С начала марта нацвалюта ослабла к доллару и евро примерно на 3%, а с начала года ее потери составляют уже около 9%. Накануне «американец» подскакивал выше 77 рублей, а «европеец» — 82 рублей за единицу.
Если в январе-феврале санкционное сжатие экспорта отечественных энергоносителей, включая эмбарго и потолок цен, в значительной мере компенсировалось для нацвалюты высоким уровнем цен на сырьевом рынке, то начало весны принесло неблагоприятные тренды — волну охлаждения глобального риск-аппетита и связанное с этим падение стоимости нефти.
Всего за неделю баррель Brent утратил почти пятую часть своей стоимости, откатившись с уровней $80+ в направлении $70. Это происходит на фоне опасений, спровоцированных проблемами в банковском секторе США и Европы. За последние несколько недель в Америке закрылись три крупных региональных финансовых организации, а из-за проблем в швейцарском Credit Suisse его пришлось покупать банку UBS.
И хотя финансовые власти приняли экстренные меры для стабилизации ситуации, немалая часть инвесторов остается при мнении, что сбить пламя — еще на значит погасить пожар. Страхи того, что финансовый кризис удалось не предотвратить, а всего лишь отсрочить, еще какое-то время могут оказывать давление на общие настроения.
Помимо ценового обвала в нефти, позиции нацвалюты пошатнули данные об ухудшении бюджетного баланса. Как сообщал Минфин, в январе дефицит казны составил 1,76 трлн рублей, то есть 60% от годового плана. Доходы упали на треть по отношению к январю предыдущего года, а расходы подскочили на 59%.
Впрочем, траектория основных показателей бюджета к концу зимы улучшилась. Просадку доходной части удалось компенсировать с январских –35% до –25%, а дефицит уменьшился в два раза по сравнению с январем.
При этом монетарные условия для российской валюты не меняются. Рубль ожидаемо без особых эмоций встретил 17 марта решение Банка России оставить ключевую ставку на уровне 7,5%.
Анализ ситуации позволяет предположить, что импульс ослабления нацвалюты близок к своему завершению. До конца марта мы ожидаем движения доллара от текущих 77 рублей в направлении 73, евро — от 82 к 78 рублям, а юаня — от 11,2 к 10,8.
Глобальный риск-аппетит вскоре может начать восстанавливаться. Необходимость сгладить ситуацию в финсекторе подталкивает центробанки по всему миру к тому, чтобы замедлить темпы ужесточения денежно-кредитной политики. Мягкость регуляторов будет играть против доллара и евро, и это даст шанс развивающимся валютам и нефтяным котировкам на улучшение своих позиций.
Геополитическое давление на рублевые активы куда менее предсказуемо, однако даже если будут реализованы планы западных стран по снижению потолка цен на нефть из России на $5 (до $55), критических последствий для экспорта это за собой не повлечет. Более того, сужение спреда между стоимостью марок Urals и Brent может продолжиться.
Локальную поддержку в ближайшее время рублю способен оказать мартовский налоговый период. Причем в этом месяце нацвалюта может ощутить ее сильнее обычного, поскольку объем выплат ожидается на 60–70% выше, чем в феврале. Не будем также забывать про ежедневные продажи юаней в рамках бюджетного правила, которые продолжают сглаживать волатильность.
В любом случае можно заключить, что делать ставку на дальнейший рост курса инвалют не стоит. В то же время особым вниманием инвесторов сейчас пользуется золото. Впервые с апреля 2022 года тройская унция превысила в цене $2 тыс. Драгметалл традиционно воспринимается инвесторами в качестве тихой гавани, и в условиях проблем финсектора США часть капиталов уходит из доллара в старейший защитный актив.
Среднесрочно стоимость золота может продолжить умеренный рост, а в случае закрепления над отметкой $2000 тыс. мы можем увидеть движение в сторону $2,1 тыс.
Важно помнить о том, что драгметаллы — это история прежде всего для долгосрочных инвесторов. Котировки золота могут месяцами не показывать заметных движений. Тем не менее это актив с уникальным защитным статусом. Золото может занимать в портфеле инвестора долю в 5–10%.
Автор — инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора