более того, государство повышает налоги. Поэтому резкое сокращение цен на внешних площадках (как в 2020 году) или иные кризисные явления провоцируют в отечественной экспертной среде обсуждения возможной схемы компенсации выпадающих доходов.

Традиционно оживает тема изменения принципа ценообразования. Она обсуждалась еще в середине 2000-х годов. Тогда росло благосостояние населения, и государство намеревалось ввести принцип экспортного паритета — привязать цены внутри страны к ценам на внешних площадках (минус транспортировка, минус экспортная пошлина). Но на рубеже десятилетий произошел кризис, который заставил отложить эти планы на неопределенный срок.

Сейчас об экспортном паритете уже не говорится. Оценивается возможность использовать биржевые механизмы, для чего предлагается не менее 10% добываемого сырья реализовывать через Санкт-Петербургскую международную товарно-сырьевую биржу. То есть использовать схему, которая уже была отработана в области моторных видов топлива. Правда, как это должно сочетаться с принципом «сначала продать газ, а потом его добыть», который исповедует «Газпром», неясно. Спорно выглядит мнение, что избыток предложения на внутреннем рынке, который возник из-за закрытия части экспортных направлений, должен сдержать рост котировок. В таком случае неясно, ради чего вводить новый механизм ценообразования, если он не принесет больше денег. Просто ради самой «более конкурентной» модели рынка?

Возникают также вопросы о том, не ударит ли новая модель по промышленности, а также по производителям электрической энергии и тепла. На долю последних приходится порядка трети топлива, который «Газпром» поставляет на внутренний рынок. Не снизится ли конкурентоспособность отечественной металлургии, нефтепереработки, производителей удобрений?

Важно, что изменять модель ценообразования для населения и коммунально-бытового сектора не собираются. Это более чем разумно, учитывая, что благосостояние граждан после череды кризисов не растет. И удар по их кошелькам сейчас был бы крайне неразумен.

При этом спрос на внутреннем рынке номинально должен увеличиваться — в связи с продолжающейся программой газификации, уровень которой к концу десятилетия поднимется с текущих 73% до 83%. Но реальный спрос на топливо зависит не только от количества подключенных потребителей, но и от погоды, а также от деловой активности. Для газовой промышленности идеально, если в отопительный период умеренно холодно, а промышленные предприятия день за днем стабильно и в больших количествах производят продукцию.

Из потенциально крупных потребителей можно назвать Мурманскую область, где на данный момент электроснабжение и тепло зависят от мазута. Также существенное увеличение спроса на внутреннем рынке могла бы дать дальнейшая газификация транспорта. Но на данный момент в качестве моторного топлива потребляется около 1,5 млрд куб. м метана, а план на 2030 год подразумевает рост этого показателя до 11 млрд куб. м. То есть газомоторная отрасль позволит заместить рынок, скажем, Польши.

Но куда более перспективно с точки зрения и газовой отрасли и государства развивать производство СПГ и альтернативные маршруты трубопроводных поставок, чтобы вернуть поддерживающую внутренний рынок экспортную составляющую.

Из запланированных альтернатив — Китай, куда к концу десятилетия, при благоприятном стечении обстоятельств, можно будет поставлять около 100 млрд куб. м (из них 48–50 млрд куб. м по уже подписанным контрактам). А из предполагающихся альтернатив можно назвать иранские свопы, с помощью которых Россия могла бы выйти на рынок Индии. Но для этого необходимо достроить газотранспортные мощности между Ираном, Пакистаном и Индией. Только развитие восточного и южного направлений поставок способно полностью компенсировать потерю значительной части европейского рынка и вернуть экспортные доходы на докризисный уровень.

Автор — заместитель генерального директора Института национальной энергетики

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Прямой эфир