В Брюсселе 23 марта начался двухдневный саммит Евросоюза, на котором украинская тема находится в фокусе самого пристального внимания. Причем у Киева там есть как поклонники, так и противники. Президент Украины Владимир Зеленский принимает участие в саммите по видеосвязи, и он неизбежно столкнется с неудобными вопросами, прежде всего от венгерской делегации, которая в прошлом году заблокировала предоставление украинской стороне финансовой помощи в размере €18 млрд в 2023-м. В итоге остальным 26 государствам ЕС пришлось разработать новый, более сложный план по предоставлению денег Украине.
Брюссель в целом, даже несмотря на громкие заявления некоторых чиновников, вряд ли заинтересован в скорой интеграции Украины. Тем не менее даже если мы примем тот факт, что проукраинское лобби восторжествует в Брюсселе, то есть серьезное препятствие, которое всё равно не позволит Киеву присоединиться к организации. При этом отметим, что в 2022-м Украина официально получила статус кандидата на вступление в ЕС.
В преддверии саммита Будапешт объявил Зеленскому, что намерен блокировать членство Украины в Евросоюзе и НАТО, пока не будут обеспечены права закарпатских венгров. Защита соотечественников, проживающих за рубежом, — один из главных приоритетов Венгрии во внешней политике. Об этом прямо говорится в венгерской Конституции: «Побуждаемая идеалом единой венгерской нации, Венгрия несет ответственность за судьбу венгров, проживающих за ее границами, и должна продолжать поддерживать их усилия по сохранению венгерской культуры, поощрять их сотрудничество друг с другом и Венгрией» (ст. D).
Венгерские власти не дают в обиду своих соотечественников даже в государствах — членах Евросоюза и НАТО. Так, нежелание Румынии предоставить автономию секеям (венгерскому субэтносу) нередко приводит к дипломатическим скандалам между Будапештом и Бухарестом. На Украине же речь идет о куда более приземленных вещах, нежели смена политического статуса территории компактного проживания этнического меньшинства.
По переписи 2001 года на Украине насчитывалось 156,6 тыс. венгров, подавляющее большинство из них живет в Закарпатской области, преимущественно в районах, граничащих с Венгрией. В 2011 году ее парламент принял закон, согласно которому этнические венгры, проживающие за границей, получили право на оформление гражданства Венгрии в упрощенном порядке. И немало закарпатских венгров этим правом воспользовалось, правда, нелегально, поскольку Украина не признает двойное гражданство.
То обстоятельство, что значительная часть венгров Закарпатья обладает такими паспортами, осложняет вопрос с их мобилизацией в ряды ВСУ. С точки зрения Будапешта, венгерских граждан отправляют в зону вооруженного конфликта, в котором Венгрия участия не принимает. Более того, венгры утверждают, что их мобилизуют в первую очередь и они несут огромные потери на фронте. Венгерские власти не могут закрыть глаза на эти факты, и они прямо заявляют, что их цель — защитить закарпатских соотечественников от какого бы то ни было участия в боевых действиях. В связи с этим Будапешт не допускает даже транзита оружия на Украину через Закарпатскую область.
Также Будапешт беспокоит ситуация с обеспечением языковых прав своих соотечественников на Украине. Принятый в 2017 году закон об образовании предусматривает, что начиная с 5-го класса дети национальных меньшинств должны проходить обучение на украинском языке, а родной язык изучать лишь как отдельную дисциплину. Исключение сделано для «коренных народов Украины», к числу которых киевские власти отнесли крымских татар, караимов и крымчаков. Помимо Венгрии свои озабоченности по поводу украинского закона высказали власти России, Румынии, Молдавии, Греции, Болгарии, Польши и Словакии. По инициативе Венгрии и Румынии Совет Европы принял решение обратиться в Венецианскую комиссию по поводу положения национальных меньшинств на Украине.
Еще один болезненный для руководства Венгрии вопрос — преследования на Украине представителей венгерского национального меньшинства. Как сообщают закарпатские СМИ, в последние месяцы несколько руководителей венгерских национальных учреждений Закарпатья были уволены со своих постов. В отношении депутата Закарпатского областного совета Юдиты Петеи возбудили уголовное дело, из-за того что она опубликовала в социальной сети карту Закарпатья, половина которой закрашена в цвета венгерского флага. При этом с общественных учреждений столицы Закарпатской области города Мукачево и близлежащих сел были сняты венгерские флаги. Госсекретарь МИД Венгрии по двусторонним отношениям Тамаш Менцер расценил действия украинских властей как притеснения венгерского национального меньшинства и призвал остановить эти «зверства».
Для Будапешта страстное желание Украины стать частью Евросоюза и НАТО — прекрасный повод добиться соблюдения киевскими властями прав венгров, а заодно и других национальных меньшинств. Точно так же как президент Турции Реджеп Эрдоган добился от шведских властей начала выдачи членов Рабочей партии Курдистана, обвиняемых Анкарой в терроризме.
Готов ли Киев отказаться от жестких форм украинизации во внутренней политике ради евроатлантических перспектив? Весьма сомнительно, поскольку маховик нациестроительства раскручен настолько, что остановить его в одночасье просто не получится, даже если кто-то в высшем руководстве этого искренне захочет. К тому же неизбежно встанет вопрос, а стоит ли останавливать, если перспективы членства Украины в западных структурах всё равно останутся весьма туманными.
Безрассудно стремясь в ЕС и НАТО, Украина парадоксальным образом всё дальше отдаляется от тех ценностей, которые сейчас там приняты. В Западной Европе и США правят бал идеи мультикультурализма, толерантности, размывания национальной и половой идентичности. На Украине же, наоборот, раздувается национальный миф, основанный на героизации единомышленников Гитлера и других уже давно «отмененных» на Западе деятелей. Рано или поздно это противоречие станет слишком очевидным как для Запада, так и для Украины. И тогда в Киеве встанет вопрос: «А для чего вообще всё это было нужно?».
Автор — политолог, эксперт по восточноевропейскому региону
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора