Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин заявил об укреплении ЕАЭС в качестве центра многополярного мира
Армия
ВС РФ нанесли удары по предприятиям ВПК ВСУ и объектам энергетики
Мир
В МИД РФ назвали атаки Киева на суда в Черном море попыткой срыва переговоров
Мир
Венесуэла обвинила США в похищении экипажа задержанного танкера
Мир
AP сообщило о пропаже с сайта минюста США 16 файлов по делу Эпштейна
Экономика
Российские банки начали запрашивать подтверждение родственной связи при переводе
Мир
Ушаков указал на необходимость соблюдения достигнутых договоренностей по Украине
Мир
FT заявила о предательстве Макроном Мерца по вопросу российских активов
Мир
Путин поблагодарил Лукашенко за высокую оценку российско-белорусских отношений
Мир
Посол РФ заявил о росте запроса на альтернативную информацию в Испании
Политика
В МИД РФ сообщили о продолжении переговоров РФ и США по Украине «в духе Аляски»
Мир
Ушаков заявил об отсутствии хороших добавлений в мирный план от Украины и Европы
Общество
Пропавшие в Самарской области дети найдены
Мир
Лукашенко заявил о переходе председательства в ЕАЭС к Казахстану в 2026 году
Мир
Дмитриев поблагодарил Тулси Габбард за разоблачение «глубинного государства»
Спорт
Лучникам из РФ до 21 года разрешили выступать на турнирах в нейтральном статусе
Экономика
Экономист предрекла западным компаниям сложный процесс возвращения на рынок РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Маркетплейсы готовятся создать черный список продавцов нелегальной продукции — он может появиться уже во II квартале этого года. Речь идет о товарах, которые подлежат обязательной маркировке. Об этом «Известиям» рассказали в Центре развития перспективных технологий. Ранее общественники выяснили, что до половины продавцов на крупнейших площадках предлагают нелегальную продукцию. Чаще всего речь идет об обуви, одежде и парфюмерии. Площадки предлагают блокировать торговцев контрафактом, этот механизм обсудят с ФАС.

Проверить марку

Уже во II квартале маркетплейсы начнут отправлять в черный список продавцов нелегальных товаров. Речь идет о реестре недобросовестных поставщиков. Все площадки получат доступ к такому перечню, а значит, смогут оперативно блокировать нарушителей. Как рассказали «Известиям» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки), который принимает участие в создании такой системы, этот вопрос уже обсуждают со всеми платформами, а также тестируют с «Яндекс Маркетом».

товар на складе
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына

На практике это будет работать так: площадки начнут фильтровать продавцов, используя данные системы маркировки товаров. Сейчас в РФ под обязательную идентификацию продукции кодами попадают, в частности, обувь, изделия легкой промышленности, шубы, духи, шины и фотоаппараты. Если продавец нарушит правила маркировки (например, не пройдет регистрацию в системе, не разместит на товаре идентификационный код и так далее), то маркетплейс узнает об этом автоматически. Предпринимателя занесут в черный список. Идея состоит в том, чтобы заблокировать его на площадках, — доступ к перечню будет у всех ресурсов, поэтому нарушитель не сможет торговать на крупных маркетплейсах.

В ЦРПТ уточнили, что в случае реализации такого подхода цены на товары не вырастут: сверка информации будет происходить автоматически, а доля рынка легальных торговцев вырастет. О желании присоединиться к инициативе уже заявили несколько крупных игроков рынка.

Ранее «Известия» писали, что «Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) в начале года провела мониторинг 450 продавцов на крупнейших площадках. В итоге доля нелегальных торговцев парфюмерии на Wildberries достигла 66%, воды — 58%, обуви — 47%. На Ozon этот показатель варьируется в диапазоне 8–13%, на «Яндекс.Маркете» — 4–7%. То есть покупателям доступны подделки или незаконно ввезенная продукция, пояснили «Известиям» в «Общественной потребительской инициативе». Чаще остальных в сети предлагают нелегальные обувь, одежду и парфюм, уточнили в ОПИ.

— Да, мы обсуждали с ЦРПТ взаимодействие в части обмена данными о товарах с нарушениями маркировки и о продавцах, пренебрегающих обязанностью передавать сведения в систему ЦРПТ «Честный знак», — сказал «Известиям» президент АКИТ Артем Соколов. — Сейчас мы изучаем предоставленные ЦРПТ статистические данные, чтобы в дальнейшем предметно обсудить формат возможного взаимодействия и технические особенности его реализации.

В Минпромторг инициатива пока не поступала, сказали «Известиям» в ведомстве. Ее рассмотрят при получении, добавили там.

«Известия» направили запросы в «Яндекс Маркет», Ozon и Wildberries.

склад
Фото: РИА Новости/POOL/Михаил Воскресенский

Антиконтрафакт

Онлайн-торговля готова блокировать продавцов контрафакта на своих площадках. АКИТ обсудит это предложение с Федеральной антимонопольной службой (ФАС), уточнил Артем Соколов. Пока законодательство не позволяет агрегаторам это сделать. ФАС еще не получила официальное предложение, отметили в службе «Известиям», хотя антимонопольщики уже начали работу по «борьбе с контрафактом, в том числе при продаже товаров через интернет».

— Идея — разработать механизм, который позволит тормозить работу тех поставщиков, которые замечены в размещении предложений о продаже контрафакта. Также необходим порядок восстановления их деятельности в перспективе, — пояснил Артем Соколов. — На практике это будет выглядеть так: если агрегатор фиксирует нарушение, то он блокирует продавца на три месяца, повторное нарушение правил чревато отказом в размещении товара на всех площадках сразу.

Сейчас маркетплейсы блокируют карточку с контрафактным товаром. По данным АКИТ, с августа 2022 года площадки получили более 2 млн обращений: после документарных проверок компании подтвердили почти 25 тыс. нарушений в части контрафакта, их заблокировали.

Маркетплейсам сложно анализировать товары, ведь это огромный массив информации, если в обычном магазине десятки тысяч наименований, то на этих ресурсах — миллионы, сказал «Известиям» вице-президент «Опоры России» Владлен Максимов. Через агрегаторы проходит заметное количество контрафакта, это большая проблема, тем более контроль осложняется ситуацией с параллельным импортом, заметил он. Плюс не все продавцы маркетплейсов следят за продукцией — оригинальная она или подделанная. Поэтому агрегаторам придется идти на расходы, увеличивать штат, чтобы минимизировать и полностью избавиться от нелегального товара на своих площадках, уверен он.

маркетплейс
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Площадки в силу своей бизнес-модели получают прибыль с реализации каждой единицы продукции, поэтому можно предположить, что они не заинтересованы в сокращении числа продавцов и товаров, заметил глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Действенный способ фильтрации — это независимый автоматизированный контроль поставщиков и ассортимента, уверен он. При этом брать за основу данные о нарушителях из системы маркировки — безусловно правильная мысль, согласен эксперт.

Читайте также
Прямой эфир